'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 4
  4. Научная статья № 19

Просмотры  75 просмотров

Коротких К.А., Мещерина И.С.

  


ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОГО СКАЛОЛАЗАНИЯ КАК ВИДА СПОРТА И МЕТОДА КОРРЕКЦИИ *

  


Аннотация:
адаптивное скалолазание молодое и активно развивающееся направление как спортивное, так и реабилитационное. В данной статье мы рассмотрим особенности и проблемы адаптивного скалолазания как реабилитационного мероприятия через призму уже устоявшихся в мировой науке сенсорно интегративного подхода и методов эрготерапии   

Ключевые слова:
скалолазание, адаптивное скалолазание, параклайминг, эрготерапия, сенсорная интеграция   


УДК 378.034 (470)

Коротких К.А.

педагог-психолог
МБДОУ «ЦЦР – детский сад №111»
(г. Воронеж, Россия)

 

Мещерина И.С.

учитель-дефектолог
МБДОУ «ЦЦР – детский сад №111»
(г. Воронеж, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОГО СКАЛОЛАЗАНИЯ

КАК ВИДА СПОРТА И МЕТОДА КОРРЕКЦИИ

 

Аннотация: адаптивное скалолазание молодое и активно развивающееся направление как спортивное, так и реабилитационное. В данной статье мы рассмотрим особенности и проблемы адаптивного скалолазания как реабилитационного мероприятия через призму уже устоявшихся в мировой науке сенсорно интегративного подхода и методов эрготерапии.

 

Ключевые слова: скалолазание, адаптивное скалолазание, параклайминг, эрготерапия, сенсорная интеграция.

 

Спорт давно вышел за рамки привычного понимания - «быстрее, выше, сильнее». И если раньше людей с различными нозологиями призывали «поберечься», то современный мир полностью включил людей с физическими и(или) психологическими особенностями в спортивную деятельность с целью восстановить, скорректировать и улучшить моторные навыки относительно себя для укрепления здоровья.

В России произошло следующее разделение данного направления: туризм - альпинизм - скалолазание - паракламбинг (англ. Paraclimbing). Официально скалолазание родилось 60 лет назад в СССР. Отделилось от альпинизма в середине 50-х годов. За 50-60 лет своего существования завоевало огромную популярность по всему миру. Именно в нашей стране скалолазание стало полноправным видом спорта.

Спорт, спортивные секции, специально составленные упражнения и есть один из базисов любой коррекционно-реабилитационной работы. Современный нейропсихологический подход к коррекции различных ментальных нарушений строится на базе многократных двигательных активизаций, вынуждая психику человека к действию, побуждая её к пластичности, а в последствии и к развитию [5]. Данный подход находит отражение в адаптивном спорте, в частности, в концепции адаптивного скалолазания.

Скалолазание - вид спорта, который заключается в лазании по естественному (скалы) или искусственному (скалодром) рельефу. Он соединяет в себе физические нагрузки и развитие логического мышления.    Цель скалолазания - не долезть до верхней точки, а сам процесс.

Адаптивное скалолазание (англ. Paraclimbing) - вид спорта и вид активного отдыха для людей с ограниченными возможностями здоровья, который заключается в лазании по естественному или искусственному рельефу [1].

Цель адаптивного скалолазания – проработка через моторные действия физических или психологический особенностей.

У адаптивного скалолазания есть 2 направления:

1) Paraclimbing, встречается такое название как "параскалолазание", - спортивное направление скалолазания, которое является совсем молодым. У его истоков стояли такие страны как Россия, Италия, Япония. В нашей стране предложил и основал этот вид спорта Пиратинский Александр Ефимович в 2006 году.

2) Адаптивное скалолазание как реабилитационное мероприятие - данный вид носит только индивидуальный характер.

В мире паракламбинг получил свое развитие еще в 2000-ых годах, а первый чемпионат мира был проведен в Италии в городе Арко в рамках 11-го Чемпионата мира IFSC - 2011. [2]

Проблема адаптивного скалолазания как спортивного направления, так и реабилитационного мероприятия заключается в том, что это достаточно молодой вид спорта, а соответственно и вид коррекции. На данный момент не сформировано достаточно доказательной базы о пользе именно скалолазания. Лангетюдных исследований на тему адаптивного скалолазания не проводилось, но был проведен ряд краткосрочных наблюдений за здоровьем людей, занимающихся адаптивным скалолазанием более года. У всех испытуемых повышались показания уровня моторного планирования и координации, что позволяет сделать выводы о пользе данного направления. Также стоит учесть, что на данный момент существуют многочисленные исследования о пользе метода сенсорной интеграции и нейропсихологического подхода в коррекции ментальных нарушений. Данные подходы также отражаются в концепции адаптивного скалолазания, и их мы бы хотели рассмотреть подробнее. 

