'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 2
  4. Научная статья № 13

Просмотры  92 просмотров

Степучев Д.М., Быков С.А.

  


ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается проблема формирования ценностно-смысловых ориентаций к здоровому образу жизни у подростков в ходе учебной деятельности в общеобразовательном учреждении. Устанавливается взаимосвязь теоретических подходов в педагогике отечественных и зарубежных ученых к определению понятий «ценностно-смысловые ориентации», «здоровый образ жизни» и их структурных элементов. Основным диагностическим инструментом является методика «Индекс отношения к здоровью» (тест), разработанная известными отечественными психологами С. Дерябо и В. Ясвиным. Результаты тестирования позволили выявить ряд проблем в ценностно-смысловой сфере у ребят старшего подросткового возраста. Жизненный ориентир «здоровье и здоровый образ жизни» не является социально-значимой ценностью в жизнедеятельности обучающихся. К практической значимости исследования относится разработка специализированной программы «Здоровое поколение-будущее нации», направленная на повышение уровня формирования ценностно-смысловых ориентаций здорового образа жизни в процессе учебной деятельности   

Ключевые слова:
ценностно-смысловые ориентации, формирование ценностно-смысловых ориентаций, здоровый образ жизни, здоровье, подростки, физическая культура   


УДК 37

Степучев Д.М.

студент 2 курса магистратуры направления

«Педагогическое образование»,

профиль «Практическая педагогика»

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

Научный руководитель:

Быков С.А.

канд. пед. наук, доцент

кафедры общей и социальной педагогики

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ И ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ

УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

Аннотация: в статье рассматривается проблема формирования ценностно-смысловых ориентаций к здоровому образу жизни у подростков в ходе учебной деятельности в общеобразовательном учреждении. Устанавливается взаимосвязь теоретических подходов в педагогике отечественных и зарубежных ученых к определению понятий «ценностно-смысловые ориентации», «здоровый образ жизни» и их структурных элементов.

Основным диагностическим инструментом является методика «Индекс отношения к здоровью» (тест), разработанная известными отечественными психологами С. Дерябо и В. Ясвиным. Результаты тестирования позволили выявить ряд проблем в ценностно-смысловой сфере у ребят старшего подросткового возраста. Жизненный ориентир «здоровье и здоровый образ жизни» не является социально-значимой ценностью в жизнедеятельности обучающихся. К практической значимости исследования относится разработка специализированной программы «Здоровое поколение-будущее нации», направленная на повышение уровня формирования ценностно-смысловых ориентаций здорового образа жизни в процессе учебной деятельности.

 

Ключевые слова: ценностно-смысловые ориентации, формирование ценностно-смысловых ориентаций, здоровый образ жизни, здоровье, подростки, физическая культура.

 

Проблема формирования ответственного отношения к собственному здоровью актуализируется в условиях становления и формирования личности обучающегося на этапе основного общего образования, что, на наш взгляд, обусловлено противоречиями между стремлением подростков в силу возрастных особенностей к самоутверждению и максимальной персонификации и предъявляемыми внешним требованиям. Так, в Программе воспитания и социализации обучающихся на ступени среднего общего образования в рамках ФГОС ООО одной из ценностных составляющих личности обучающегося и ориентированной на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы  обозначено формирование и развитие знаний, установок, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни с целью сохранения и укрепления физического, психологического и социального здоровья обучающихся [7].

Приобщение к здоровому образу жизни – это начальный шаг в приобщении человека к здоровому образу жизни. Доказано, что благополучие человека связано с его образом жизни. Здоровый образ жизни, проявляющийся в поддержании и развитии физической активности, отказе от вредных привычек, соблюдении режима труда и отдыха, закаливании, соблюдении личной гигиены, рациональном питании и т.п., обеспечивается, прежде всего, включением здоровья в систему индивидуальных ценностей  личности.

С целью выявления ценностно-смысловых ориентаций здорового образа жизни у обучающихся в декабре 2022 года нами проведено эмпирическое исследование на базе МАОУ СОШ № 42 города Тюмени. В исследовании приняли участие обучающиеся 9-го класса в количестве 25 человек, возрасте 15–16 лет. Полученные данные были изучены и обработаны с помощью статистических и математических методов исследования. Определены ключевые жизненные ценности, являющимися наиболее значимыми для подростков. На основе метода ранжирования проанализирована динамика каждого обучающегося и определено его отношение к собственному здоровью по четырем шкалам: практической, познавательной, эмоциональной, шкале поступков.

