'
Федорякин К.В., Бирюков Н.Г.
ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КИТАЯ И ЗАПАДА *
Аннотация:
внешнеполитические задачи и национальные интересы, формулируемые и реализуемые руководством НАТО и Китая в условиях трансформации международной системы в начале XXI в., вступают в принципиальное противоречие между собой: выдвигаемая Вашингтоном задача сохранения американского глобального лидерства сталкивается со стремлениями Пекина стимулировать становление многополярного мира, а «непреходящие национальные интересы» США — с «коренными интересами» Китая, начала которых заключены в идее «территориального единства»
Ключевые слова:
тайваньский кризис, глобальное противостояние, Восток, Запад, историческое единство
УДК 32
Федорякин К.В.
бакалавр 4 курса факультета лингвистики и журналистики
Ростовский государственный экономический университет
(г. Ростов-на-Дону, Россия)
Бирюков Н.Г.
к.ф.н., доцент кафедры теоретической и прикладной коммуникативистики,
Ростовский государственный экономический университет
(г. Ростов-на-Дону, Россия)
ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В КОНТЕКСТЕ
ПРОТИВОСТОЯНИЯ КИТАЯ И ЗАПАДА
Аннотация: внешнеполитические задачи и национальные интересы, формулируемые и реализуемые руководством НАТО и Китая в условиях трансформации международной системы в начале XXI в., вступают в принципиальное противоречие между собой: выдвигаемая Вашингтоном задача сохранения американского глобального лидерства сталкивается со стремлениями Пекина стимулировать становление многополярного мира, а «непреходящие национальные интересы» США — с «коренными интересами» Китая, начала которых заключены в идее «территориального единства».
Ключевые слова: тайваньский кризис, глобальное противостояние, Восток, Запад, историческое единство.
Остров Тайвань, известный ранее как Формоза, является крупнейшим из прибрежных островов Поднебесной и исконно считается частью материкового Китая. В древнейшие времена остров населяли аборигены австронезийской языковой семьи под названием гаошань, в то время как ханьцы впервые проникли на остров в 230 году во время экспедиции. Несколько веков спустя правящая на тот момент династия Суй организовала военный поход на Формозу, а в XIII веке остров был официально включен в карту китайской империи. В конце XVI века на остров проникли португальские мореплаватели, которых затем сменили голландские завоеватели. После изгнания покушающихся на остров «варваров» в 1661 году, Тайвань на целых два столетия вновь слился с материковым Китаем, а в 1887 году был выделен в отдельную провинцию. Вихрь исторических событий вновь разделил Тайвань с Китаем в результате японской милитаристической агрессии во время японо-китайской войны, длившейся с 1894 по 1895 год, и закончившейся подписанием унизительного для Китая Симоносекского договора, одним из обязательств которого стала передача Тайваня Японии. Поражение Страны восходящего солнца во Второй мировой войне аннулировало право на обладание Формозой, и Китай ненадолго воссоединился с островом. Но уже в 1949 году Коммунистическая Партия Китая триумфально объединила под своей властью всю Поднебесную, заставив гоминьдановские войска во главе с Чаном Кайши, поддерживаемые западными державами, в особенности США, отступить на Тайвань. Националисты вывезли с собой весь военный аппарат и политических деятелей, а также предметы материальной культуры, хранившиеся в коллекции императорского дворца. Таким образом, Чан Кайши объявил о переезде столицы Китайской Республики в Тайбэй, при этом сохранив место Китая в ООН и оставив за собой претензию на возвращение законной власти на материке.
После прихода к власти Мао Цзэдуна, Председатель претендовал на восстановление границ Китая в максимальных пределах, установленных империей за всю историю ее существования. Тайваньский вопрос стоял особняком в силу непоколебимого принципа Мао Цзэдуна, рассматривавшего отделение Тайваня как бунт «ренегатской провинции», стремящейся сохранить связи с западными державами и устаревшую форму правления. Важно отметить, что в тот период Соединенные Штаты продолжали считать режим Чана Кайши весьма законным. Изначальная позиция США по поводу Тайваня была довольно прагматичной. Госсекретарь Дин Ачесон охарактеризовал гоминьдановцев «некомпетентными и несостоятельными» и даже с учетом возможностей США поддерживать режим Чана Кайши, на исход гражданской войны невозможно повлиять. В связи с заявленной позицией, Национальный совет безопасности в 1949 году опубликовал заявление, вывод которого значился в отсутствии смысла предпринимать попытки защищать Тайвань от возможного вторжения со стороны материкового Китая. Подтвердил сформулированную позицию и президент Гарри Трумэн. Но уже в 1950 году, после начала наступательных действий со стороны Северной Кореи и развязывания Корейской войны, Гарри Трумэн направил Седьмой флот в Тайваньский пролив, стремясь оградить Формозу от предполагаемого нападения. Мао Цзэдун ответил на такой жест заявлением о лицемерии американского правительства. В 1953 году Дуайт Эйзенхауэр, занявший пост президента, объявил о прекращении патрулирования Седьмым флотом Тайваньский пролив, однако отвод флота не послужил поводом для разрядки, лишь усилив напряжение. Так как Седьмой флот стал своеобразной плавучей стеной между Тайванем и Китайской Народной Республики, соответственно, он отгораживал от обстрелов не только Тайвань, но и Китай. Отвод флота подарил возможность Мао Цзэдуну провести серию артобстрелов в качестве демонстрации сохранившегося намерения о возвращении Формозы, а также проверить на деле выполнение Соединенными Штатами обязательства о защите и поддержке Тайваня. Результатом стало «воинственное сосуществование» между государствами, вдобавок Вашингтон