'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 3
  4. Научная статья № 12

Просмотры  89 просмотров

Ильницкий С.А.

  


РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ *

  


Аннотация:
в статье рассказывается о том, как формировать регулятивные базовые учебные действия у обучающихся с легкой умственной отсталостью   

Ключевые слова:
регулятивные базовые учебные действия, обучающиеся с умственной отсталостью, формирование оценочных действий   


DOI: 10.24412/2712-8849-2023-259-65-69

УДК 37.048

Ильницкий С.А.

учитель

Государственное бюджетное образовательное

учреждение «Школа 487»

(г. Санкт-Петербург, Россия)

 

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

РЕГУЛЯТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ

У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

 

Аннотация: в статье рассказывается о том, как формировать регулятивные базовые учебные действия у обучающихся с легкой умственной отсталостью.

 

Ключевые слова: регулятивные базовые учебные действия, обучающиеся с умственной отсталостью, формирование оценочных действий.

 

Федеральный образовательный стандарт для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Одним из обязательных результатов освоения стандарта является формирование базовых учебных действий (БУД) - основных образовательных компетенций: личностных, познавательных, регулятивных, коммуникативных. Формирование у обучающихся базовых учебных действий должно осуществляться в учебной и внеурочной деятельности (включая коррекционную работу). Это предполагает определенные изменения в организации и содержании учебно-воспитательной, коррекционной работы с обучающимися с нарушением интеллекта. Вместе с тем, в настоящее время недостаточно методических материалов, посвященных реализации программы формирования БУД. В статье представлен опыт работы по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с легкой умственной отсталостью.

Среди базовых учебных действий регулятивные учебные действия особенно значимы, они обеспечивают успешную работу на любом уроке, занятии, на любом этапе обучения, создают условия для формирования и реализации начальных логических операций. Все это обусловливает необходимость организации специальной работы по формированию регулятивных базовых учебных действий у обучающихся.

Регулятивные учебные действия обучающихся с легкой умственной отсталостью представлены следующими умениями:

  • адекватно соблюдать ритуалы школьного поведения;
  • принимать цели и произвольно включаться в деятельность, следовать предложенному плану и работать в общем темпе;
  • соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • осуществлять самооценку и самоконтроль в деятельности, адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность.

В сфере формирования регулятивных учебных действий учителю  наиболее важно научить ребенка планировать свои действия на уроке и оценивать  их, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагоги в соответствии с содержанием учебного предмета к каждой учебной ситуации урока, занятия подбирают конкретные приемы, виды деятельности обучающихся, направленные на формирование регулятивных действий в рамках коррекционных задач. Коррекционная работа на уроке предполагает создание условий обучающимся для саморегуляции своей деятельности и самоконтроля, в том числе за счет использования алгоритмов в обучения, действий в ориентировке, исполнении, контроле и оценивании в каждом учебном задании. Учет индивидуальных психофизических возможностей обучающихся при этом обеспечивается за счет отбора для каждой группы детей, индивидуальных заданий соответствующих их возможностям.

Виды деятельности обучающихся, направленные на формирование регулятивных базовых учебных действий:

  • выполнение действия в мыслительной, речевой или материализованной форме (подумать, сосчитать, рассмотреть иллюстрации, таблицы, проанализировать и сравнить, ответить, спросить, соотнести и т.д.);
  • логические действия на наглядном и доступном вербальном материале в соответствии с индивидуальными возможностями;
  • постановка задач будущей работы (что необходимо знать, уметь...);
  • выбор цели, задач из предложенных учителем формулировок;

Для формирования умения планирования обучающимися собственной учебной деятельности эффективны следующие приёмы:

  • планирование действия для достижения цели: что сначала следует сделать, что потом;
  • обсуждение готового плана решения учебной задачи;
  • задания, развивающие действия прогнозирования: «Подумай, какой результат может получиться?», «Достаточно ли знать для выполнения задания?
  • работа с деформированным планом (алгоритмом, инструкцией);
  • использование плана с недостающими или излишними пунктами;
  • составление собственного плана решения учебной задачи.

Одним из важных качеств обучающихся, необходимых для управления своей учебной деятельностью и развитием познавательных способностей, является оценочная деятельность обучающихся.

Приемы работы с обучающимися, формирующие оценочные действия:

  • контроль результата своего действия и действия по ходу выполнения (так ли надо действовать);
  • исполнение, контроль и оценивании в каждом учебном задании;
  • контроль по заданному образцу и правилу;
  • выявление затруднений в различных видах деятельности;
  • взаимный контроль в совместной деятельности;
  • самоконтроль и самооценка деятельности;
  • рефлексия деятельности.

Организация оценочной деятельности обучающихся требует разнообразия, однотипность работы, приводит утомлению обучающихся, к снижению их мотивации к обучению. Среди регулятивных базовых учебных действий обучающихся особую значимость имеют самоконтроль и самооценка.

Самооценка позволяет обучающимся контролировать себя в процессе учебной деятельности на основе заданных критериев и фиксировать предварительные результаты. При этом необходимо подобрать такие критерии, которые позволили бы каждому из обучающихся хотя бы по одному из критериев оценить свою успешность. Обучающийся оценивает свои достижения не в сравнении с другими, а с самим собой, сегодняшний результат с предыдущим. Самооценка обучающегося предшествует оценке учителя. В ситуациях несовпадения оценок учителя и обучающегося, такие ситуации необходимо обсудить на уроке: почему твоя оценка не совпала с оценкой учителя? что ты сделал неверно? как ты будешь выполнять задание в следующий раз? что тебе необходимо сделать (повторить) чтоб успешно выполнить задание? каким приемом нужно было воспользоваться? какое правило нужно знать?

Хорошим приемом является предварительная оценка (когда обучающийся прогнозирует свою оценку до показа образца, эталона, а затем анализирует ошибки), выполнение заданий определенного уровня. Выбирая нужный для себя уровень - обучающийся учиться адекватно оценивать свои знания и умения. Формирование действия оценивания осуществляется по следующей схеме: самооценка школьника, оценивание работы другими обучающимися и только после этого следовала оценка учителя.

Формирование регулятивных базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью процесс сложный. Поэтому вопросы отбора эффективных методов, приемов их формирования и развития актуальны в специальном образовании.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. «Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) [Текст]: Приказ Минобрнауки России от 19 декабря 2014 г. N 1599. / Справочная правовая система «Консультант Плюс».
  2. Осипова, А. И. Формирование у учащихся навыков самоконтроля и самооценки на уроках математики[Текст] / Осипова А. И // Методист. - 2016. - №6. - 60-63;
  3. Огурцова М.Э., Томашевская О.А. Формирование регулятивных универсальных учебных действий в начальной школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. гуманитарные науки: сб. ст. по мат. XXX междунар. студ. науч.-практ. конф. № 3(30). [Электронный ресурс] URL:http://sibac.info/archive/guman/3(30)pdf(дата обращения: 05.02.2018

 

Ilnitsky S.A.

teacher,

State Budgetary Educational

Institution "School 487",

(St. Petersburg, Russia)

 

RECOMMENDATIONS FOR THE FORMATION

OF REGULATORY BASIC LEARNING ACTIVITIES

FOR STUDENTS WITH MILD MENTAL RETARDATION

 

Abstract: the article describes how to form regulatory basic learning activities for students with mild mental retardation.

 

Keywords: regulatory basic educational actions, students with mental retardation, formation of evaluative actions.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Ильницкий С.А. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ РЕГУЛЯТИВНЫХ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С ЛЕГКОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ // Вестник науки №2 (59) том 3. С. 65 - 69. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7302 (дата обращения: 07.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7302



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.