В качестве диагностического инструментария мы использовали методику С. Дерябо и В. Ясвина «Индекс отношения к здоровью». Данная методика позволила определить соответствующее место для ключевого жизненного ориентира «здоровье и здоровый образ жизни» в иерархической системе ценностей у подростков; сформированность ценностно-смысловые ориентации и установки на здоровый образ жизни, умения управлять своей деятельностью в различных сферах жизнедеятельности по сохранению своего здоровья и окружающих людей.

Сначала респондентам было предложено оценить жизненные ценности от 1 до 7 в зависимости от их значимости. Первой ценности, которая считалась наиболее важной, присваивался первый ранг и так далее. После этого баллы суммировались, и для определения приоритетных областей рассчитывалось среднее значение по каждой из ценностей. Три жизненные ориентации, которые оказались наиболее важными для этой группы испытуемых, носили социальный характер. Ранг, полученный жизненным ориентиром «здоровье, здоровый образ жизни» – является ключевым показателем.

Затем было предложено выбрать одну из двух вариаций, указывающих на разные точки зрения, наиболее приемлемую для ученика. Необходимо было рассчитать интенсивность отношения к своему здоровью по четырем различным шкалам: практической, когнитивной, эмоциональной и шкале действий. Общее количество баллов, набранных по каждой шкале, и общая сумма затем были подсчитаны для создания индекса «интенсивности», который показывал, насколько глубоко сформировано отношение респондента к своему здоровью.

Анализ результатов показал, что в иерархической системе ценностей наиболее высокий ранг значимости имеют: «близкие взаимоотношения», «дружба», «карьера» (Табл. 1).

Таблица 1 – Ранги ценностных ориентаций учащихся

Наименование ценности

Ранг

Среднее значение

Место

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

Близкие взаимоотношения

1

1

4

1

1

1

2

2

4

3

2,4

1

Дружба

4

2

3

2

3

2

1

1

2

2

2,8

2

Карьера

2

3

2

3

2

4

3

4

1

4

3,6

3

Здоровый образ жизни

3

4

1

4

4

3

4

3

3

1

3,9

4

 

Ключевой жизненный ориентир «здоровье и здоровый образ жизни» не является приоритетным и располагается только лишь на четвертом месте.


Всего лишь у 12% школьников данный ориентир в системе жизненных ценностей занимает главенствующее положение. На втором месте у 6%, на третьем месте – у 18% опрошенных (рисунок 1).

Рисунок 1. Ранговые результаты оценки значимости жизненной

ценности «здоровье, здоровый образ жизни» у учащихся

 

Результаты исследования сформированности компонентов ценностной ориентации на здоровый образ жизни представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. Результаты исследования сформированности

компонентов ценностной ориентации на здоровый образ жизни

 

Данные свидетельствуют о том, что развитие ценностно-смысловых ориентаций преимущественно связано с эмоциями респондентов. Большинство опрошенных способны ценить свое здоровье, могут находить удовольствие в здоровом теле, чувствительны к сигналам, исходящим от него, освобождены от негативных эмоциональных стереотипов в связи со здоровым образом жизни и т. д. Однако для некоторых участников отношение к здоровью в основном рациональное и не оказывает большого влияния на эмоции; забота о себе воспринимается просто как требование, а не как что-то веселое или захватывающее.

По «познавательной шкале» среднее значение ценностного отношения к здоровью составляет 33% – самый низкий показатель по данной шкале. Это свидетельствует о том, что у обучающихся отношение к здоровью мало затрагивает познавательную сферу: они в лучшем случае готовы лишь воспринимать поступающую от других людей информацию о здоровье, но сами не проявляют активную деятельность в ее поиске. В качестве основных источников информации о здоровье и здоровом образе жизни для них выступают другие люди, газеты и журналы по данной тематике, однако, к сожалению, отношение к здоровью у обучающихся мало затрагивает познавательную сферу, отсутствует повышенный интерес к поиску необходимой информации для сохранения и укрепления собственного здоровья.

У большинства опрошенных ценностное отношение к здоровью и здоровому образу жизни сформировалось в недостаточной степени. Значит, существует вероятность, что часть респондентов находится в «зоне риска», есть вероятность того, что респонденты не будут вести здоровый образ жизни.

После перевода «сырых» баллов по всем шкалам теста и итоговому значению в шкалу Станайнов мы распределили индивидуальные результаты по уровням сформированности ценностно-смысловых ориентаций здорового образа жизни:

  • первый уровень (очень низкий): 0–4 процентиля;
  • второй уровень (низкий): 4–11 процентиля;
  • третий уровень (ниже среднего): 11–23 процентиля;
  • четвертый уровень (средний): 23–77 процентиля;
  • пятый уровень (выше среднего): 77–89 процентиля;
  • шестой уровень (высокий): 89–96 процентиля;
  • седьмой уровень (очень высокий): 96–100 процентиля.

