'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 2
  4. Научная статья № 10

Просмотры  81 просмотров

Горячева А.В.

  


ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ *

  


Аннотация:
в данной статье рассмотрены теоретические и практические аспекты управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, дано определение в широком и узком значении термина «управление муниципальной собственностью», сформулированы предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства при управлении и распоряжении муниципальным имуществом   

Ключевые слова:
управление муниципальной собственностью, муниципальное образование, муниципальное имущество   


УДК 33

Горячева А.В.
студентка факультета

Международного промышленного менеджмента и коммуникации
Балтийский государственный технический университет «ВОЕНМЕХ»

им. Д.Ф. Устинова

(г. Санкт - Петербург, Россия)

 

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В УПРАВЛЕНИИ

МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ

 

Аннотация: в данной статье рассмотрены теоретические и практические аспекты управления имуществом, находящимся в муниципальной собственности, дано определение в широком и узком значении термина «управление муниципальной собственностью», сформулированы предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства при управлении и распоряжении муниципальным имуществом.

 

Ключевые слова: управление муниципальной собственностью, муниципальное образование, муниципальное имущество.

 

В настоящее время основными проблемами, возникающими в сфере формирования и управления муниципальной собственностью, являются как недостаточное правовое регулирование отношений собственности, так и неэффективное управление муниципальным имуществом.

Конституция РФ, принятая в 1993 году, закрепила наличие муниципальной собственности и ее равноправие с другими формами собственности, а также наделила органы местного самоуправления правом на самостоятельное управление этой собственностью.

Однако законодательное закрепление особого уровня отношений – местного самоуправления, а также муниципальной собственности как самостоятельной, равной другим формам собственности автоматически не приводит к новому режиму функционирования этой собственности в системе местного хозяйства в качестве его экономической основы и условия развития всей совокупности муниципальных отношений. Местное самоуправление осуществляется в определенных территориальных границах, где население образует местное сообщество. Это сообщество для удовлетворения совместных потребностей располагает землей, имуществом и другими объектами муниципальной собственности. При этом население может выражать отношение по поводу владения, пользования и распоряжения собственностью как непосредственно, так и опосредованно. Данная схема не раскрывает сущности муниципальной собственности, и, следовательно, не позволяет выявить ее природу и определить оптимальную организационно-правовую форму механизма реализации правомочий собственника муниципальной собственности, обеспечивающую осуществление задач, стоящих перед местным самоуправлением. Для выяснения этих моментов, а также для установления основных признаков муниципальной собственности необходимо найти подходы к определению понятия «муниципальная собственность». Право муниципальной собственности, как и право собственности вообще, является элементом абсолютного правоотношения. Данное право всегда принадлежит определенной общности людей, которая по отношению к нему выступает одновременно в разных правовых качествах: и как субъект права собственности, и как обязанное лицо, поскольку не может посягать на целостность муниципальной собственности. Эти отношения необходимо учитывать при определении субъектного состава муниципальной собственности.

Согласно, ФЗ №131,  в состав муниципальной собственности входят средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды, имущество органов местного самоуправления, а также муниципальные земли и другие природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности, муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения образования, здравоохранения, культуры и спорта, другое движимое и недвижимое имущество.

Ст. 9 Конституции России выделяет в числе возможных объектов муниципальной собственности землю и природные ресурсы. Правовой режим муниципальных земель определяется Земельным Кодексом РФ. Правовой режим других природных ресурсов определяется Федеральными законами «О недрах», «Об охране окружающей природной среды», Лесным и Водными кодексами. В соответствии с этими законами органы местного самоуправления имеют право пользования природными ресурсами, а также право на часть платежей за природопользование.

Как видно закон дает довольно широкий состав элементов муниципальной собственности. Реальное наличие такого перечня собственности создает все условия органам местного самоуправления для обретения настоящей власти.

По мнению теоретиков административного права, термин «управление» как определенного рода социальная деятельность может пониматься в широком и узком значении. В узком смысле – это административная, исполнительно-распорядительная деятельность, в основе которой лежат определенные формы и методы. В широком смысле управление выступает как организующая, упорядочивающая деятельность.

В соответствии с ГК РФ (ст. 215) муниципальной собственностью считается имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям. То есть основными признаками муниципальной собственности признаются ее вещный состав и принадлежность к муниципальному образованию.

 От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления. Следовательно, собственником объектов муниципальной собственности нормативно закрепляется муниципальное образование, содержательные признаки которого применительно к поставленной проблеме не раскрываются в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [5].

А. В. Венедиктов под управлением имуществом понимал всю совокупность функций и соответственно обязанностей и прав органа в отношении этого имущества и всю совокупность правовых действий по поводу имущества, а не только административно-правовые функции и акты управления. [8]

Е. А. Суханов в качестве управленческих отношений в области управления объектами публичной собственности выделяет отношения, связанные с распределением публичного имущества по конкретным собственникам с учетом их законных прав и интересов, а также по эффективной реализации прав публичного собственника как акционера. [9]

В практике функционирования муниципальных образований полномочия в сфере управления муниципальной собственностью распределяются следующим образом:

  1. Нормотворческими полномочиями в области установления порядка владения, пользования, распоряжения муниципальной собственностью наделен местный представительный орган.
  2. Исполнительно-правоприменительными полномочиями в области управления муниципальной собственностью на территории муниципального образования наделен исполнительно-распорядительный орган местного самоуправления – администрация муниципального образования.

