'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 4
  4. Научная статья № 18

Просмотры  133 просмотров

Артамкина О.Ю.

  


ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ *

  


Аннотация:
в данной статье представлены результаты практического исследования особенностей жизнестойкости современных педагогов. В статье также представлены рекомендации по развитию жизнестойкости современных педагогов. Анализ исследований по проблеме жизнестойкости личности в отечественной психологии позволяет рассматривать данный феномен с различных сторон, а именно в русле онтологической уверенности, жизнетворчества, совладающего со стрессом поведения. При этом, жизненный опыт, воспринимаемый самим человеком как позитивный и важный для его развития, дает ему больше шансов справиться с возникшей жизненной ситуацией. Соответственно, жизнестойкость говорит о способности человека воспринимать возникающие трудности не как проблемы, а как возможности открыть в себе новые резервы, силы, способности   

Ключевые слова:
жизнестойкость, особенности жизнестойкости, современные педагоги   


УДК 37

Артамкина О.Ю.

Оренбургский государственный педагогический университет

(г. Оренбург, Россия)

 

ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ

СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ

 

Аннотация: в данной статье представлены результаты практического исследования особенностей жизнестойкости современных педагогов. В статье также представлены рекомендации по развитию жизнестойкости современных педагогов. Анализ исследований по проблеме жизнестойкости личности в отечественной психологии позволяет рассматривать данный феномен с различных сторон, а именно в русле онтологической уверенности, жизнетворчества, совладающего со стрессом поведения. При этом, жизненный опыт, воспринимаемый самим человеком как позитивный и важный для его развития, дает ему больше шансов справиться с возникшей жизненной ситуацией. Соответственно, жизнестойкость говорит о способности человека воспринимать возникающие трудности не как проблемы, а как возможности открыть в себе новые резервы, силы, способности.

 

Ключевые слова: жизнестойкость, особенности жизнестойкости, современные педагоги.

 

Введение

Социальная актуальность развития жизнестойкости современных педагогов обусловлена следующим. В условиях современного общества жизнедеятельность педагогов предполагает существование и развитие в условиях высокой неопределенности. Нестабильность социально–экономической ситуации приводит к различным проблемам их ориентировки в окружающей социальной действительности. В связи с чем, особое значение приобретают вопросы, связанные со способами функционирования, адаптации и выработки эффективных стратегий преодоления стресса, кризисов развития, что находит свое отражение в изучении вопросов жизнестойкости и ценностей личности.

В ситуации быстрых социальных изменений педагогам необходимо постоянно перестраивать свои сложившиеся жизненные взгляды, отношения и преобразовывать действительность. Проблемы жизнестойкости личности, таким образом, представляют высокую значимость и требуют детального изучения.

 Научная актуальность. Можно выделить основные работы как зарубежных, так и отечественных исследователей, которыми данная тема на протяжении многих лет достаточно активно разрабатывалась. В психолого–педагогической литературе смысложизненные ориентации рассматриваются в рамках понятий: «смысл», «осмысленность жизни» (Д.А. Леонтьев), «взаимодействие» (В.В. Знаков), «убеждения» и «стратегии поведения в трудных жизненных ситуациях» (С.А. Калашников). Также смысложизненные ориентации рассматриваются в качестве содержательных характеристик жизнестойкости, в качестве показателей функционирования системы «человек – жизненная среда» и содержательных характеристик жизнестойкости как личностного ресурса (В.И. Филлипович).

Практическая актуальность. Сейчас актуальность методических разработок и применения психокоррекции жизнестойкости современных педагогов обусловлена требованиями, которые постоянно предъявляются к ним в рамках профессиональной деятельности. Развивающемуся российскому обществу необходимы креативные, предприимчивые, творческие люди, умеющие самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, стать мобильными, динамичными, конструктивными специалистами, обладать разумным чувством ответственности. В своей деятельности педагогу необходимо рассчитывать на себя, свои потенциальные возможности и способности, уметь пластично адаптироваться в быстро меняющейся обстановке. Также очень важно уметь налаживать взаимоотношения с коллективом, стать понятым и принятым в ситуации общения, уметь слушать.

Вышеизложенное позволяет утверждать, что проблема изучения особенностей жизнестойкости современных педагогов помогающей педагогам в социальном взаимодействии, становится актуальной.

