'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 2
  4. Научная статья № 2

Просмотры  75 просмотров

Аукенов Е.М.

  


ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ *

  


Аннотация:
вопрос оценки эффективности деятельности является одним из важнейших для любой организации. Особенно этот вопрос является актуальным и в то же время сложным для социальных предпринимателей, деятельность которых невозможно полноценно оценить традиционными экономическими и финансовыми инструментами. В этой связи, в данной статье рассматриваются наиболее часто используемые методы оценки социального воздействия и обосновывается необходимость оценки социального воздействия. Также раскрывается необходимость введения оценки социального воздействия для субъектов социального предпринимательства и предлагаются конкретные инструменты для достижения данной цели   

Ключевые слова:
социальное предпринимательство, оценка социального воздействия, социальный учет и аудит, логические модели, теория изменений, социальный анализ затрат и выгод, социальная отдача от инвестиций   


УДК 334.012.32

Аукенов Е.М.

докторант DBA

Алматы Менеджмент Университет

(г. Алматы, Казахстан)

 

ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ

СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ

 

Аннотация: вопрос оценки эффективности деятельности является одним из важнейших для любой организации. Особенно этот вопрос является актуальным и в то же время сложным для социальных предпринимателей, деятельность которых невозможно полноценно оценить традиционными экономическими и финансовыми инструментами. В этой связи, в данной статье рассматриваются наиболее часто используемые методы оценки социального воздействия и обосновывается необходимость оценки социального воздействия. Также раскрывается необходимость введения оценки социального воздействия для субъектов социального предпринимательства и предлагаются конкретные инструменты для достижения данной цели.

 

Ключевые слова: социальное предпринимательство, оценка социального воздействия, социальный учет и аудит, логические модели, теория изменений, социальный анализ затрат и выгод, социальная отдача от инвестиций.

 

Внимание к социальному предпринимательству – предпринимательской деятельности, направленной на решение определенных социальных проблем, – значительно возросло по всему миру за последние несколько десятилетий [1]. Социальные предприятия поддерживаются не только правительствами многих стран, но и бизнес-лидерами, фондами и крупными корпорациями [2]. Героические усилия социальных предпринимателей подчеркиваются наградами, их чествуют на торжествах и различных мероприятиях [3].

Резкий скачок в развитии социального предпринимательства в мире вызвал интерес к этому вопросу и с академической точки зрения, о чем свидетельствует большое количество статей и публикаций, исследований и научных конференций, тренингов и образовательных программ, проведенных по теме социального предпринимательства [4]. Если на ранних этапах академического изучения исследователи концентрировались на сущности и понятии социального предпринимательства, то сегодня уже проводятся более узкие исследования разных аспектов социальных предприятий. Одним из таких аспектов является оценка эффективности их деятельности.

Данный вопрос является актуальным и для Казахстана. В 2021 году был принят законопроект [5], в соответствии с которым в Предпринимательском кодексе официально закрепили понятие и статус социального предпринимательства, предусмотрели меры государственной поддержки. В текущем году впервые составлен Реестр субъектов социального предпринимательства.

В этой связи, в данной статье будут рассмотрены существующие в мире практики по измерению социального воздействия и разработаны рекомендации для оценки эффективности социальных предприятий в Казахстане.

 

Необходимость оценки социального воздействия. Все организации на определенном этапе своего развития сталкиваются с вопросом, как оценить свою деятельность. Наиболее распространенными методами оценки, безусловно, являются методы измерения финансовых показателей. Данный подход вполне обоснован для традиционных бизнес-предприятий, так как их основной целью является максимизация прибыли.

Однако, когда дело касается социальных предприятий, возникает множество вопросов, как именно оценить их эффективность, так как основной целью данных организаций является не извлечение прибыли, а более абстрактные и тяжело измеримые социальные цели, такие как борьба с бедностью, социальная инклюзия лиц из уязвимых групп населения, улучшение экологии и т.д. Более того, ввиду специфики их деятельности, большинство социальных предприятий являются низкомаржинальными. Таким образом, общепринятые финансовые модели оценки эффективности бизнес-организаций не всегда подходят для социальных предприятий, так как они учитывают в основном количественные показатели и не дают полной картины с учетом нефинансовых аспектов деятельности.

В данном контексте наиболее применимыми для социальных предприятий являются методы оценки социального воздействия, которые изначально появились из необходимости оценки некоммерческих организаций или так называемых «организаций третьего сектора» и государственных социальных программ и проектов [6], но набирают все большую популярность с активным развитием социального предпринимательства, корпоративной социальной ответственности и импакт-инвестирования.