Таким образом, непосредственно полномочия собственника по управлению муниципальной собственностью, решению вопросов создания, приобретения, использования, отчуждения, аренды муниципального имущества реализует исполнительный орган муниципального образования.

Установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью является исключительной компетенцией представительных органов местного самоуправления.

Распределение полномочий между органами местного самоуправления осуществляется в соответствии с Уставом муниципального образования. 

После оформления права муниципальной собственности органы местного самоуправления получают право владеть, пользоваться и распоряжаться муниципальным имуществом от имени муниципального образования как субъекта гражданского права.

 Уполномоченные муниципальные органы на материальной базе муниципального имущества учреждают, преобразуют и ликвидируют муниципальные предприятия и учреждения, назначают и освобождают от должности их руководителей (в соответствии с трудовым законодательством), вступают в договорные отношения с другими субъектами гражданского права, осуществляют имущественные сделки.

Указанные правоотношения (кроме приватизации муниципального имущества) регулируются ГК РФ.

Чаще всего на практике встречаются следующие недостатки при реализации муниципальной имущественной политики:

  • недостаточный контроль за использованием муниципального имущества муниципальными учреждениями и предприятиями, что обусловливает возможность несанкционированных списания и продажи имущества, сдачи помещений в аренду;
  • препятствующее развитию муниципального образования искусственное сдерживание приватизации муниципальных предприятий, работающих в конкурентной среде, но не приносящих муниципалитету дохода и не несущих никаких социальных нагрузок;
  • сохранение монопольного положения муниципальных предприятий в сфере ЖКХ, препятствующее эффективному использованию имущественного комплекса ЖКХ;
  • отсутствие системного подхода к формированию муниципальной нормативно-правовой базы по управлению муниципальной собственностью.

С учетом вышеизложенного, по нашему мнению, целесообразными представляются следующие предложения, направленные на совершенствование действующего законодательства в сфере управления и распоряжения объектами муниципальной собственности:

необходимо в законодательстве РФ закрепить норму о том, что собственником объектов муниципальной собственности является местное население, самоорганизованное в свою, предусмотренную законодательством, организационно-правовую форму в виде муниципального образования;

есть смысл нормативно определить управление муниципальной собственностью как порядок принятия решений компетентных муниципальных органов, связанных с владением, пользованием и распоряжением объектами муниципальной собственности;

целесообразно ввести в федеральное законодательство такие законодательные процедуры, закрепляющие формы непосредственного участия депутатов представительного органа в вопросах распоряжения муниципальной собственностью, как:

а) необходимость получения согласия представительного органа на совершение крупной сделки по отчуждению муниципального имущества;

б) решение администрацией муниципального образования вопросов по использованию, отчуждению, сдаче в аренду любого муниципального имущества исключительно на основании положительного заключения специально созданной Комиссии по вопросам управления муниципальной собственностью, включающей в свой состав депутатов местного представительного органа.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

Ким В. Д. К вопросу о новой правовой модели управления государственной собственностью // Академический юридический журнал. 2005. № 4

Алексеев С. С. Собственность и право: актуальные
проблемы // Цивилистические записки: межвуз. сб. науч.
трудов. Вып. 2. М.; Екатеринбург, 2002. С. 67.

См.: Словарь иностранных слов. М., 1997. С. 18

См.: Исполнительная власть в Российской Федерации. Проблемы развития. М., 1998. С. 241.

Российская газета. 2003. 8 окт.

Толстой Ю. К. К учению о праве собственности // Правоведение. 1992. № 1. С. 21.

Выдрин И. В., Кокотов А. Н. Муниципальное право России. Екатеринбург, 1997. С. 343

Венедиктов А. Органы управления государственной социалистической собственностью // Советское государство и право. 1940. № 5–6. С. 25.

Суханов Е. А. Право собственности в гражданском кодексе // Закон. 1995. № 11. С. 23.

Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. №51- ФЗ (ред. от 25.02.2022) [Электронный ресурс] //СПС «КонсультантПлюс».URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=193157;fld=134;from=191650-6;rnd=189271.482391441706568;;ts=01892713983681732788682 (25.02.2022).

Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 30.12.2021) "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"

Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)

 

Goryacheva A.V.

Student of the International Industrial

Management and Communication Department

Baltic State Technical University VOENMEKH

named after D.F. Ustinov

(Saint-Petersburg, Russia)

 

THEORY AND PRACTICE IN MUNICIPAL PROPERTY MANAGEMENT

 

Abstract: in this article the theoretical and practical aspects of the management of property in municipal property are considered, the definition in the broad and narrow meaning of the term "management of municipal property" is given, the proposals aimed at improving the current legislation in the management and disposal of municipal property are formulated.

 

Keywords: municipal property management, municipal education, municipal property.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Горячева А.В. ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА В УПРАВЛЕНИИ МУНИЦИПАЛЬНЫМ ИМУЩЕСТВОМ // Вестник науки №2 (59) том 2. С. 63 - 70. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7240 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7240



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.