'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 3
  4. Научная статья № 10

Просмотры  117 просмотров

Маслова А.А.

  


ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
цифровизация - новый виток цивилизации. Специалисты в области цифрового управления призваны стать пионерами новой концепции, создать совершенно новую систему сбора и анализа информации. Раньше, проблемы решались долго и сложно, много времени уходило на передачу информации до соответствующей структуры и руководителя. На сегодняшний день нашему обществу в соответствии с вызовами времени, чтобы не отстать в технологическом развитии, необходимо пройти ускоренными темпами цифровую трансформацию многих областей своей жизни. В первую очередь, это касается различных аспектов государственного устройства, государственного и муниципального управления   

Ключевые слова:
цифровые технологии, цифровое управление, цифровая экономика   


УДК 35

Маслова А.А.

магистрант международного института экономики,

менеджмента и информационных систем (МИЭМИС)

Алтайский государственный университет

(г. Барнаул, Россия)

 

ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО
И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация: цифровизация - новый виток цивилизации. Специалисты в области цифрового управления призваны стать пионерами новой концепции, создать совершенно новую систему сбора и анализа информации. Раньше, проблемы решались долго и сложно, много времени уходило на передачу информации до соответствующей структуры и руководителя. На сегодняшний день нашему обществу в соответствии с вызовами времени, чтобы не отстать в технологическом развитии, необходимо пройти ускоренными темпами цифровую трансформацию многих областей своей жизни. В первую очередь, это касается различных аспектов государственного устройства, государственного и муниципального управления.

 

Ключевые слова: цифровые технологии, цифровое управление, цифровая экономика.

 

Цифровая экономика как одно из следствий прогресса науки и технологий подразумевает под собой перевод производства и распространения товаров и услуг в цифровую интернет-среду.

Государство делает шаги к постепенному переходу к цифровой экономике и цифровому государству. Так, указом Президента России от 7 мая 2018 года №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» были обозначены 12 стратегических направлений развития страны, среди которых национальный проект «Цифровая экономика», в рамках которых и идёт развитие «Цифрового государства». В своём выступлении на Петербургском международном экономическом форуме Владимир Путин назвал цифровую экономику и ее стартапы – основным средством экономического развития страны.

Во многих странах процессу перехода к цифровому информационному обществу уделяется особое, пристальное внимание. Это подтверждается принятыми государственными стратегиями и программами развития цифровой экономики. Наиболее развитым с точки зрения применения информационных технологий является город-государство Сингапур, где осуществлена цифровизация всех отраслей и сфер жизнедеятельности общества, весь перечень государственных услуг переведён в электронный формат.

В связи с этим возрастает актуальность решения задачи формирования и развития цифровой экономики в регионах России как стратегического приоритета развития страны. Необходимо развитие информационной платформы для принятия управленческих решений на федеральном и региональном уровнях в сфере цифровизации, выявление проблем, препятствующих формированию и развитию цифровой экономики, а также разработка практических рекомендаций по их решению [2].

Чтобы России стать одним из мировых цифровых лидеров необходимо направить ориентир страны на экономический рост за счет внедрения прорывных инноваций, инвестиции в национальную инфраструктуру широкополосной связи, развития законодательной и концептуальной базы. Однако, структурные изъяны экосистемы цифровой трансформации, недостаток цифровых навыков и отсутствие открытой культуры внедрения инноваций ограничивают возможности России в достижении фундаментальных технологических прорывов в ближайшее время [1, C. 911-928].

На данный момент уже происходит становление нормативно-правовой базы цифровизации, подтверждённое на основе принятых нормативно-правовых актов и внесённых изменениях в существующие нормативные документы, касающиеся и регламентирующие процесс цифровизации в Российской Федерации. Однако по мере дальнейшего развития для правомочности использования цифровых технологий в деятельности государственных органов необходимо пересмотреть и внести дополнительные поправки во многие нормативно-правовые документы [3].

Для исполнения задачи «Цифровой экономики» требуется увеличение финансирование проекта в несколько раз. Решить эту проблему можно с помощью трансформации взаимодействия бизнеса и государства. По мнению директора Национального Центра ГЧП Максима Ткаченко, в текущей экономической ситуации и логике развития IT-рынка необходимо постепенно уходить от «классических» форм к более сложному «инфраструктурному партнерству». Речь идет о применении механизмов государственно-частного партнерства, которые в IT не особо активно использовались. В результате перехода к таким формам взаимодействия бизнес сможет предложить более современные решения в рамках проекта, таким образов восполнив возможный недостаток компетенций у госзаказчика, также стороны смогут разделить риски, власти смогут значительно сократить расходы из бюджета, а бизнес получит необходимые гарантии или субсидии.