Цель исследования – изучить особенности жизнестойкости современных педагогов.

Объект исследования – жизнестойкость современных педагогов.

Предмет исследования – особенности жизнестойкости современных педагогов.

Гипотеза исследования: существуют различия в содержательных особенностей жизнестойкости современных педагогов; существуют различия в смысложизненных ориентациях педагогов с разным уровнем жизнестойкости, а именно: в понятиях «вовлеченность», «контроль» и «принятие риска».

Задачи исследования:

1) уточнить понимание и определение жизнестойкости в психологии;

2) провести теоретико–психологический анализ особенностей жизнестойкости современных педагогов;

3) описать основные методы и этапы эмпирического исследования особенностей жизнестойкости современных педагогов;

4) описать результаты проведенного эмпирического исследования;

5) разработать рекомендации по развитию жизнестойкости современных педагогов.

Описание методов исследования: для решения поставленных задач использовался комплекс общетеоретических методов исследования – теоретический анализ научных источников, сравнительный анализ, обобщение; эмпирические группы методов – тестирование, анализ полученных результатов исследования.

 

Основная часть.

Теоретические аспекты.

Анализ исследований по проблеме жизнестойкости личности в отечественной психологии позволяет рассматривать данный феномен с различных сторон, а именно в русле онтологической уверенности, жизнетворчества, совладающего со стрессом поведения. При этом, жизненный опыт, воспринимаемый самим человеком как позитивный и важный для его развития, дает ему больше шансов справиться с возникшей жизненной ситуацией. Соответственно, жизнестойкость говорит о способности человека воспринимать возникающие трудности не как проблемы, а как возможности открыть в себе новые резервы, силы, способности.

Можно отметить, что жизнестойкость современных педагогов выражает сознательное отношение человека к социальной действительности. Наличие жизнестойкости свидетельствует об определенном этапе формирования личности педагога, появление таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения, повышению уровня его жизнестойкости.

Под низким уровнем жизнестойкости, вслед за Н.Г. Артемцевой, мы понимаем намеренное стремление человека к деструктивным проявлениям в различных ситуациях, характеризующихся своей социальностью и психологичностью и связанных с деградациях личности. Жизнестойкость имеет свое проявление в и в мыслях. Основными причинами низкого уровня жизнестойкости современных педагогов выступают разного рода факторы, причем главенствующую роль в данном контексте играют конфликты (семейные, учебные, рабочие).

Низкий уровень жизнестойкости современных педагогов обусловлено иррациональными убеждениями, неадаптивными установками и схемами. Низкий уровень жизнестойкости часто рассматриваются как следствие нарушения регуляции деятельности в ситуациях самооценивания. Серьезную роль в развитии низкого уровня жизнестойкости современных педагогов играет способность человека не всегда влиять на события своей собственной жизни, а также отсутствие актуального опыта личного мнения, наличие чувства беспомощности и затруднение самореализации.

 

Программа исследования

Этапы исследования представлены в таблице 1.

 

Таблица 1 – Этапы эмпирического исследования

Этап исследования (название)

Решаемая эмпирическая задача

Изучаемые переменные

Применяемые методы исследования

Методики исследования (название, автор, цель)

Диагностический этап

описать основные методы и этапы эмпирического исследования

Смысложизненные ориентации

Тестирование

Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева позволяет оценить «источник» смысла жизни, который может быть найден человеком либо в будущем (цели), либо в настоящем (процесс) или прошлом (результат), либо во всех трех составляющих жизни.

Жизнестойкость

Тестирование

Методика жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева) представляет собой адаптацию Леонтьевым Д.А. опросника Hardiness Survey, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Жизнестойкость – это система убеждений о себе, мире, отношениях ним, которые позволяют человеку выдерживать и эффективно преодолевать стрессовые ситуации.

Анализ результатов исследования

описать результаты проведенного эмпирического исследования

Смысложизненные ориентации, жизнестойкость

анализ полученных результатов исследования

Тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д.А. Леонтьева

Методика жизнестойкости С. Мадди (адаптация Д.А. Леонтьева)

 

Разработка рекомендаций

разработать рекомендации по развитию жизнестойкости современных педагогов.

