'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 3
  4. Научная статья № 18

Просмотры  57 просмотров

Чайковская К.Ю.

  


МЕДИАЦИЯ В ИНОСТРАННОЙ ЮРИСДИКЦИИ *

  


Аннотация:
в работе рассматривается сущность и особенности медиации, а также иностранный опыт развития регулирования медиации как альтернативного способа разрешения споров между сторонами. На основе рассмотренных примеров делается вывод о возможных направлениях развития медиации в России   

Ключевые слова:
медиация, актуальные направления медиации, зарубежный опыт, медиация в Германии, медиация в США, альтернативный способ урегулирования споров   


УДК 34

Чайковская К.Ю.
Всероссийский государственный университет юстиции

(РПА Минюста России)
(г. Москва, Россия)

МЕДИАЦИЯ В ИНОСТРАННОЙ ЮРИСДИКЦИИ

 

Аннотация: в работе рассматривается сущность и особенности медиации, а также иностранный опыт развития регулирования медиации как альтернативного способа разрешения споров между сторонами. На основе рассмотренных примеров делается вывод о возможных направлениях развития медиации в России.

 

Ключевые слова: медиация, актуальные направления медиации, зарубежный опыт, медиация в Германии, медиация в США, альтернативный способ урегулирования споров.

 

Среди физических лиц зачастую возникают спорные ситуации, разрешение которых предполагает различные варианты – как «бытовые», без участия представителей власти и иных лиц (мирное разрешение, договорённости), так и с участием иных лиц. Разрешение споров зачастую переносится в судебную плоскость, и тогда суд выступает независимым лицом, которое выносит своё решение согласно действующему законодательству.

Тем не менее, существует ещё и другой способ разрешения споров, относимый обычно к альтернативным – медиация [1, ]. Данный способ является специфическим, потому как предполагает участие третьего, нейтрального лица – медиатора. Медиатор сам не принимает решений, однако помогает сторонам выработать необходимые положения соглашения, сопоставить интересы сторон и договориться в отношении спорной темы.

Медиация, пройдя определённый путь развития в зарубежных правопорядках, обрела определённые черты, которыми её можно характеризовать:

  • Универсальность понятий. В основу современной концепции медиации заложена определённая концепция ведения переговоров, применяемая в самых разных странах от России до Бразилии. На основе универсальности формируются удобные, проверенные временем правила, применяемые в рамках медиации.
  • Общность развития процесса с учётом культурной и иной специфики. В каждой стране можно отметить свою специфику развития медиации, однако из-за общего русла развития и удобных правил в различных правопорядках возникают схожие вопросы дальнейших направлений развития, что позволяет воспринять зарубежный опыт и включить его в существующую отечественную практику [2, c. 69].

Медиация является перспективным направлением из-за того, что стороны могут контролировать процесс принятия решений и идти на взаимные уступки более свободно, чем если бы дело рассматривалось в суде. Более широкие возможности изменения обстоятельств и особенностей рассмотрения спора являются преимуществом для сторон, желающих уладить спор.

Иностранный опыт развития регулирования говорит о широкой сфере применения и популярности данной процедуры [3, с. 5]. Например, в США медиация изначально появилась в рамках семейного права в конце XX века, однако потом расширилась и стала применяться в различных отраслях деятельности. На сегодня существует более 250 правил, гарантирующих конфиденциальность и определённые правовые привилегии, которые попытались систематизировать в единый акт о медиации (Единообразный закон). Тем не менее, от штата к штату правила медиации различаются, и Единообразный закон приняли лишь 10 штатов. Также существует Федеральный акт об альтернативе урегулирования, который предписывает возможность наличия альтернативных процедур в каждом округе страны; данный акт выполнен в каждом округе.

Наибольшая степень институционализации медиации отслеживается в рамках семейного права, ипотечного регулирования, сельского хозяйства, в регулировании банкротства; помимо того, высокая степень применимости наблюдается и в сферах труда, коммерции, гражданских споров и даже в рамках уголовного судопроизводства. При этом медиация развивается в качестве внесудебной процедуры, досудебной процедуры, медиации при суде и судебной медиации.

В Германии медиация начала появляться зачастую при судах: так, существует понятие «судебной медиации», когда медиацию проводит непосредственно судья, «медиации при суде», когда ей занимается независимый медиатор по предложению судьи обратиться к медиатору, «внесудебной медиации», когда стороны сами находят медиатора для разрешения своих споров.

При этом существует как закон Германии («Закон о необходимости применения медиации и иных внесудебных способов урегулирования конфликтов»), так и Директива ЕС № 2008/52/ЕС, которая оказала значительное влияние на разрешение и внутренних немецких дел, и на разрешение дел трансграничных. Обеспечение процесса осуществляется при помощи процессуальных кодексов Германии: Семейного и Гражданского, а также Гражданского кодекса в целом.

В целом, медиация применяется в рамках широкого круга отношений – по любым делам, независимо от категории спора и места жительства (расположения) сторон спора. Это объясняется и направленностью регулирования на медиацию споров – судья и прокурор должны на каждой стадии предусматривать возможность сторон к медиации.

Таким образом, иностранный опыт регулирования показывает, что медиацию можно внедрить в разнообразные сферы деятельности для избрания наиболее удобного пути разрешения споров. Как показывает краткий анализ зарубежного законодательства, возможны к внедрению в российское регулирование такие меры, как разработка типовых требований, отсылки и популяризация медиации. Немецкий опыт регулирования содержит пример помощи официальных должностных лиц участникам, советы по обращению к независимым медиаторам, попытки привести стороны к урегулированию альтернативным способом. Также стоит обратить внимание на наличие региональных особенностей урегулирования, отличающихся от общефедеральных рекомендаций при наличии попыток создать единообразный акт, о чём говорит опыт регулирования в США.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Пушкина Татьяна Николаевна. Понятие и значение медиации // Вестник Удмуртского университета. Серия «Экономика и право». 2017. №3
  2. Нагорная М.С., Герасимова Ю.В. Нормативное регулирование медиации в международном праве и зарубежная правоприменительная практика // Вестник Совета молодых учёных и специалистов Челябинской области. 2018. Т. 1. № 1 (20). С. 68-71
  3. Горблюк Алена Валентиновна Зарубежный опыт применения процедуры медиации // StudNet. 2020. №10
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Чайковская К.Ю. МЕДИАЦИЯ В ИНОСТРАННОЙ ЮРИСДИКЦИИ // Вестник науки №2 (59) том 3. С. 98 - 102. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7308 (дата обращения: 07.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7308



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.