Для данных организаций оценка социального воздействия помогает не только найти ответ на один из главных вопросов: «Как получить максимальный социальный эффект при минимальном вложении ресурсов?», но и выявить барьеры, затрудняющие рост и функционирование, определить направления для дальнейшего развития и измерить уровень достижения установленных целей [7].

Стоит отметить, что оценка социального воздействия представляет интерес не только для самих организаций. Не менее важным этот вопрос является и для всех категорий стейкхолдеров: государства, широкой общественности, непосредственных получателей выгод от деятельности социальных организаций, сотрудников, волонтеров и т.д. Особый интерес оценка социального воздействия представляет для государственных институтов развития, спонсоров, импакт-инвесторов и других лиц и организаций, участвующих в финансировании социальных предприятий, так как именно оценка социального воздействия может помочь ранжировать, оценить и принять решение о финансировании тех или иных организаций.

 

Подходы к измерению социального воздействия. Несмотря на то, что сам термин «социальное воздействие» на сегодня не имеет общепринятого четкого определения, существует множество подходов, применяемых различными организациями, правительствами и академическим сообществом для его измерения. Обзор литературы на данную тематику позволил определить порядка 80 методов оценки социального воздействия, предложенных разными авторами [6, 7, 8 и др.]. Наиболее популярными и часто используемыми методиками оценки социального воздействия являются социальный учет и аудит (Social Accounting and Audit), социальный анализ затрат и выгод (Social Cost-Benefit Analysis), социальная отдача от инвестиций (Social Return on Investment) и так называемые «логические модели» (Logic Models).

Метод социального учета и аудита. Социальный учет возник в 1970-х годах ввиду необходимости документирования и «учета» социального воздействия, которое организации оказывают. Кроме того, данный метод был направлен на компенсацию пробелов традиционного финансового учета, где основной фокус делается на акционерах и других поставщиках финансовых услуг и исключается более широкий круг стейкхолдеров [7].

Суть социального учета и аудита заключается в систематическом анализе влияния организации на стейкхолдеров или заинтересованные сообщества с учетом вклада этих стейкхолдеров [9].

Хотя ранние модели социального учета и пытались разработать количественные показатели и интегрировать социальные факторы в финансовые отчетности, наибольшее распространение получила модель, которая использует качественные и описательные данные для оценки того, насколько организация выполняет свою миссию и соответствует ожиданиям стейкхолдеров. Основным преимуществом такого подхода является то, что она дает организациям возможность основываться на имеющейся информации и документах, но рассматривает данную информацию с более широкой точки зрения, так чтобы учитывать интересы широкого круга стейкхолдеров [7].

Процедура оценки при модели социального учета и аудита проводится непосредственно самой организацией и состоит из подготовительной стадии и трех ключевых шагов:

  • планирование – уточнение миссии, целей, ценностей и деятельности организации, определение и анализ стейкхолдеров;
  • учет – определение сроков и процедур проведения учета, сбор необходимых количественных и качественных данных в течение определенного промежутка времени, в том числе посредством консультаций со стейкхолдерами;
  • отчетность и аудит – обобщение собранной информации, аудит представленного проекта отчета группой беспристрастных лиц, которые проверяют правильность сбора и интерпретации данных, таким образом подтверждая справедливость и честность отчета, публикация аудированного отчета в открытом доступе.

По итогам организация получает полное понимание того, каких результатов она добилась, сколько было в это вложено ресурсов и как стейкхолдеры оценивают ее деятельность.

Метод социального анализа затрат и выгод. Социальный анализ затрат и выгод основывается на традиционном экономическом анализе затрат и выгод, но учитывает весь спектр затрат и выгод (включая социальные и экологические последствия), которые несет общество в целом в результате деятельности данной организации. Для того, чтобы сравнить эти различные виды затрат и выгод, они все переводятся в единую метрику (в денежное выражение). Далее определяется, насколько сумма всех экономических, социальных и экологических выгод перевешивает сумму аналогичных затрат.

Следует отметить, что процесс социального анализа затрат и выгод должен включать также косвенные затраты и выгоды, например косвенно созданные рабочие места, социальный капитал, благополучие и т.д. Однако на практике в учет берутся в основном экономически ощутимые косвенные затраты и выгоды и зачастую исключаются вопросы общего благополучия. Этот феномен объясняется тем, что в классической экономической теории общественное благосостояние (рыночная стоимость, экономическая максимизация) рассматривается как конечная цель, а не способ достижения общего благополучия [10].

