'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 2
  4. Научная статья № 12

Просмотры  122 просмотров

Ильницкая В.А.

  


СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ *

  


Аннотация:
в статье рассказывается о работе психолого-педагогической службы школы-интерната с подростками, подвергшимся психологическому насилию в семье   

Ключевые слова:
социально-психологическая реабилитация, психологическое насилие в семье, преодоление последствий травматических переживаний   


DOI: 10.24412/2712-8849-2023-259-78-87

УДК 37.048

Ильницкая В.А.

учитель,

Государственное бюджетное образовательное

учреждение «Школа 487»

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ

РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ

ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ

 

Аннотация: в статье рассказывается о работе психолого-педагогической службы школы-интерната с подростками, подвергшимся психологическому насилию в семье.

 

Ключевые слова: социально-психологическая реабилитация, психологическое насилие в семье, преодоление последствий травматических переживаний.

 

В ГБОУ «Школа № 487» психолого-педагогическая служба (педагоги – психологи, учителя – логопеды, дефектологи, тьюторы, социальный педагог) осуществляет социально-психологическую помощь подросткам подвергшимся психологическому насилию в семье: включает работу с травматическим опытом ребенка, оценку семейных факторов риска, решение вопросов безопасности и конфиденциальности, координирует действия между различными специалистами и службами, призванными помочь ребенку и/или его семье.

Основная цель помощи ребенку, пострадавшему от насилия в семье, заключается в уменьшении и преодолении последствий травматических переживаний. Известно, что сама травма никогда не является единственной составляющей пост стрессового расстройства. Ее доля составляет примерно 50 %, остальные 50 % определяются жизнью ребенка после травмы и, прежде всего, эффективностью, оказываемой ему помощи.

При оказании помощи специалисты опираются на следующие принципы:

- фокусировка на травме:

  • Помощь подростку должна фокусироваться на пережитой травме. Отложить проработку травмы на более отдаленный срок - это один из самых неэффективных вариантов реабилитации. Травма не пройдет сама по себе.
  • Опыт каждого подростка особенный, несмотря на травму, которую он пережил. Только сам ребенок может сказать или обнаружить, каково значение этого опыта для него самого.

- оценка уровня факторов риска:

  • Необходимо определить уровень дисфункции семьи и доступность или недоступность для подростка защиты со стороны ненасильственного взрослого.
  • Характер помощи должен быть сфокусирован на снижении риска насилия со стороны членов семьи и на тех личностных особенностях ребенка, которые делают его особенно уязвимым.
  • Дисфункциональная семья может снижать эффективность терапевтической помощи подростку.

- отношения подростка с обидчиком:

  • Ребенку необходимо знать, что все чувства, которые он испытывает по отношению к взрослому, проявлявшему насилие, приемлемы для специалиста.
  • Если внимание подростка фиксируется только на одном из чувств, важно постепенно направлять ребенка к другим возможным эмоциональным реакциям.

При организации первой встречи с пострадавшим ребенком специалист (педагог – психолог) следует некоторым ключевым рекомендациям:

  1. Устанавливает контакт с ребенком.

На первом этапе консультирования пострадавших подростков, чрезвычайно важно для педагога-психолога, установить контакт с ребенком, причем акцент необходимо сделать на искренне заботливом и поддерживающем отношении к нему. При взаимодействии с подростком нужно помнить, что уровень его доверия к взрослым может быть очень низким, эмоциональное состояние – угнетенным, поведенческие реакции – носить защитный характер.

Помещение, в котором педагог – психолог встречается с ребенком, комфортное, оно не воспринимается как официальное. Важно, чтобы при контакте с подростком в комнату не входили посторонние, не звонил телефон. Желательность или нежелательность присутствия родителей зависит от того, является ли этот родитель поддерживающим для ребенка и насколько ребенок ему доверяет. В целом присутствие родителей не желательно, так как они могут влиять на реакции ребенка.