разработка рекомендаций

Эмпирическое исследование особенностей жизнестойкости современных педагогов осуществлялось на базе общеобразовательных школ г. Оренбурга. В исследовании приняли участие 105 педагогов в возрасте от 30 до 52 лет; стаж работы – не менее 5 лет. В качестве методик исследования выступили: тест смысложизненные ориентации (методика СЖО), Д.А. Леонтьева; тест жизнестойкости. Методика С. Мадди, адаптация Д.А. Леонтьева.

 

Результаты исследования.

Опишем результаты нашего исследования согласно методикам исследования (см. табл. 2, 3).

 

Таблица 2 – Результаты методики «Смысложизненные ориентации»

Уровни, виды, типы

Абсолютное значение (человек)

%

цели в жизни

высок

57

54,29

средний

40

38,10

низкий

8

7,62

процесс жизни

высок

51

48,57

средний

46

43,81

низкий

8

7,62

результат жизни

высок

83

79,05

средний

18

17,14

низкий

4

3,81

локус контроля я

высок

20

19,05

средний

74

70,48

низкий

11

10,48

локус контроля жизнь

высок

59

56,19

средний

39

37,14

низкий

7

6,67

осмысленность жизни

высок

58

55,24

средний

42

40,00

низкий

5

4,76

Вовлеченность.

высок

13

12,38

средний

54

51,43

низкий

38

36,19

Контроль.

высок

17

16,19

средний

69

65,71

низкий

19

18,10

Принятие риска

высок

46

43,81

средний

51

48,57

низкий

8

7,62

Уровень жизнестойкости

высок

20

19,05

средний

60

57,14

низкий

25

23,81

 

Как видно из таблицы 2, преобладающим (57,14%) является высокий уровень осмысленности жизни, чему свидетельствуют высокие показатели по шкалам: цели в жизни, процесс жизни, удовлетворённость самореализацией, управляемость жизни. Однако по шкале локус контроля Я в значительной степени (70,48%) представлены результаты соответствующие среднему уровню.

Отметим, что по компоненту «Цель» 7,62% испытуемых, имеют низкие показатели сформированности, 54,29% испытуемых, имеют высокие показатели сформированности, 38,10% испытуемых, имеют средние показатели сформированности.

По компоненту «Процесс» смысложизненных ориентаций, 48,57% испытуемых имеют высокие показатели сформированности, 43,81% испытуемых имеют средние показатели сформированности, и только 7,62% испытуемых имеют низкие показатели сформированности.

«Результат», высокие показатели имеют наибольшее число испытуемых 79,05% сформированности, 17,14% испытуемых имеют средние показатели, наименьшее 3,81% число испытуемых по всей выборке имеют низкие показатели.

Компонент «ЛК-Я» смысложизненных ориентаций, 19,05% испытуемых имеют высокие показатели, 70,48% имеют средние показатели, 10,47% имеют низкие показатели.

Компонент «ЛК-жизнь» 6,67% испытуемых имеют низкие показатели сформированности, 56,2% имеют высокие показатели, 37,13% имеют средние показатели.

По компоненту «ОЖ» смысложизненных ориентаций, 4,76% испытуемых имеют низкие показатели сформированности, 40% имеют средние показатели сформированности, 55,24% имеют высокие показатели сформированности.

Общий уровень жизнестойкости – средний у 57,14%, что вероятно свидетельствует о преимущественно средних обшегрупповых ответов педагогов по компонентам: «Вовлеченность» 51,43% «Контроль» 65,71% «Принятие риска» 48,57%

Следующим по общей выраженности выделяется низкий уровень жизнестойкости 23,81%. Наиболее подставлен в компоненте «вовлеченность» 36,19%, следующим подставлен компонент «контроль»18,10%. Наименее выражен (7,62%) компонент «принятие риска»

Высокий уровень жизнестойкости встречается у наименьшего количества педагогов 19,05% и наиболее часто в компоненте «принятие риска» 43,81% реже в «контроле» (16,19%) и «вовлеченности» (12,38%)

 Далее изучим значения показателей сформированности жизнестойкости у испытуемых.

 

Таблица 3 – Результаты исследования жизнестойкости по методике С. Мадди

частота

осмысленность жизни

Жизнестойкость

низкий

средний

высокий

респонденты

низкий

3%

6%

0%

средний

0%

21%

30%

высокий

0%

0%

39%

 

В целом, большинство участников исследования имеют высокий 39% или средний 30% уровень выраженности осмысленности жизни, в структуре которой преобладает такой компонент как «результат жизни» (высокий) и «локус контроля я» (средний).

