'
Ильницкая В.А.
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ *
Аннотация:
в статье рассказывается о работе психолого-педагогической службы школы-интерната с подростками, подвергшимся психологическому насилию в семье
Ключевые слова:
социально-психологическая реабилитация, психологическое насилие в семье, преодоление последствий травматических переживаний
DOI: 10.24412/2712-8849-2023-259-78-87
УДК 37.048
Ильницкая В.А.
учитель,
Государственное бюджетное образовательное
учреждение «Школа 487»
(г. Санкт-Петербург, Россия)
СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ
РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ
ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ
Аннотация: в статье рассказывается о работе психолого-педагогической службы школы-интерната с подростками, подвергшимся психологическому насилию в семье.
Ключевые слова: социально-психологическая реабилитация, психологическое насилие в семье, преодоление последствий травматических переживаний.
В ГБОУ «Школа № 487» психолого-педагогическая служба (педагоги – психологи, учителя – логопеды, дефектологи, тьюторы, социальный педагог) осуществляет социально-психологическую помощь подросткам подвергшимся психологическому насилию в семье: включает работу с травматическим опытом ребенка, оценку семейных факторов риска, решение вопросов безопасности и конфиденциальности, координирует действия между различными специалистами и службами, призванными помочь ребенку и/или его семье.
Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье, заключается в уменьшении и преодолении последствий травматических переживаний. Известно, что сама травма никогда не является единственной составляющей пост стрессового расстройства. Ее доля составляет примерно 50 %, остальные 50 % определяются жизнью ребенка после травмы и, прежде всего, эффективностью, оказываемой ему помощи.
При оказании помощи специалисты опираются на следующие принципы:
- фокусировка на травме:
- оценка уровня факторов риска:
- отношения подростка с обидчиком:
При организации первой встречи с пострадавшим ребенком специалист (педагог – психолог) следует некоторым ключевым рекомендациям:
На первом этапе консультирования пострадавших подростков, чрезвычайно важно для педагога-психолога, установить контакт с ребенком, причем акцент необходимо сделать на искренне заботливом и поддерживающем отношении к нему. При взаимодействии с подростком нужно помнить, что уровень его доверия к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние – угнетенным, поведенческие реакции – носить защитный характер.
Помещение, в котором педагог – психолог встречается с ребенком, комфортное, оно не воспринимается как официальное. Важно, чтобы при контакте с подростком в комнату не входили посторонние, не звонил телефон. Желательность или нежелательность присутствия родителей зависит от того, является ли этот родитель поддерживающим для ребенка и насколько ребенок ему доверяет. В целом присутствие родителей не желательно, так как они могут влиять на реакции ребенка.
Подростки, пережившие насилие, имеют, как правило, достаточно низкую мотивацию на встречу и работу со специалистом, так как это влечет за собой возврат в травматическую ситуацию. Поэтому для установления контакта с ребенком и для возникновения у него ощущения доверия и безопасности педагог-психолог грамотно простраивает начало разговора – немного рассказывает о себе и о том, в чем заключается его работа как специалиста. Предлагает подростку свободно передвигаться по комнате, рассмотреть оборудование или игрушки. При установлении контакта задает вопросы, большей частью открытые, на нейтральные темы, не связанные с травматической ситуацией:
Чем меньше возраст ребенка, тем менее эффективна будет чисто вопросно-ответная форма беседы. Подросткам младшего школьного возраста для снижения напряжения предлагается «нарисовать, что захочешь», задать вопросы по рисунку или по тесту М. Люшера.
Ведущей целью данного этапа работы специалиста является обеспечение психологической безопасности ребенка.
Первичная беседа, построенная на «мягком» взаимодействии с подростком, должна помочь специалисту ответить на следующие вопросы:
Если достигнута безопасная атмосфера и подросток знает, по какому поводу его привели, педагог-психолог постепенно переходит к вопросам, связанным с перенесенным насилием:
При планировании беседы важно учитывать степень готовности подростка к такому разговору. Бывает, что во время первой беседы ребенок не чувствует себя готовым говорить о насилии (когда пострадавшему очень трудно раскрыть свой «секрет»). Если специалисту известно о факте насилия, то вовремя 2/3 встречи можно сказать подростку, что бывают хорошие секреты (например, заранее приготовленный подарок) и секреты плохие (обида, о которой можно рассказать тому взрослому, которому доверяешь, чтобы он смог тебе помочь).