Подростки, пережившие насилие, имеют, как правило, достаточно низкую мотивацию на встречу и работу со специалистом, так как это влечет за собой возврат в травматическую ситуацию. Поэтому для установления контакта с ребенком и для возникновения у него ощущения доверия и безопасности педагог-психолог грамотно простраивает начало разговора – немного рассказывает о себе и о том, в чем заключается его работа как специалиста. Предлагает подростку свободно передвигаться по комнате, рассмотреть оборудование или игрушки. При установлении контакта задает вопросы, большей частью открытые, на нейтральные темы, не связанные с травматической ситуацией:

  • Что тебе нравится в школе, или не нравится?
  • Есть ли у тебя друзья?
  • Чем ты любишь заниматься?
  • Расскажи о своей семье?
  • От чего ты грустишь?
  • Что делает тебя счастливым?

Чем меньше возраст ребенка, тем менее эффективна будет чисто вопросно-ответная форма беседы. Подросткам младшего школьного возраста для снижения напряжения предлагается «нарисовать, что захочешь», задать вопросы по рисунку или по тесту М. Люшера.

Ведущей целью данного этапа работы специалиста является обеспечение психологической безопасности ребенка.

Первичная беседа, построенная на «мягком» взаимодействии с подростком, должна помочь специалисту ответить на следующие вопросы:

  • Какие отрицательные психологические симптомы присущи поведению ребенка и насколько они опасны в дальнейшем?
  • На каком уровне развития находится ребенок и каковы его ресурсы?
  • Какие психотравмирующие события пережил подросток?
  • Какие ресурсы жизнестойкости у него имеются?
  • Какие существуют предпосылки для получения эффективных результатов терапии?
  • Какого типа терапия целесообразна в данном конкретном случае?
  • Есть ли у членов семьи мотивация и ресурсы к участию в процессе реабилитации?
  • Как подключить контактную сеть (родственников, специалистов из других учреждений и др.) для участия в реабилитационной работе?
  1. Фокусируется на теме насилия.

Если достигнута безопасная атмосфера и подросток знает, по какому поводу его привели, педагог-психолог постепенно переходит к вопросам, связанным с перенесенным насилием:

  • Расскажи, пожалуйста, что с тобой произошло?

При планировании беседы важно учитывать степень готовности подростка к такому разговору. Бывает, что во время первой беседы ребенок не чувствует себя готовым говорить о насилии (когда пострадавшему очень трудно раскрыть свой «секрет»). Если специалисту известно о факте насилия, то вовремя 2/3 встречи можно сказать подростку, что бывают хорошие секреты (например, заранее приготовленный подарок) и секреты плохие (обида, о которой можно рассказать тому взрослому, которому доверяешь, чтобы он смог тебе помочь).

К основным мотивам отказа подростков от разговора о случаях насилия относят следующие:

  • недоверие к взрослым
  • ожидание новых неприятностей с их стороны
  • чувство стыда
  • опасение, что окружающие станут хуже к ним относиться
  • боязнь или привязанность к обидчику
  • опасение огорчить родителей и т. д.

Когда подросток сообщает о факте насилия, педагог-психолог контролирует собственные эмоции. Рассказ ребенка о трагическом событии может вызвать гамму наших собственных чувств (от шока и отрицания до гнева и отвращения), это тяжелое испытание. Профессиональное владение ситуацией требует от специалиста внешнего спокойствия и готовности к продолжению диалога. Педагог-психолог остается спокойным и открытым разговору, не переносит свои эмоции на подростка. Нужно всегда помнить, что ребенок может быть привязан к обидчику и испытывает противоположные чувства. Ему важно ощущать, что все чувства, которые у него есть по отношению к обидчику, приемлемы для педагога – психолога.

Важно собрать ту информацию о насилии, которая имеет отношение к оценке психологического состояния ребенка и выработке стратегий помощи (вид насилия, его тяжесть и длительность, характер взаимоотношений ребенка и обидчика, чувства ребенка и пр.).