и Тайбэй парафировали договор о долгосрочной обороне. В 1955 году Дуайт Эйзенхауэр на пресс-конференции обнародовал заявление о возможности применения ядерного оружия в качестве сдерживания коммунистического наступления. Откровенно говоря, угроза президента США представлялась блефом, однако перспектива перерастания локального кризиса в глобальный конфликт не устраивала, по-видимому, обе стороны. Тайваньский кризис завершил премьер-министр Китая Чжоу Эньлай, предложивший США сесть за стол переговоров. По его итогам Мао Цзэдун начал четко понимать, что США становятся основной преградой в конечной цели осуществления принципа «одного Китая». Но тайваньский вопрос перерос в нечто большее чем просто кризис. Он превратился в неразрешимую дилемму между Китаем и США на целых шестнадцать лет. Тупиковая ситуация работала в обе стороны, ведь Китай отказывался обсуждать с США другие вопросы пока Вашингтон не согласится признать Пекин законным правительством и американские войска не уйдут с острова, а США не собирались уходить с Тайваня пока не получат от Китая гарантию на решение вопроса мирным путем. Пекин аппелировал к решениям Каирской конференции, еще во время Второй мировой войны признавшей единство Китая и Тайваня и не отказывался от применения силы, воспринимая давление Запада как попытка посягательства на суверенное право Китая установить контроль над всей территорией в максимальных пределах. В 1958 году Председатель снова начал бомбардировку мелких островов около Тайваня. Это решение было объяснялось реакцией на понижение уровня дипломатических отношений после первого кризиса и попыткой развязать именно «политическое сражение» за остров, ставший камнем преткновения между США и Китаем. Действовавший на тот момент госсекретарь Джон Фостер Даллес увидел в воинственном маневре толчок сесть за стол переговоров. Чжоу Эньлай подтвердил мысль Джона Даллеса, объявив, что Пекин рассчитывал на возобновление переговоров на уровне послов в качестве цели развязанного конфликта. Однако планируемые переговоры вновь зашли в тупик.
После начавшегося сближения США и Китая после 1970 года, оттепель в отношениях поспособствовала временному устранению острого Тайваньского вопроса. Чжоу Эньлай во время встречи с американской делегацией заявил о ненадобности обсуждения данной проблемы, однако позиция каждого из двух государств так не сдвинулась с мертвой точки. Все изменило Шанхайское коммюнике. В нем значилось несколько основных принципов – подтверждение Штатами политики «одного Китая», обещание США о предотвращении на Тайване движений за независимость, а также поддержка мирных решений по объединению Китая. Соответственно, США начали поэтапно выводить войска с Тайваня и близлежащей акватории, а материковый Китай занял место в ООН, получив признание законной власти в Пекине, при этом оставшись без возможности присоединения Формозы путем захвата, однако провозглашая о неизбежности конечного результат, лишь отложенного на неопределенное время из-за договоренности с США. Таким образом, Тайвань начал самостоятельное развитие при поддержке США. Пекин выдвигал предложения об объединении, гарантируя Тайваню автономию и принятие статуса «Специального административного района».
Но все предложения рухнули в 1999 году после заявления тайваньского президента Ли Дэнхуэя что КНР и Тайвань – это «две страны по обе стороны Тайваньского пролива». В 2000 году руководство Тайваня предложило провести референдум о независимости острова, вызвав у Китая беспокойство насчет скорейшего решения Тайваньской проблемы. В 2005 году Всекитайское собрание народных представителей одобрило закон «О противодействии расколу страны», в котором говорилось о необходимости применения должных средств для защиты суверенитета в случае подрывных действий, способствующих независимости Тайваня. Реакция США была довольно негативной, так как Китай фактически намекнул на решение вопроса отнюдь не мирным путем. В ответ на принятие данного закона США убедили Японию включить Тайвань в зону общих стратегических интересов. Стоит отметить, что в 1970-х Китай переживал о возможной претензии Японии на Формозу, учитывая опыт китайско-японской войны и вращение Японии в орбите США. В тот момент, Вашингтон дал Пекину четкие гарантии о предотвращении продвижения Японии на Тайвань. В ответ премьер-министр КНР Вэнь Цзябао призвал США и Японию воздержаться от «прямого или непрямого» вмешательства в тайваньскую проблему, являющуюся «внутренним делом» Китая, а председатель КНР Ху Цзиньтао предупредил армию готовиться к войне для защиты территориальной целостности Китая. В том же году представители Гоминьдана и Коммунистической Партии Китая согласились с принципом «одного Китая» и договорились о широком круге практических связей между берегами Тайваньского пролива. Однако в последние годы США откровенно насаждают Тайваню идею о независимости, продавая Тайваню оружие и периодически патрулируя Тайваньский пролив. Таким образом, можно сделать небольшой вывод о том, что вмешательство США в региональный конфликт между Китаем и Тайванем не только стало одной из причин его развития и попыткой США возыметь рычаг давления на КНР, но и вывело «тайваньский вопрос» на совершенно новый уровень политической значимости в мире. Отношения между КНР и США вряд ли смогут нормализоваться, так как Тайваньский вопрос в действительности представляет собой причину основного разногласия между государствами.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 2
Ссылка для цитирования:
Федорякин К.В., Бирюков Н.Г. ТАЙВАНЬСКИЙ ВОПРОС В КОНТЕКСТЕ ПРОТИВОСТОЯНИЯ КИТАЯ И ЗАПАДА // Вестник науки №2 (59) том 2. С. 145 - 151. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7253 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*