Логические модели. Логические модели или Теория изменений, так же, как и социальный учет и аудит, возникли в 1970-х годах в ответ на недостатки в процессах оценки многих программ. Ключевая проблема с оценкой заключалась (и во многих случаях до сих пор остается) в том, что ее рассматривают как «конечную задачу», то есть что-то, что делается в конце проекта или программы. Это приводит к тому, что многие крупномасштабные и хорошо финансируемые программы сбиваются с курса и не достигают желаемых целей и задач [7]. Логические модели позволяют определить конечные цели и способы их достижения на этапе планирования.

Суть логических моделей заключается в том, чтобы визуализировать взаимоотношения между вкладываемыми ресурсами, стратегиями или планируемыми действиями и ожидаемыми результатами. При данных моделях, как правило, разрабатывается карта или схема, где указываются связи между деятельностью организации и кратко-, средне- и долгосрочными результатами для стейкхолдеров. Данная схема выстраивается на стадии разработки программы или проекта и постоянно актуализируется в процессе реализации. Особенно данный метод применим для государственных и некоммерческих социальных программ и инициатив [11].

Социальная отдача от инвестиций. Метод измерения социальной отдачи от инвестиций впервые был разработан Джедом Эмерсоном из Гарвардской школы бизнеса в 2000 году и вызвал большой интерес как среди академического сообщества, так и в корпоративной и некоммерческой среде. С тех пор методология пережила ряд изменений и доработок. В настоящее время широко применяется метод, принятый Офисом Третьего сектора в Великобритании и активно продвигаемый в целях стандартизации инструментов измерения социального воздействия в организациях третьего сектора.

Социальная отдача от инвестиций включает в себя как элементы социального анализа затрат и выгод, так и элементы социального учета и аудита. В частности, при данном методе, как и в социальном анализе затрат и выгод, все возможные затраты и выгоды, в том числе социальные и экологические, переводятся в денежное выражение. При этом, так же, как и в социальном учете и аудите, учитываются интересы всех стейкхолдеров [12].

Одним из важных предположений в методе социальной отдачи от инвестиций является то, что социальная ценность генерирует сокращение государственных расходов (посредством снижения затрат на социальную поддержку, здравоохранение, обеспечение правопорядка и т.д.), одновременно увеличивая доходную часть (к примеру, за счет уплаты подоходных налогов лицами, которые ранее не участвовали в экономической активности и рынке труда). Также при расчете социальной отдачи от инвестиций необходимо учитывать долю результатов, которые были бы достигнуты и без данной программы или проекта, долю результатов, которые могли привести к другим результатам (к примеру, снижение преступности в одном районе могло привести к ее увеличению в соседнем районе), а также долю результатов, которые могли быть достигнуты благодаря вмешательству других людей, организаций или программ [7].

После перевода всех возможных затрат и выгод в денежное выражение социальная отдача от инвестиций рассчитывается как разность всех выгод и затрат, разделенная на вложенные ресурсы (Формула 1). Другими словами, социальная отдача от инвестиций измеряет ценность в денежном выражении любых выгод (для всех стейкхолдеров), которые могут быть получены в результате проекта или программы, в отношении к затратам, которые конкретная организация понесла для достижения данных выгод.

 

Формула 1. Расчет социальной отдачи от инвестиций

 

где:

СОИ – социальная отдача от инвестиций;

ЧПС – чистая приведенная стоимость.

 

Основной сложностью при применении оценки социальной отдачи от инвестиций является перевод в денежное выражение социальных и экологических выгод и затрат, которые трудно ощутить и измерить [13]. Существует два способа, как это можно сделать.

При первом подходе учитываются другие, легче измеримые результаты, к которым может привести та или иная выгода. Например, повышение самооценки тяжело измерить в монетарном выражении. Однако, повышение чувства собственного достоинства ассоциируется с более высокой вероятностью трудоустройства. Следовательно, в расчете социальной отдачи от инвестиций вместо повышения самооценки можно использовать прямые монетарные выгоды от трудоустройства. Альтернативно, если повышение самооценки стало результатом тренинга личного роста, то в расчет может быть взята стоимость данного тренинга.

При втором подходе для измерения роста в благополучии применяются национальные статистические данные, чтобы понять, какое повышение в уровне доходов привело к повышению общего благополучия исследуемой группы.

На практике оба описанных выше подхода тяжело применимы, так как требуют большого объема трудовых, финансовых и временных ресурсов, поэтому при расчете социальной отдачи от инвестиций зачастую используются уже имеющиеся данные из других исследований.

