'
Маргарян М.Г
Актуальность совершенствования порядка легализации прав собственности на самовольные постройки *
Аннотация:
В статье обозначена актуальность темы легализации прав собственности на самовольные постройки, раскрыты противоречия гражданского законодательства относительно несудебного порядка ее осуществления, показаны насущные проблемы оформления в собственность самовольно возведенных зданий, предложены направления доработки действующего порядка.
Ключевые слова:
самовольная постройка, легализация прав собственности, иной порядок легализации, оформление прав собственности.
Особую актуальность тема легализации прав собственности на самовольные постройки приобрела после присоединения к России Крыма, в котором эти вопросы многие годы не решались. Именно эти условия ярко показали пробелы в действующем российском законодательстве. Статьей 222 ГК РФ предусмотрено два пути легализации прав собственности на самовольную постройку. Оно может быть признано в судебном или ином, установленным законодательством порядке при наличии некоторых условий [1]. Важнейшим из таких условий является наличие у застройщика права собственности, постоянного пользования или пожизненного наследуемого владения на земельный участок, где возведено здание. Под иным, т.е. «несудебным» порядком в настоящее время подразумевается «дачная амнистия», предполагающая оформление до 1 марта 2020 года в собственность когда-либо построенную недвижимость при наличии у застройщика документа, подтверждающего его право на земельный участок. Однако, редакцией 2015 года статьи 222 ГК РФ еще больше снижена возможность оформить самовольную постройку в собственность, поскольку для признания права на нее здание не должно являться самовольно возведенным. Кроме того, законодательством органам местного самоуправления предоставлена возможность самостоятельного сноса строений без обращения в суд [4, c. 29]. ФЗ «О государственной регистрации прав недвижимости» закрепляет упрощенный порядок оформления прав собственности на некоторое имущество. Но по ряду причин этот порядок невозможно признать иным для легализации самовольной постройки [2]. В свою очередь, иной, несудебный порядок легализации самовольной постройки, по сути, должен иметь те же последствия, что и судебный – государственного признания безусловной возможности присутствия здания в обороте [3, c. 77]. Негативным моментом является также отсутствие у застройщика легальной возможности оформления документов на ранее возведенное здание. Сделать это реально только при наличии содействии уполномоченным органом: оформлении документации «задним числом» или оформлении давно построенного здания как нового объекта. Субъективность данного подхода серьезно увеличивает угрозу развития коррупции. Таким образом, в настоящее время перед законодателем стоит необходимость пересмотра и доработки «иного» порядка легализации прав на самовольные постройки. Таковым может стать законодательно закрепленный административный порядок. Он должен предусматривать передачу соответствующих функций органам, занимающимся вводом в эксплуатацию новой недвижимости. Важно, чтобы этот порядок превалировал в любом случае, если застройщик имеет законное право строительства на земельном участке, на котором возведена самовольная постройка.
Номер журнала Вестник науки №5 (5) том 1
Ссылка для цитирования:
Маргарян М.Г Актуальность совершенствования порядка легализации прав собственности на самовольные постройки // Вестник науки №5 (5) том 1. С. 10 - 12. 2018 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/73 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2018. 16+
*