'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 2
  4. Научная статья № 8

Просмотры  191 просмотров

Таханова Д.Г.

  


ПОНЯТИЕ ЦИФРОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ *

  


Аннотация:
в работе дано определение понятия «цифровое предприятие». Выявлены предпосылки перехода организации в категорию цифровых предприятий. Описаны признаки, по которым организации можно отнести к цифровым предприятиям   

Ключевые слова:
бизнес-модели, цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровые технологии, цифровое предприятие, инновация   


УДК 33

Таханова Д.Г.
студентка 3 курса магистратуры
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого

(г. Санкт-Петербург, Россия)


ПОНЯТИЕ ЦИФРОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ

И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ

 

Аннотация: в работе дано определение понятия «цифровое предприятие». Выявлены предпосылки перехода организации в категорию цифровых предприятий. Описаны признаки, по которым организации можно отнести к цифровым предприятиям.  

 

Ключевые слова: бизнес-модели, цифровая трансформация, цифровая экономика, цифровые технологии, цифровое предприятие, инновация.

 

Современный мир всё более активно использует цифровые технологии. Под цифровыми технологиями подразумеваются системы обработки и хранения данных, алгоритмизации, платформы автоматизации деятельности компаний. Из-за активного использования цифровых технологий в ведении бизнеса традиционная экономика проходит процесс трансформации в цифровую.

В «Стратегии развития информационного общества в РФ на период 2017–2030 гг.» дано следующее определение: «Цифровая экономика – это хозяйственная деятельность, в которой ключевым фактором производства являются данные в цифровом виде, обработка больших объемов и использование результатов анализа которых по сравнению с традиционными формами хозяйствования позволяют существенно повысить эффективность различных видов производства, технологий, оборудования, хранения, продажи, доставки товаров и услуг» [1].

Цифровая трансформация проходит как глобально в экономике, так и на уровне отдельных компаний. Компании внедряют новые технологии и проводят цифровую трансформацию своих бизнес-моделей с целью получения и закрепления лидирующих позиций в свой отрасли рынка. В условиях цифровой трансформации бизнеса появилось понятие «цифровое предприятие».

Цифровое предприятие – предприятие, использующее для повышения эффективности своей деятельности новые цифровые инфокоммуникационные когнитивные технологии на всех уровнях управления – операционном, стратегическом, тактическом. В качестве инструмента принятия решений цифровое предприятие использует необходимую ИТ-инфраструктуру, интегрирующую цифровой контент, сформированный по ключевым показателям эффективности бизнес-процессов. Для цифрового предприятия характерным является тот факт, что все важные бизнес- процессы и процессы управления всех уровней реализованы в электронной цифровой форме [2].

Термин «цифровое предприятие» был предложен в книге Being Digital директора MIT Media Lab Николаса Негропонте (Nicholas Negroponte). Книга вышла в 1996 году, но подойти на практике к реализации идеи цифрового предприятия бизнес смог только сейчас.

Можно выделить несколько характерных признаков цифровой организации:

  • Наличие цифрового продукта. Цифровой продукт – это актив или носитель не имеющая физического воплощения, а также услуга, оказываемая посредством электронных устройств.
  • Цифровое управление цепочками создания ценности. Организация со всеми своими контрагентами и клиентами глубоко встраивается в цепочки создания ценности, которая поддерживает создание различных продуктов.
  • Цифровые бизнес-модели. Цифровые бизнес-модели, формируют в кооперационной сети цепочки создания ценности, в которых быстро выстраивается единое информационное и коммуникационное пространство. В результате основная масса рутинных повседневных взаимодействий участников цепочки может быть переведена в форму цифровых услуг организаций (аналитика, справки, заявки, предложения, конкурсы, кол-центры) [4].

Также можно выделить признаки цифровых предприятий в управлении отдельными элементами организации:

  • Усложнение информационного пространства. Благодаря мощным интеллектуальным средствам обработки и анализа данных, данные прибавляют не только в объёме, но и становятся качественно более сложными, в них проявляется множество связей, которых раньше не было видно. Эта сложность порождает определённую структуру, в результате чего, с точки зрения пользователя, информационное пространство начинает проявлять свойства голограммы, когда по отдельному фрагменту пространства можно восстановить многие другие его фрагменты.
  • Ключевая роль корпоративных знаний. Быстро растущая сложность информационного пространства приводит к быстрому росту масштаба и сложности знаний, которыми должны владеть сотрудники.
  • Корпоративная культура, ориентированная на изменения и инновации. Цифровая организация не сможет существовать, если в её корпоративной культуре не присутствуют в качестве важнейших ценностей ориентированность на быстрые изменения и стремление к лидерству.
  • Управление организацией в режиме реального времени (Real Time Enterprise, RTE). Быстрое принятие решений и более высокое их качество подвигают организацию к увеличению скорости реализации этих решений, то есть к ускорению проведения изменений. Возрастающая информированность в сочетании с корпоративной культурой, ориентированной на изменения, открывает сотрудникам новые возможности и риски своего бизнеса и ещё больше стимулирует организацию к изменениям.
  • Вытеснение человеческого труда из регулярной рутинной деятельности и замена его работой интеллектуальных роботов, способных к обучению [4].

Термин «цифровой» подчеркивает ключевое отличие от прошлого времени, когда ИТ использовались для автоматизации существующих производств и бизнес-процессов. Таким образом можно было добиться некоторого роста эффективности, оставаясь при этом в рамках традиционной бизнес-модели, продолжая выпускать традиционные продукты и оказывать традиционные услуги. Сейчас ситуация иная: технологии стирают привычные границы между рынками и определяют новые бизнес-модели. Мир вступает в эпоху цифрового бизнеса, которая характеризуется беспрецедентным уровнем конвергенции технологий, бизнес-процессов, коммуникаций, искусственного интеллекта и «smart» вещей. Переход к цифровой форме бизнеса порождает волну прорывных инноваций (disruptive innovations) во многих отраслях.

Переход организации в категорию цифровых сопровождается принятием многочисленных архитектурных решений в виде систем, сервисов, роботов, искусственного интеллекта, данных, интеграций. Такие компании-феномены, как Amazon и Alibaba, уже практически целиком состоят из элементов ИТ-домена: сервисов, API, ИИ и т. д [3].

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Указ Президента Российской Федерации от 09.05.2017 г. № 203 о Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 – 2030 годы [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/41919 (дата обращения 28.11.2022)
  2. Мрочковский Н.С., Ляндау Ю.В., Пушкин И.С., Федосимова М.А. Цифровая трансформация бизнес-моделей // Инновации и инвестиции. 2019. №5. С. 69
    Что такое «Цифровое предприятие» и как им стать? [Электронный ресурс]. URL: https://www.ec-rs.ru/blog/novosti/chto-takoe-tsifrovoe-predpriyatie-i-kak-im-stat/?ysclid=ldmz3i0yrb946922630 (дата обращения 17.12.2022)
  3. Ананьин В.И. Почему цифровая организация неустойчива? Признаки цифровой организации. [Электронный ресурс]. URL: https://upr.ru/article/priznaki-cifrovoi-organizacii/ (дата обращения: 10.12.2022) 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Таханова Д.Г. ПОНЯТИЕ ЦИФРОВОГО ПРЕДПРИЯТИЯ И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ // Вестник науки №2 (59) том 2. С. 51 - 55. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7238 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7238



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.