 Можно предположить, что респонденты воспринимают прошедшие этапы своей жизни, как продуктивные осмысленные, жизнь в настоящем приносит удовлетворение, вызывает интерес и наполнен различными эмоциями. Кроме того, испытуемые, вероятно, имеют ясные цели в будущем, направлены на реализацию своих возможностей. Также им скорее свойственно получать удовольствие от собственной деятельности, чувство уверенности, стремление влиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность, свой путь к развитию, черпая знания из своего опыта. Они убеждены в том, что все то, что с ними случается, способствует их развитию, готовы действовать в отсутствие надёжных гарантий успеха, на свой страх и риск.

 Низкие показатели сформированности смысложизненных ориентаций и жизнестойкости имеют 3% педагогов, набравших меньше нормы испытуемых. Это говорит о том, что на сегодняшний день у этих людей не обнаруживается стремление к реализации смысла жизни, кроме того, сам этот смысл нельзя у них нельзя назвать определённым. Возможно, эти люди не удовлетворены прожитой частью своей жизни, и настоящим временем, им трудно осмыслить то, что происходит с ними сейчас. Вероятно, они не верят в свои силы, возможность повлиять на результаты происходящего, выбирать собственную деятельность, свой путь. Таким людям трудно нести ответственность за свои поступки, поэтому они не склонны рисковать. Кроме того, у них нет ясных, осмысленных целей в будущем и соответственно также вероятно они не испытывают удовольствия от собственной деятельности так, как все бессмысленно и бесцельно. Скорее, они не чувствуют себя уверенными

Если анализировать показатели педагогов, можно заметить предполагаемую тенденцию к снижению уровня жизнестойкости и осмысленности жизни, как в целом, так и в отдельных показателях.

Для изучения различий в показателях СЖО педагогов с разным уровнем жизнестойкости нами был проведен сравнительный анализ по Т-критерию Стъюдента, результаты которого представлены в табл. 4.

 

Таблица 4 – Различия в показателях СЖО[1]

Показатели

Средние знач.

Ткр

р

1 гр.

2 гр.

Цели в жизни

8,56

8,59

-0,05

0,96

Процесс жизни

5,78

5,59

0,33

0,74

Результат жизни

5,74

6,00

-0,49

0,63

Локус контроля Я

6,74

7,44

-1,27

0,21

Локус контроля жизни

5,41

5,65

-0,51

0,61

Осмысленность жизни

4,00

5,03

-2,24

0,03

Вовлеченность

5,56

5,47

0,18

0,86

Контроль

4,89

5,32

-0,82

0,41

Принятие риска

6,22

5,12

2,24

0,03

Общий уровень СЖО

27,04

28,44

-1,11

0,27

 

Анализируя выявленные различия в группах педагогов, можно говорить о том, что у педагогов с низким уровнем жизнестойкости обнаружены достоверно более высокие значения только по шкале «принятие риска» (на уровне p ≤ 0,05). То есть им, по сравнению с респондентами, характеризующимися средним уровнем жизнестойкости, им в большей мере свойственны такие особенности СЖО как автономность в организации активности, способность самостоятельно планировать деятельность и поведение, организовывать работу по достижению выдвинутой цели, контролировать ход ее выполнения, анализировать и оценивать как промежуточные, так и конечные результаты деятельности.

У педагога со средним уровнем жизнестойкости обнаружены достоверно более высокие значения по показателям «осмысленность жизни» (на уровне p ≤ 0,05). То есть, респондентам данной группы, по сравнению с их ровесниками, характеризующимися низким уровнем жизнестойкости, в большей мере свойственно получать удовольствие от собственной деятельности, быть эмоционально вовлеченными в жизнь, выбирать свой жизненный путь, контролировать происходящие события, понимая свой вклад в них, извлекать необходимые выводы из полученного опыта, рисковать, экспериментировать, развиваться.

В сфере характеристик СЖО респондентам со средним уровнем жизнестойкости свойственна способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в будущей перспективе; это проявляется в том, что их программ действий соответствует плану деятельности, установленной цели.