Кроме того, возникают два серьезных вопроса в части применимости метода социальной отдачи от инвестиций: технический, связанный с недостатком данных и информации, и этический, связанный с тем, насколько допустимо измерять в монетарном выражении такие явления как благополучие и счастье. Последствия от этического вопроса могут быть долгосрочными: постоянные попытки измерить благополучие в денежном выражении могут привести к формированию четкой ассоциации и равнозначности понятий «благополучие» и «уровень доходов» [10].

 

Применение в Казахстане. В Казахстане социальное предпринимательство находится на начальных этапах становления. Законодательно понятие, статус и меры государственной поддержки социального предпринимательства закрепили лишь год назад [5]. Несмотря на это, за три квартала текущего года в Реестр субъектов социального предпринимательства вступили уже 35 организаций [14], и ожидается, что их число будет стабильно расти.

Учитывая, что социальное предпринимательство в Казахстане находится на ранних этапах развития, вопрос оценки эффективности социальных предпринимателей в настоящее время не является острым и не стоит в повестке дня законодателей и правительства. На сегодня более актуальными являются вопросы создания благоприятной деловой среды, институционального развития и внедрения эффективных мер государственной поддержки для стимулирования дальнейшего развития социального предпринимательства.

Тем не менее, в среднесрочной и долгосрочной перспективе вопрос оценки социального воздействия субъектов социального предпринимательства является жизненно важным для сферы. На это есть ряд причин.

Во-первых, расширение мер государственной поддержки и введение реальных финансовых и имущественных льгот и преимуществ для социальных предпринимателей может привести к резкому скачку количества зарегистрированных социальных предпринимателей. Ввиду ограниченности государственных ресурсов вполне ожидаемо, что перед органами государственной власти и институтами развития встанет вопрос, кому именно из субъектов социального предпринимательства предоставить те или иные льготы и преимущества.

Во-вторых, в соответствии с Предпринимательским кодексом в Казахстане предусмотрено четыре категории субъектов социального предпринимательства, которые сильно отличаются друг от друга как по сферам деятельности и преследуемым целям, так и по доходности и другим финансовым показателям. К примеру, субъектами социального предпринимательства на сегодня могут быть как частные образовательные и медицинские учреждения, которые в большинстве своем являются прибыльными, так и организации, оказывающие социальные услуги уязвимым категориям населения и, соответственно, являющиеся низкомаржинальными. При этом, в действующем законодательстве не предусмотрена дифференция мер государственной поддержки для разных категорий субъектов социального предпринимательства. Соответственно, все категории социальных предпринимателей могут претендовать на одинаковую поддержку от государства вне зависимости от масштабов социального воздействия и рентабельности их предприятий [15].

В-третьих, приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 октября 2021 года № 91 утверждены Правила предоставления государственного имущества в имущественный наем (аренду) без права выкупа на льготных условиях субъектам социального предпринимательства [16]. Данные правила на сегодня являются единственным правовым актом, где предусмотрено проведение конкурса среди социальных предпринимателей. Вместе с тем, согласно правилам, государственное имущество в аренду на льготных условиях получает тот социальный предприниматель, который предложит наибольшую сумму арендной платы. Таким образом, преимущественную поддержку от государства получают наиболее платежеспособные социальные предприятия, а не наиболее нуждающиеся.

Все три указанные выше причины могут привести к неравномерному и несправедливому распределению мер государственной поддержки среди социальных предпринимателей, что, в свою очередь, негативно скажется на развитии сферы в целом.

Решением данной проблемы может стать введение инструментов оценки социального воздействия субъектов социального предпринимательства, в частности метода оценки социальной отдачи от инвестиций. Несмотря на имеющиеся недостатки и сложности, на сегодня социальная отдача от инвестиций является единственным доступным методом оценки социального воздействия, который учитывает все вводные, результаты и интересы широкого круга стейкхолдеров и выражает их в измеримых показателях. В отличие от качественных методов оценки социального воздействия, это позволяет проводить сравнительный анализ и бенчмаркинг различных организаций.

Для Казахстана рекомендуется проводить оценку социальной отдачи от инвестиций в двух разрезах: в разрезе категорий субъектов социального предпринимательства и в разрезе организаций внутри каждой категории. Это позволит не только справедливо и прозрачно распределять меры государственной поддержки, но и не допускать включение в Реестр фиктивных и неэффективных социальных предпринимателей, не вносящих вклад в решение острых социальных и экологических проблем.

