'
Таханова Д.Г.
ПОНЯТИЕ ЦИФРОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ *
Аннотация:
в работе дано определение понятия «цифровое предприятие». Выявлены предпосылки перехода организации в категорию цифровых предприятий. Описаны признаки, по которым организации можно отнести к цифровым предприятиям
Ключевые слова:
бизнес-модели, цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровые технологии, цифровое предприятие, инновация
УДК 33
Таханова Д.Г.
студентка 3 курса магистратуры
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
(г. Санкт-Петербург, Россия)
ПОНЯТИЕ ЦИФРОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ
И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ
Аннотация: в работе дано определение понятия «цифровое предприятие». Выявлены предпосылки перехода организации в категорию цифровых предприятий. Описаны признаки, по которым организации можно отнести к цифровым предприятиям.
Ключевые слова: бизнес-модели, цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровые технологии, цифровое предприятие, инновация.
Современный мир всё более активно использует цифровые технологии. Под цифровыми технологиями подразумеваются системы обработки и хранения данных, алгоритмизации, платформы автоматизации деятельности компаний. Из-за активного использования цифровых технологий в ведении бизнеса традиционная экономика проходит процесс трансформации в цифровую.
В «Стратегии развития информационного общества в РФ на период 2017–2030 гг.» дано следующее определение: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [1].
Цифровая трансформация проходит как глобально в экономике, так и на уровне отдельных компаний. Компании внедряют новые технологии и проводят цифровую трансформацию своих бизнес-моделей с целью получения и закрепления лидирующих позиций в свой отрасли рынка. В условиях цифровой трансформации бизнеса появилось понятие «цифровое предприятие».
Цифровое предприятие – предприятие, использующее для повышения эффективности своей деятельности новые цифровые инфокоммуникационные когнитивные технологии на всех уровнях управления – операционном, стратегическом, тактическом. В качестве инструмента принятия решений цифровое предприятие использует необходимую ИТ-инфраструктуру, интегрирующую цифровой контент, сформированный по ключевым показателям эффективности бизнес-процессов. Для цифрового предприятия характерным является тот факт, что все важные бизнес- процессы и процессы управления всех уровней реализованы в электронной цифровой форме [2].
Термин «цифровое предприятие» был предложен в книге Being Digital директора MIT Media Lab Николаса Негропонте (Nicholas Negroponte). Книга вышла в 1996 году, но подойти на практике к реализации идеи цифрового предприятия бизнес смог только сейчас.
Можно выделить несколько характерных признаков цифровой организации:
Также можно выделить признаки цифровых предприятий в управлении отдельными элементами организации:
Термин «цифровой» подчеркивает ключевое отличие от прошлого времени, когда ИТ использовались для автоматизации существующих производств и бизнес-процессов. Таким образом можно было добиться некоторого роста эффективности, оставаясь при этом в рамках традиционной бизнес-модели, продолжая выпускать традиционные продукты и оказывать традиционные услуги. Сейчас ситуация иная: технологии стирают привычные границы между рынками и определяют новые бизнес-модели. Мир вступает в эпоху цифрового бизнеса, которая характеризуется беспрецедентным уровнем конвергенции технологий, бизнес-процессов, коммуникаций, искусственного интеллекта и «smart» вещей. Переход к цифровой форме бизнеса порождает волну прорывных инноваций (disruptive innovations) во многих отраслях.
Переход организации в категорию цифровых сопровождается принятием многочисленных архитектурных решений в виде систем, сервисов, роботов, искусственного интеллекта, данных, интеграций. Такие компании-феномены, как Amazon и Alibaba, уже практически целиком состоят из элементов ИТ-домена: сервисов, API, ИИ и т. д [3].
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 2
Ссылка для цитирования:
Таханова Д.Г. ПОНЯТИЕ ЦИФРОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ // Вестник науки №2 (59) том 2. С. 51 - 55. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7238 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*