  1. Учитывает уровень личностного развития ребенка

Специалист говорит понятным для подростка языком, отвечает на его вопросы честно и просто. При построении консультативной работы с подростками младшего возраста:

  • использует короткие вопросы и предложения, не превышающие 5 слов;
  • избегает специальных терминов, вопросов с двойным отрицанием, абстрактных понятий;
  • использует те же слова для названия интимных частей тела, какие использовал и ребенок;
  • старается реже использовать местоимения (он, они), употребляет имена собственные;
  • перефразирует вопрос, если ребенок его не понимает:
  • после полученного ответа старается обобщить, что сказал ребенок, таким образом, побуждает его к лучшему пониманию себя и ситуации.
  1. Использует приемы активного слушания.

Психолог активно слушает, используя все приемы активного слушания, а не добивается подробностей и не проводит расследование, так как это в компетенции правоохранительных органов. Неприемлемо оказывать на ребенка давление, заставлять демонстрировать травмы, ушибы. Уважайте право ребенка говорить столько, сколько он считает нужным. Специалисту важно выяснить, если речь не идет о специальной экспертизе, не столько то, что именно сказал ребенок или сделал, а то, что он чувствовал.

  1. Осторожно применяет физический контакт.

Физический контакт с ребенком - дотрагивание до коленки, плеча, объятия, могут напоминать ему о перенесенной травме. Известно, что дружеское прикосновение может быть формой поддержки и заботы, но ребенок, в особенности перенесший сексуальную травму, неадекватно реагирует на физический контакт, цепенея и как бы прислушиваясь к собственным ощущениям.

  1. Оказывает ребенку поддержку.

Нужно обязательно поддержать ребенка, сообщить ему, что требуется мужество и смелость, чтобы говорить о своих переживаниях, и вы цените то, что он вам доверился. Важно поддержать представление ребенка о его личностной ценности, а также помочь преодолеть чувство изоляции и обособленности. У детей, переживших опыт насилия, в особенности сексуального, возникает чувство непохожести на своих сверстников, с которыми таких вещей “никогда не происходило”. Скажите ребенку, что он не один оказался в такой ситуации, что такое случается, к сожалению, и с другими детьми.

  1. Оценить степень безопасности ребенка:
  • убедиться, что ребенок понимает, как опасно вмешиваться в насильственные отношения и драки взрослых;
  • выяснить, есть ли рядом с ребенком взрослые, которым он доверяет, и которые не допустят повторения насильственных действий;
  • выяснить есть ли безопасное место, куда может отправиться ребенок;
  • выяснить есть ли у вас как у специалиста возможность контакта с ненасильственным взрослым, помогающим ребенку.
  1. Объяснить ребенку дальнейшее развитие событий.

Консультируя ребенка, пострадавшего от насилия, специалисты не дают обещаний, в которых они не уверены: «Твоя мама обязательно поможет тебе», «Того, кто тебя обидел, обязательно накажут». Мы также не имеем права давать ребенку обещание полной конфиденциальности и считать его согласие или несогласие определяющим при планировании дальнейших действий. Ребенка нельзя заставлять брать на себя ответственность за возможность выхода из ситуации насилия.

Завершая беседу с ребенком, нужно информировать его о том, как могут развиваться дальнейшие события, например: «Я собираюсь поговорить с твоей мамой о том, что произошло, чтобы найти пути, как можно тебя защитить».