Одновременно следует дифференцировать меры государственной поддержки в разрезе категорий субъектов социального предпринимательства с учетом их потребностей, возможностей и социального воздействия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

 

  1. Brooks, A. C. (2009). Social entrepreneurship: A modern approach to social value creation. Upper Saddle River, NJ: Pearson.
  2. Defourny, J., & Nyssens, M. (2008). Social enterprise in Europe: Recent trends and developments. Social Enterprise Journal, 4(3), 202.
  3. Marcus, A., & Fremeth, A. (2009). Green management matters regardless. Academy of Management Perspectives, 23(3), 17–26.
  4. Lepoutre, J. & Justo, R. & Terjesen, S. & Bosma, N. (2013). Designing a Global Standardized Methodology for Measuring Social Entrepreneurship Activity: The Global Entrepreneurship Monitor Social Entrepreneurship Study. Small Business Economics. 40. 693-714. 10.1007/s11187-011-9398-4.
  5. Закон Республики Казахстан от 24 июня 2021 года № 52-VII ЗРК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам предпринимательства, социального предпринимательства и обязательного социального медицинского страхования». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/Z2100000052 [дата доступа: 29 сентября 2022 года].
  6. Grieco, C. (2015). Assessing Social Impact of Social Enterprises. Springer Cham. ISBN: 978-3-319-15314-8
  7. Zappalà, J. & Lyons, M. (2009). Recent Approaches to Measuring Social Impact in the Third Sector: An Overview. Centre for Social Impact (CSI) Background Paper No. 6 July 2009. URL: https://www.researchgate.net/publication/319632308_Recent_approaches_to_measuring_social_impact_in_the_Third_sector_an_overview [accessed on October 5, 2022].
  8. Hanna, J. (2010). The Hard Work of Measuring Social Impact. Harvard Business School Working Knowledge. URL: https://insede.org/the%20hard%20work%20of%20measuring%20social%20impact.pdf [accessed on September 30, 2022].
  9. Quarter, J., Mook, L. & Richmond, B.J. (2003). What counts: Social accounting for nonprofits and cooperatives. NJ: Prentice Hall.
  10. Vardakoulias, O. (2013). Social CBA and SROI. Economics in Policy-making briefing. The New Economics Foundation. URL: https://www.nefconsulting.com/wp-content/uploads/2014/10/Briefing-on-SROI-and-CBA.pdf [accessed on September 28, 2022].
  11. The New Economics Foundation website. Theory of Change. URL: https://www.nefconsulting.com/training-capacity-building/resources-and-tools/theory-of-change/ [accessed on September 28, 2022].
  12. Millar, R. & Hall, K. (2013). Social Return on Investment (SROI) and Performance Measurement. Public Management Review, 15:6, 923-941. DOI: 10.1080/14719037.2012.698857
  13. Pathak, P. and Dattani, P. (2014). Social return on investment: three technical challenges. Social Enterprise Journal, Vol. 10 No. 2, pp. 91-104. https://doi.org/10.1108/SEJ-06-2012-0019
  14. Официальный интернет-ресурс Министерства национальной экономики Республики Казахстан. URL: https://www.gov.kz/memleket/entities/economy/documents/1?lang=ru [дата доступа: 30 сентября 2022 года].
  15. Предпринимательской кодекс Республики Казахстан. Статья 232-1. URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/K1500000375#z2343 [дата доступа: 30 сентября 2022 года].
  16. Приказ Министра национальной экономики Республики Казахстан от 8 октября 2021 года № 91 «Об утверждении Правил предоставления государственного имущества в имущественный наем (аренду) без права выкупа на льготных условиях субъектам социального предпринимательства». URL: https://adilet.zan.kz/rus/docs/V2100024750 [дата доступа: 30 сентября 2022 года].

 

Aukenov E.M.

Doctorant DBA

Almaty Management University

(Almaty, Kazakhstan)

 

ASSESSMENT OF THE EFFECTIVENESS OF SOCIAL

ENTREPRENEURSHIP ENTITIES IN KAZAKHSTAN

 

Abstract: the issue of performance evaluation is one of the most important for any organization. This issue is especially relevant and at the same time difficult for social entrepreneurs, whose activities cannot be fully evaluated by traditional economic and financial instruments. In this regard, this article discusses the most commonly used methods of social impact assessment and justifies the need for social impact assessment. It also reveals the need to introduce a social impact assessment for social entrepreneurship entities and suggests specific tools to achieve this goal.

 

Keywords: social entrepreneurship, social impact assessment, social accounting and audit, logical models, theory of change, social cost-benefit analysis, social return on investment.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Аукенов Е.М. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ СУБЪЕКТОВ СОЦИАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ // Вестник науки №2 (59) том 2. С. 12 - 24. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7232 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7232



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.