К основным мотивам отказа подростков от разговора о случаях насилия относят следующие:
Когда подросток сообщает о факте насилия, педагог-психолог контролирует собственные эмоции. Рассказ ребенка о трагическом событии может вызвать гамму наших собственных чувств (от шока и отрицания до гнева и отвращения), это тяжелое испытание. Профессиональное владение ситуацией требует от специалиста внешнего спокойствия и готовности к продолжению диалога. Педагог-психолог остается спокойным и открытым разговору, не переносит свои эмоции на подростка. Нужно всегда помнить, что ребенок может быть привязан к обидчику и испытывает противоположные чувства. Ему важно ощущать, что все чувства, которые у него есть по отношению к обидчику, приемлемы для педагога – психолога.
Важно собрать ту информацию о насилии, которая имеет отношение к оценке психологического состояния ребенка и выработке стратегий помощи (вид насилия, его тяжесть и длительность, характер взаимоотношений ребенка и обидчика, чувства ребенка и пр.).
Специалист говорит понятным для подростка языком, отвечает на его вопросы честно и просто. При построении консультативной работы с подростками младшего возраста:
Психолог активно слушает, используя все приемы активного слушания, а не добивается подробностей и не проводит расследование, так как это в компетенции правоохранительных органов. Неприемлемо оказывать на ребенка давление, заставлять демонстрировать травмы, ушибы. Уважайте право ребенка говорить столько, сколько он считает нужным. Специалисту важно выяснить, если речь не идет о специальной экспертизе, не столько то, что именно сказал ребенок или сделал, а то, что он чувствовал.
Физический контакт с ребенком - дотрагивание до коленки, плеча, объятия, могут напоминать ему о перенесенной травме. Известно, что дружеское прикосновение может быть формой поддержки и заботы, но ребенок, в особенности перенесший сексуальную травму, неадекватно реагирует на физический контакт, цепенея и как бы прислушиваясь к собственным ощущениям.
Нужно обязательно поддержать ребенка, сообщить ему, что требуется мужество и смелость, чтобы говорить о своих переживаниях, и вы цените то, что он вам доверился. Важно поддержать представление ребенка о его личностной ценности, а также помочь преодолеть чувство изоляции и обособленности. У детей, переживших опыт насилия, в особенности сексуального, возникает чувство непохожести на своих сверстников, с которыми таких вещей “никогда не происходило”. Скажите ребенку, что он не один оказался в такой ситуации, что такое случается, к сожалению, и с другими детьми.
Консультируя ребенка, пострадавшего от насилия, специалисты не дают обещаний, в которых они не уверены: «Твоя мама обязательно поможет тебе», «Того, кто тебя обидел, обязательно накажут». Мы также не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несогласие определяющим при планировании дальнейших действий. Ребенка нельзя заставлять брать на себя ответственность за возможность выхода из ситуации насилия.
Завершая беседу с ребенком, нужно информировать его о том, как могут развиваться дальнейшие события, например: «Я собираюсь поговорить с твоей мамой о том, что произошло, чтобы найти пути, как можно тебя защитить».
Следует отметить, что данная схема имеет относительный характер: в процессе интервью педагог-психолог (учитель) должен следовать за ребенком и поддерживать темы, к разговору на которые ребенок готов. Важно придерживаться тактики “мягкого ведения”, максимально заботясь о безопасности ребенка. Первичный контакт с ребенком, построенный на мягком взаимодействии с ним, должен помочь специалисту ответить на следующие вопросы:
После выяснения всех обстоятельств специалисты школы приступают к длительному сопровождению ребенка различными методами, техниками: метод психодрамы, экспрессивно-творческие техники (арттерапия, проективный рисунок, игровая терапия, музыкальная терапия), техники работы с семьей.
Цели психологического сопровождения детей – жертв семейного насилия:
Формирование позитивной «Я-концепции» ребенка, пострадавшего
от насилия.
Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления доверительных отношений с другими.
Восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе.
Развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка.
Коррекция «сексуализированного» поведения.
Формирование способности к самопринятию.
Выработка способности к самостоятельному принятию решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Ilnitskaya V.A.
teacher,
State Budgetary Educational
Institution «School 487»
(St. Petersburg, Russia)
SOCIOPSYCHOLOGICAL REHABILITATION
OF ADOLESCENTS WHO HAVE BEEN SUBJECTED
TO PSYCHOLOGICAL VIOLENCE IN THE FAMILY
Abstract: the article describes the work of the psychological and pedagogical service of a boarding school with adolescents who have been subjected to psychological violence in the family.
Keywords: socio-psychological rehabilitation, psychological violence in family, overcoming consequences of traumatic.
Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 2
Ссылка для цитирования:
Ильницкая В.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ // Вестник науки №2 (59) том 2. С. 78 - 87. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7242 (дата обращения: 27.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*