'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 2
  4. Научная статья № 16

Просмотры  70 просмотров

Исакова Т.И.

  


О ПРОБЛЕМАХ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ К ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ *

  


Аннотация:
в работе анализируются проблемы толкования таких юридических категорий, как «отчитываться о своем поведении», «уклонение от исполнения обязанностей», «представление объяснения» применительно к условно осужденным. Делается вывод, что на сегодняшний день отсутствует единая практика их применения, что, в конечном итоге, не позволяет уголовно-исполнительной инспекции в полной мере реализовать возложенные на нее задачи по исправлению осужденного и предупреждению совершения им новых преступлений   

Ключевые слова:
уклонение осужденного, обязанность отчитываться, условное осуждение   


УДК 343

Исакова Т.И.

канд. пед. наук, доцент кафедры уголовного права и уголовного процесса

Кузбасский институт Федеральной службы исполнения наказаний России

(г. Новокузнецк, Россия)

 

О ПРОБЛЕМАХ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО

И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ

УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ К ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ

 

Аннотация: в работе анализируются проблемы толкования таких юридических категорий, как «отчитываться о своем поведении», «уклонение от исполнения обязанностей», «представление объяснения» применительно к условно осужденным. Делается вывод, что на сегодняшний день отсутствует единая практика их применения, что, в конечном итоге, не позволяет уголовно-исполнительной инспекции в полной мере реализовать возложенные на нее задачи по исправлению осужденного и предупреждению совершения им новых преступлений.

 

Ключевые слова: уклонение осужденного, обязанность отчитываться, условное осуждение.

 

Проблемы привлечения условно осужденных, собственно, как и осужденных к другим видам наказаний, всегда являлись предметом обсуждений и научных дискуссий [1,2,3]. Этому способствует не только отсутствие у некоторых сотрудников уголовно-исполнительных инспекций (далее УИИ) именно высшего юридического образования, но и недостатки законодательной техники, выраженной в нормах уголовного и уголовно-исполнительного законодательства.

В настоящее время, как показывает анализ юридической литературы и правоприменительной практики, широкое распространение при осуществлении контроля получили такие формы реагирования инспекции на поведение осужденного как предупреждение о возможности отмены условного осуждения. В соответствии с действующим законодательством «при уклонении условно осужденного, от исполнения возложенных на него судом обязанностей либо при нарушении им общественного порядка, за которое было наложено административное взыскание, инспекция предупреждает его в письменной форме о возможности отмены условного осуждения». Основанием вынесения предупреждения являются следующие факты: уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных
на него судом, или нарушение общественного порядка, которое повлекло привлечение к административной ответственности.

Как показывает практика, УИИ и Суды не всегда единообразно толкуют понятие «уклонение условно осужденного от исполнения обязанностей, возложенных судом». При установлении «уклонения» должны приниматься во внимание не только сам факт «уклонения», но и причины, способствующие совершению этого правонарушения. В противном случае можно считать «уклоняющимся» и того осужденного, который не исполнил возложенные обязанности по уважительным причинам, препятствующим их исполнению. Под «уклонением» необходимо понимать неисполнение обязанности без уважительных причин. К их числу можно отнести: болезнь осужденного либо его родственников, специфика работы, не позволяющей осужденному являться на регистрацию ежемесячно, отсутствие средств на проезд в инспекцию и другие.

Исходя из этого, возникает вопрос: обязан ли осужденный сообщать
в инспекцию о невозможности исполнения предъявляемых к нему судом требований?

Так, если обратиться к ч.4 ст.188 УИК РФ, то можно увидеть, что осужденный обязан отчитываться о своем поведении. К сожалению, в уголовно-исполнительном законодательстве не раскрывается смысловое значение данного требования. Данные обстоятельства, на наш взгляд, являются одной из причин различного толкования этой обязанности в правоприменительной практике и приводит к уклонению осужденного от уголовно-исполнительной обязанности (хотя, в отдельных случаях, УИИ пытается решить эту проблему путем привлечения осужденного к административной ответственности).

Как представляется, содержание этого предписания необходимо определить в УИК РФ. Оно должно сводиться к обязанности осужденных информировать инспекцию о выполнении общих и специальных требований режима испытания (исполнение обязанностей, возложенных на него судом, соблюдение общественного порядка), а также представлять объяснения по всем вопросам, связанным с исполнением приговора, в порядке, установленном УИИ. Способы информирования инспекции при этом могут быть самыми разнообразными, но должны соизмеряться с целевой направленностью этого требования режима (например, посещение инспекции в этих целях, либо передача сведений с помощью имеющихся технических средств связи). Что же касается «представления объяснений…, то исполнение осужденным этой обязанности, как правило, должно осуществляться посредством посещения им контролирующего органа, поскольку это позволит инспекции не только получить «отчет о поведении», но и провести с ним профилактическую беседу, реализовав тем самым возложенные на УИИ задачи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ольховик, Н. В. Режим испытания при условном осуждении / Н. В. Ольховик ; Томский государственный университет. – Томск : Национальный исследовательский Томский государственный университет, 2005. – 180 с. – ISBN 5-7511-1886-3. – EDN SSAXTI.
  2. Островский, А. Л. Спорные вопросы отмены условного осуждения и продления испытательного срока / А. Л. Островский // Российский следователь. – 2005. – № 4. – С. 18-21. – EDN PFSYFH.

 

Isakova T.I.

Candidate of Pedagogical Sciences,

Associate Professor of

Department of Criminal Law and Criminal Procedure

Kuzbass Institute of the Federal Penitentiary Service of Russia

(Novokuznetsk, Russia)

 

PROBLEMS OF INTERPRETATION OF NORMS OF CRIMINAL

& PENAL ENFORCEMENT LAW WHEN BRINGING CONDITIONALLY

CONVICTED PERSONS TO LEGAL RESPONSIBILITY

 

Abstract: the paper analyzes the problems of interpretation of such legal categories as "to report on their behavior", "evasion of duties", "presentation of explanations" in relation to probation prisoners. It is concluded that to date there is no uniform practice of their application, which, ultimately, does not allow the penal enforcement inspectorate to fully implement its tasks to correct the convicted person and prevent him from committing new crimes.

 

Keywords: evasion of convicted person, obligation to report, suspended sentence.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Исакова Т.И. О ПРОБЛЕМАХ ТОЛКОВАНИЯ НОРМ УГОЛОВНОГО И УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРАВА ПРИ ПРИВЛЕЧЕНИИ УСЛОВНО ОСУЖДЕННЫХ К ЮРИДИЧЕСКОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ // Вестник науки №2 (59) том 2. С. 106 - 109. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7246 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7246



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.