'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 3
  4. Научная статья № 19

Просмотры  79 просмотров

Арутюнян О.С.

  


ДЕМОКРАТИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА: ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается демократия как особая форма политического режима, раскрываются его особенности и взаимосвязь с обществом   

Ключевые слова:
демократия, государство, власть, принципы, режим   


УДК 321

Арутюнян О.С.

студент 2 курса магистратуры факультета

Высшей школы государственного аудита

МГУ имени М.В. Ломоносова
 (г. Москва, Россия)

 

ДЕМОКРАТИЯ КАК ОСОБЫЙ

ВИД ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА:

ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

Аннотация: в статье рассматривается демократия как особая форма политического режима, раскрываются его особенности и взаимосвязь с обществом.

 

Ключевые слова: демократия, государство, власть, принципы, режим.

 

Демократизация государства, ее теоретические концепции и реальная практика предполагают необходимость анализа модификации политико-правового режима государственности, рассмотрев его в качестве одного из существенных критериев состояния соотношения общества и государства. Аргументировать это можно следующим образом: во-первых, наиболее важной характеристикой современного государства является именно политический режим, так как стремление к достижению подлинной всенародной демократии (как вида политического режима) наблюдается у большинства как атипичных, так и типичных государственностей; во-вторых, в России с началом широкомасштабного реформирования государства именно политический режим подвергся кардинальным изменениям; в-третьих, на наш взгляд, политико-правовой режим государства выступает одним из наиболее качественных критериев, позволяющих анализировать реальное состояние соотношения общества и государства.

В современной юридической литературе чаще всего политико-правовой режим рассматривают в широком и узком смыслах. Характеризуя политический режим в узком смысле слова, его определяют как «совокупность приемов и способов государственного руководства», в широком — как «уровень гарантированности демократических прав и политических свобод личности, степень соответствия официальных конституционных и правовых форм политическим реалиям, характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни». Иными словами, политико-правовой режим в широком смысле можно определить как некое реальное состояние соотношения общества и государства. На наш взгляд, такое понимание политико-правового режима весьма перспективно в юридической науке. Его следует распространить и на дефиницию политико-правового режима в узком смысле. Такой режим с этих позиций должен представлять собой юридически закрепленное состояние соотношения общества и государства. Политико-правовой режим в широком смысле в этом случае есть фактический политико-правовой режим. Политико-правовой режим в узком смысле представляет собой лишь его юридическое закрепление. Остается выяснить, о каком именно состоянии соотношения общества и государства должна идти речь при определении политико-правового режима.

Исходя из широкого подхода к пониманию политического режима, можно определить его признаки, которые, в свою очередь, являются доказательством того, что характеристика политического режима выступает критерием оценки соотношения общества и государства. 

В зависимости от уровня гарантированности прав и свобод человека и гражданина устанавливается структура взаимодействия общества и государства. В тех государствах, где закреплены жесткие гарантии прав и свобод, взаимодействие этих систем осуществляется на равноправной, договорной основе (в качестве договора выступает конституция или документ, ее заменяющий).

Рассматривая характер отношения властных структур к правовым основам государственной и общественной жизни, можно сделать вывод о том, какую деятельность государство в лице своих высших представителей проводит для совершенствования механизма правовой регламентации социума.

Можно утверждать, что политико-правовой режим представляет собой сочетание двух противоположных принципов организации социальных отношений: авторитарности (односторонней властности, безоговорочного, безусловного подчинения закону и распоряжениям, жесткой дисциплины и ответственности) и демократизма (равноправия сторон, их соглашений, свободы выбора, самоуправления). Не существует режимов, полностью лишенных форм реализации одного принципа и построенных на формах реализации только другого. Впрочем, такие режимы возможны как аморальные, разрушительные для общества и потому эфемерные.

Политико-правовой режим российского государства в качестве критерия реального состояния соотношения общества и государства характеризуется полным подчинением государству всех общественных процессов, неспособностью общественности противостоять тоталитарным методам управления государством, а также практически полным отсутствием гражданского самосознания у большинства населения. Политико-правовому режиму России свойственны «нейтрализация» политической активности общества государством и, что самое главное, слияние общественных и государственных структур в единое целое, подчиненное власти партийно-номенклатурной элите.

Проведение реформы как своего рода социальной революции требовало не только существенного перераспределения власти, прав, свобод, доходов и льгот между общественными силами и группами, но и переосмысления старых и усвоения новых ценностей, а, следовательно, формирования новых политических субкультур, актуального феномена юридически социализированной личности. Переходный период порождает многие негативные явления, такие как национализм, сепаратизм, экстремизм и корпоративность (они были и раньше, но в условиях реформирования тоталитарного режима обнаруживаются значительно острее), что является серьезным препятствием на пути утверждения демократического государства. 

Провозглашение курса на демократизацию общества и государства не означает полную победу демократии над тоталитаризмом, но говорит о назревших переменах в обществе и государстве и о понимании данными структурами необходимости такого реформирования. Здесь опять проявляется типичный путь развития нашего государства, так как осознание указанной необходимости происходит не в самом обществе, а лишь в государственной сфере.

Сложившаяся ситуация требует анализа новых факторов, которые определяют формирование устойчивого режима и благоприятствуют устранению конфликтности в социально-экономической и политико-правовой сферах жизни общества. Стабильность является одним из важнейших компонентов любого государства, сущностной характеристикой его политико-правового режима. Под стабильностью режима понимается «тенденция основных элементов системы оставаться в рамках определенных и заранее установленных ограничений, даже если система испытывает воздействие со стороны среды».

Для российской действительности сейчас стабильность более значима, чем динамизм, ибо устойчивость развития государственности в большей мере исключает социальные и политические конфликты, как внутри общества и государства, так и при их взаимодействии. Здесь необходимо особо выделить проблему эволюции толерантности в рамках политико-правового режима.

Обществу и государству важно осознать опасность запретов и преодолевать предрассудки о «сильном давлении» как символе правопорядка. Противоположность интересов социальных групп отражает прежде всего реальные общественные противоречия. Отсутствие нормального разрешения проблем загоняет их вглубь и всячески обостряет. Простые вопросы общественного и государственного развития могут вызывать даже открытый антагонизм социальных слоев. Если в рамках существующего политико-правового режима граждане не имеют возможности выразить свои интересы и найти общественно важный способ их реализации, это не значит, что потребность в их выражении и реализации исчезает. 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Кнорус, 2012. – 512 с.
  2. Астахова Л.Г. Политические режимы. М.: Норма, 2012. – 354 с.
  3. Марченко, М. Н. Теория государства и права : учебник : [16+] / М. Н. Марченко ; Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Проспект : Издательство Московского университета, 2016. – 640 с.
  4. Теория государства и права : учебник для бакалавров / под ред. В. К. Бабаева. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2014. — 715 с.

 

Arutyunyan O.S.

2nd year student of the Faculty of Magistracy

Higher School of State Audit

Lomonosov Moscow State University

(Moscow, Russia)

 

DEMOCRACY AS SPECIAL KIND OF POLITICAL REGIME:

ITS ROLE IN MODERN SOCIETY

 

Abstract: the article considers democracy as a special form of political regime, reveals its features and relationship with society.

 

Keywords: democracy, state, government, principles, regime.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Арутюнян О.С. ДЕМОКРАТИЯ КАК ОСОБЫЙ ВИД ПОЛИТИЧЕСКОГО РЕЖИМА: ЕЕ РОЛЬ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ // Вестник науки №2 (59) том 3. С. 103 - 107. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7309 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7309



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.