Таким образом, сравнительный анализ показателей СЖО педагогов с разным уровнем жизнестойкости выявил, что респондентам с низким уровнем жизнестойкости в большей мере свойственна такая характеристика СЖО как принятие риска (автономность в организации активности, способность самостоятельно планировать деятельность и поведение); респондентам со средним уровнем жизнестойкости в большей степени свойственна такая характеристика СЖО, как осмысленность жизни (способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в будущей перспективе; соответствие программ действий плану деятельности, намеченной цели).

В целом педагоги находятся, в ситуации неопределенности, где происходит перестройка системы СЖО личности.

Следовательно, возникает необходимость создания условий для формирования жизнестойкости личности педагогов, их устойчивости к жизненным трудностям, мотивации к личностному росту.

 

Заключение

Сравнительный анализ показателей СЖО педагогов с разным уровнем жизнестойкости выявил, что респондентам с низким уровнем жизнестойкости в большей мере свойственна такая характеристика СЖО как принятие риска (автономность в организации активности, способность самостоятельно планировать деятельность и поведение); респондентам со средним уровнем жизнестойкости в большей степени свойственна такая характеристика СЖО, как осмысленность жизни (способность выделять значимые условия достижения целей, как в текущей ситуации, так и в будущей перспективе; соответствие программ действий плану деятельности, намеченной цели).

В целом педагоги находятся, в ситуации неопределенности, где происходит перестройка системы СЖО личности. Следовательно, возникает необходимость создания условий для формирования жизнестойкости личности педагогов, их устойчивости к жизненным трудностям, мотивации к личностному росту. С целью преодоления акцентуаций характера нами были разработаны практические рекомендации педагогам, основанные на следующих методах: созидательного творчества и навыков преодолевающего поведения.

Работа с педагогами с разным уровнем жизнестойкости предполагает групповую работу, направленную на развитие самоорганизации: за счёт обучения стратегиям эффективной организации времени, планирования и целеполагания. За счет этого цели станут осознанными, планируемыми и осуществимыми, а также будет повышен контроль над собственной деятельностью.

Таким образом, цель работы достигнута, задачи проработаны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Арестова, О. Н. Индивидуальные особенности функционирования защитных механизмов / О.Н. Арестова, Н.В. Калинина // Вестник МГУ. – Сер.14. Психология. – 2010. – №1. – С. 20–29.
  2. Дубровина, И.В. Психическое и психологическое здоровье в контексте психологической культуры личности / И.В. Дубровина; Вестник практической психологии образования. – №3. – 2019. – 17–21 с.
  3. Маналова, О. Н. Акмеологический ресурс индивидуального характера: акцентуации и деакцентуации черт / О.Н. Маналова // Мир психологии. – 2018. – № 1.
  4. Сенгеева, О.Л. Современные подходы в изучении психологического благополучия и совладающего поведения / О.Л. Сенгеева; Вестник Бурятского государственного университета. – №5. – 2012. – 28– 31 с.

 

Artamkina O.Yu.

Orenburg State Pedagogical University

(Orenburg, Russia)

 

FEATURES OF RESILIENCE

MODERN TEACHERS

 

Abstract: this article presents the results of a practical study of the characteristics of the resilience of modern teachers. The article also presents recommendations for the development of resilience of modern teachers. The analysis of research on the problem of personality resilience in Russian psychology allows us to consider this phenomenon from various sides, namely in the context of ontological confidence, life-creation, coping with stress behavior. At the same time, life experience, perceived by the person himself as positive and important for his development, gives him more chances to cope with the life situation that has arisen. Accordingly, resilience speaks of a person's ability to perceive emerging difficulties not as problems, but as opportunities to discover new reserves, strengths, abilities.

 

Keywords: resilience, features of resilience, modern teachers.

 

[1] жирным шрифтом отмечены характеристики, имеющие достоверные различия. 1 группа – педагоги с низким уровнем жизнестойкости 2 группа – педагоги со средним уровнем жизнестойкости

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Артамкина О.Ю. ОСОБЕННОСТИ ЖИЗНЕСТОЙКОСТИ СОВРЕМЕННЫХ ПЕДАГОГОВ // Вестник науки №2 (59) том 4. С. 81 - 94. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7361 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7361



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.