Исследование показало, что из всей выборки 28% имели низкий уровень способности поддерживать здоровый образ жизни, 48% – умеренный уровень и 24% – высокий уровень.

Учащиеся со средним уровнем характеризуются воспроизведением достаточного уровня знаний о здоровье и здоровом образе жизни, однако практический опыт самостоятельной здоровье-сберегающей деятельности не значителен.

Учащиеся со средними академическими способностями, как правило, имеют хорошее представление о здоровье и здоровом образе жизни, но не часто демонстрируют умелое применение мероприятий, способствующих укреплению здоровья.

 Исследование показало недостаточную способность значительной и части респондентов конструктивно формировать свою деятельность и применять различные подходы к созданию системы ценностей и смыслов, связанных со здоровым образом жизни.

Группа учеников с низким уровнем обладает поверхностными знаниями о здоровье и здоровом образе жизни. Ученики не проявляют устойчивый интерес, желание, отсутствует мотив к систематическим занятиям физической культурой, не придают значимость по соблюдению режима дня, повышается риск развития вредных привычек

В нашей выборке преобладает средний уровень сформированности ценностно-смысловых ориентаций здорового образа жизни вследствие неинформированности о последствиях и недостаточности информации о возможных рисках. Акцент у подростков направлен на другие социально-значимые сферы жизнедеятельности.

Полученные в результате исследования данные будут использованы нами при разработке специализированной учебной программы «Здоровое поколение – будущее нации», которая будет включена в индивидуальные образовательные маршруты учащихся среднего звена общеобразовательной школы с целью формирования у них в процессе учебной деятельности ценностно-смысловых ориентаций здорового образа жизни.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Вебер, М.М. Избранные произведения [Текст] / М.М. Вебер; под ред. Ю.Н. Давыдова. – М., 2001. 465 с.
  2. Дыхан, Л.Б. Теория и практика здоровьесберегающей деятельности в школе [Текст] / Л.Б. Дыхан. – Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 412 с.
  3. Педагогический словарь : учеб. пособие для студ. высш. П24 учеб. заведений / [В.И.Загвязинский, А.Ф.Закирова , Т.А. Строкова и др.]; под ред. В.И.Загвязинского, А.Ф.Закировой. — М. : Издательский центр «Академия», 2008. — 352 с.
  4. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат, 1982. 304 с;
  5. Лисицын, Ю.П. Образ жизни и здоровье населения [Текст] / Ю.П. Лисицын. – М.: БЕК, 2002. – 40 с.
  6. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования: приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 №1897 (ред. ред. от 11.12.2020) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, N 9, 28.02.2011;
  7. Фундаментальное ядро содержания общего образования / Под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 2-е изд. — М.: Просвещение, 2010.
  8. Человек и его работа. Социологическое исследование / Под ред. А.Г. Здравомыслова. – М.,1967. – 56 с.

 

Stepuchev D.M.

Tyumen State University

(Tyumen, Russia)

 

Scientific advisor:

Bykov S.A.

Tyumen State University

(Tyumen, Russia)

 

RESEARCH OF VALUE-SEMINATE

ORIENTATIONS & ATTITUDE TO HEALTH

OF ADOLESCENTS IN COMPREHENSIVE SCHOOL

 

Abstract: the article deals with the problem of the formation of value-semantic orientations to a healthy lifestyle among students in the course of educational activities in school. The article establishes the interrelation of theoretical approaches in pedagogy of domestic and foreign scientists to the definition of the concepts of "value-semantic orientations", "healthy lifestyle" and their structural elements. The main diagnostic tool is the method "Index of attitude to health" (test), developed by well-known domestic psychologists S. Deryabo and V. Yasvin. The test results revealed a number of problems in the value-semantic sphere of schoolchildren. The vital point "health and a healthy lifestyle" is not a socially significant value in the life of students. The practical meaning of the research includes the creation of a specialized program "Healthy generation-the future of the nation", aimed at increasing the level of formation of value-semantic orientations of a healthy lifestyle in the learning process.

 

Keywords: value-semantic orientations, formation of value-semantic orientations, healthy lifestyle, health, adolescents, physical culture.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Степучев Д.М., Быков С.А. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНО-СМЫСЛОВЫХ ОРИЕНТАЦИЙ И ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ УЧАЩИХСЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ // Вестник науки №2 (59) том 2. С. 88 - 96. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7243 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7243



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.