Следует отметить, что данная схема имеет относительный характер: в процессе интервью педагог-психолог (учитель) должен следовать за ребенком и поддерживать темы, к разговору на которые ребенок готов. Важно придерживаться тактики “мягкого ведения”, максимально заботясь о безопасности ребенка. Первичный контакт с ребенком, построенный на мягком взаимодействии с ним, должен помочь специалисту ответить на следующие вопросы:

  • Какие психотравмирующие события пережил ребенок?
  • На каком уровне возрастного и личностного развития находится ребенок, и каковы его ресурсы?
  • Какие отрицательные психологические симптомы присущи поведению ребенка и насколько они опасны в дальнейшем?
  • Какого типа терапия целесообразна в данном конкретном случае?
  • Есть ли у членов семьи мотивация и ресурсы к участию в процессе реабилитации?
  • Как подключить контактную сеть (школу, родственников и др.) для участия в реабилитационной работе?
  • Характер злоупотребления: например, степень принуждения к чему-либо, чувства, которые испытывал ребенок?
  • Какое объяснение произошедшего дал ребенок самому себе, на кого он возлагает ответственность и вину?
  • Самое главное, в ходе первой встречи важно донести до ребенка, что насилие над детьми не является нормой. Важно дать понять следующее:
  • Я тебе верю.
  • Я сожалею, что с тобой это случилось.
  • В этом нет твоей вины.
  • Хорошо, что ты об этом рассказал.

После выяснения всех обстоятельств специалисты школы приступают к длительному сопровождению ребенка различными методами, техниками: метод психодрамы, экспрессивно-творческие техники (арттерапия, проективный рисунок, игровая терапия, музыкальная терапия), техники работы с семьей.

Цели психологического сопровождения детей – жертв семейного насилия:

Формирование позитивной «Я-концепции» ребенка, пострадавшего

от насилия.

Совершенствование умений, навыков, способностей, позволяющих ребенку идентифицировать свои мысли, чувства, поведение для установления  доверительных отношений с другими.

Восстановление чувства собственного достоинства и положительного представления о самом себе.

Развитие и совершенствование социальных качеств личности ребенка.

Коррекция «сексуализированного» поведения.

Формирование способности к самопринятию.

Выработка способности к самостоятельному принятию решений.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алексеева Л.С. Проблема жестокого обращения с детьми в семье / Л.С.Алексеева // Педагогика. - 2006. - №5. С. 43-52.
  2. Алексеева Л.С. О насилии над детьми в семье // Социологические исследования. 2003 № 4 С. 34-37.
  3. Беличева С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер / С.А. Беличева, В.М.Фокин. - М., 2003.
  4. Журавлева, Т.М. Помощь детям – жертвам насилия. – 2006. – c. 46.
  5. Зиновьева, Н.О., Михайлова, Н.Ф. Психология и психотерапия насилия. Ребенок в кризисной ситуации. – СПб., 2003. – с. 98.
  6. Масленникова О.М. Изучение насилия и жестокого обращения с подростками/ О.М. Масленникова. // Ежегодник Российского психологического общества: Материалы 3-го Всероссийского съезда психологов. 25-28 июня 2003 года. В 8 т. - СПб: Изд-во СПбГУ, 2003. Т. 5.
  7. Сафронова Т.Я., Цымбал Е.И. Жестокое обращение с детьми. – М., 2001.
  8. Ярская-Смирнова Г.Р., Романова П.В., Антонова Е.П. Домашнее насилие над детьми: стратегии объяснения и противодействия // Социологические исследования, 2008, №1. С. 34 - 39.

 

Ilnitskaya V.A.

teacher,

State Budgetary Educational

Institution «School 487»

(St. Petersburg, Russia)

 

SOCIOPSYCHOLOGICAL REHABILITATION

OF ADOLESCENTS WHO HAVE BEEN SUBJECTED

TO PSYCHOLOGICAL VIOLENCE IN THE FAMILY

 

Abstract: the article describes the work of the psychological and pedagogical service of a boarding school with adolescents who have been subjected to psychological violence in the family.

 

Keywords: socio-psychological rehabilitation, psychological violence in family, overcoming consequences of traumatic.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ильницкая В.А. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ПОДРОСТКОВ, ПОДВЕРГШИХСЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОМУ НАСИЛИЮ В СЕМЬЕ // Вестник науки №2 (59) том 2. С. 78 - 87. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7242 (дата обращения: 27.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7242



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.