Среди проблем, которые мешают развития ГЧП в IT-сфере, эксперт назвал: низкий уровень компетенций у органов власти и инвесторов для работы с проектами на «нулевой» стадии; отсутствие отдельных механизмов господдержки в виде софинансирования ГЧП-проектов в IT сфере в федеральных программах; правовая «незрелость» отрасли в вопросах монетизации данных; а также правовые барьеры для применения в муниципальных системах и привлечении иностранных инвесторов.

Заключение.

Преобразующее влияние цифровизации сказывается практически на всех сферах жизни общества. Более того, цифровизация может рассматриваться как глобальный вызов развитию территориальных социально-экономических систем. Активное развитие социально-экономической сферы на базе цифровых технологий привело к возникновению нового этапа эволюции территориальных социально-экономических систем – цифровой экономике. С широкомасштабным использованием цифровых технологий сегодня связаны надежды на экономический рост и решение социальных проблем. Но Россия находится лишь в самом начале этого этапа. По доле пользователей интернета среди взрослого населения, проникновению сотовой связи и другим показателям информационной инфраструктуры наша страна значительно отстает от стран – лидеров цифровизации. На начальном этапе находится использование цифровых технологий в ключевых сферах деятельности: реализация концепции электронного правительства, развитие электронного бизнеса, использование цифровых технологий в образовании и здравоохранении и др.

Серьезным сдерживающим фактором для развития цифровой экономики являются имеющиеся в РФ кадровые ограничения. Так, согласно данным Фонда развития интернет-инициатив, к 2027 г. российская экономика испытает нехватку около 2 млн IT-специалистов. При этом, по итогам 2016 г. в России насчитывалось около 1,9 млн IT-специалистов (2,4% процента трудоспособного населения; аналогичный показатель по США, Германии и Великобритании — 4,3%). Сейчас в нашей стране ежегодно выпускается порядка 60 тыс. IT-специалистов, а для устранения нехватки кадров необходимо осуществлять добор на обучение примерно 40 тыс. человек ежегодно. Но это нельзя сделать «механически», необходимо развитие инфраструктуры образования, подготовка новых преподавателей и т. д.

Указанные выше и многие другие риски, угрозы и проблемы развития цифровой экономики требуют принятия мер по их нейтрализации. К сожалению, сделать это быстро и исключительно за счет ресурсов государства невозможно, так как задача развития цифровой экономики позиционируется как национально значимая. Требуются комплексные усилия с использованием как публичных, так и частных ресурсов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Городнова Н.В. Развитие цифровой экономики: теория и практика // Вопросы инновационной экономики. – 2021. – Том 11. – № 3. – С. 911-928
  2. Добролюбова Е.И. Государственное управление по результатам в эпоху цифровой трансформации: обзор зарубежного опыта и перспективы для России [Электронный ресурс]. / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/gosudarstvennoe-upravlenie-po-rezultatam-v-epohu-tsifrovoy-transformatsii-obzor-zarubezhnogo-opyta-i-perspektivy-dlya-rossii (дата обращения: 13.02.2023).
  3. Мельков С.А., Сушанский А.С. Цифровое государство, цифровое государственное и муниципальное управление: проблематизация и смыслы [Электронный ресурс] / URL: https://cyberleninka.ru/article/n/tsifrovoe-gosudarstvo-tsifrovoe-gosudarstvennoe-i-munitsipalnoe-upravlenie-problematiza
    tsiya-i-smysly/viewer (дата обращения: 13.02.2023).

 

Maslova A.A.

Altai State University
(Barnaul, Russia)

 

DIGITALIZATION OF STATE AND MUNICIPAL

GOVERNMENT IN RUSSIAN FEDERATION

 

Abstract: digitalization is a new round of civilization. Specialists in the field of digital management are called upon to become pioneers of a new concept, to create a completely new system for collecting and analyzing information. Previously, problems were solved long and complicated, it took a lot of time to transfer information to the appropriate structure and leader. Today, our society, in accordance with the challenges of the time, in order to keep up with technological development, needs to go through the digital transformation of many areas of its life at an accelerated pace. First of all, this concerns various aspects of the state structure, state and municipal administration.

 

Keywords: digital technologies, digital control, Altai Territory.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Маслова А.А. ЦИФРОВИЗАЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №2 (59) том 3. С. 54 - 58. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7300 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7300



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.