Занятие адаптивным скалолазанием даёт видимые результаты в коррекции и реабилитации, так как соединяет в себе уже достаточно изученные технологии здоровьяобразования, такие как эрготерапия и сенсомоторная коррекция. Также, с теоретической точки зрения, можно увидеть параллели между адаптивным скалолазанием и теорией о межполушарном взаимодействии. Следуя принципам данной теории любые гетеролатеральные движения служат стимулом ко взаимодействию полушарий головного мозга, что положительно сказывается на координации и умственных способностях. Ведь лазание по искусственному или естественному рельефу ничто иное, как попеременное преставление рук и ног для лучшего сцепления. Также можно отметить то, что лазание является природосообразным движением, так как берёт своё начало из ползания, что даёт возможность проработать нарушения онтогенеза человека, которые могли произойти на ранних этапах его становления, и таким образом дать человеку возможность, пройдя этап ползания, физически и психологически развиваться дальше. Застревания на разных этапах онтогенеза приводят к задержкам психомоторного развития в целом.

Из проблемы недостаточно тщательно проработанной научной базы по параклаймингу вытекает следующая проблема данного направления, а именно недостаток квалифицированных кадров, способных реализовать как спортивное, так и коррекционное направления. Если мы говорим о параклайминге, как виде спорта и спортивном направлении, мы подразумеваем образ специалиста с точки зрения спорта, а именно человек, получивший высшие физкультурное образование и дополнительно получивший повышение квалификации по коррекционной или специальной педагогике. А если мы говорим о параклайминге, как о реабилитационном мероприятии, образ специалиста инверсионно меняется. Им становится человек, получивший высшее образование по направлению специальная педагогика и психология, и прошедший курсы по скалолазанию с правом допуска на высоту не менее 2 метров. То есть мы должны понимать, что человек, только с высшим физкультурным образованием, не может реализовывать концепцию параклайминга. Ему однозначно нужно дополнительное образование. Тоже самое касается и специальных педагогов без базовых знаний и навыков скалолазания. Нужно понимать, каких результатов мы хотим получить от параклайминга перед началом тренировок по данному направлению и, исходя из этого, подбирать специалистов, которых на сегодняшний день не так много.

Однозначно денную тему необходимо разрабатывать и подтверждать последующими исследованиями именно с позиции пользы адаптивного скалолазания, а не его составных компонентов, таких как сенсорная интеграция и нейропсихологический подход, который в нем реализуется.         

Таким образом, раскрыв пользу адаптивного скалолазания и его проблемы через различные реабилитационные теории, определив круг специалистов, которые могут реализовать данный подход, мы смогли бы в большей степень приблизится к пониманию важности развития данного направления как вида спорта и метода коррекции психофизиологических особенностей и её дальнейшей проработки.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антонович И. И. Спортивное скалолазание / И. И. Антонович. - Москва : Физкультура и спорт, 1978. - 70 с.
  2. Байковский Ю. В. Классификация и особенности формирования горных неолимпийских видов спорта : альпинизм, скалолазание, ледолазание, ски-альпинизм, горный туризм, велотуризм, водный туризм, спелеология, каякинг, каньонинг, бэйсклаймбинг, фрирайд / Ю. В. Байковский. - Москва ; Вертикаль : Анита-пресс, 2005. - 252 с.
  3. Де Вульф М. Использование различных видов позитивной поддержки поведения. Психологическая реабилитация / М. ДеВульф // Актуальные проблемы психологической реабилитации лиц с ограниченными возможностями здоровья. - Москва, 2011. - С. 75-81.
  4. Киндрас Г. П. Вопросы адаптации при постравматических расстройствах. (ПТСР) / Г. П. Киндрас, О. А. Миронова // XII съезд психиатров России. - Москва, 1995. - С. 149-151.
  5. Киселёв Д. А. Кинезиотейпинг в лечебной практике неврологии и ортопедии / Д. А. Кисилев. - Санкт-Петербург : Питер, 2017. - 168 с.

 

Korotkov K.A.

teacher-psychologist

Child Development Center - Kindergarten No. 111

(Voronezh, Russia)

 

Meshcherina I.S.

teacher-defectologist

Child Development Center - Kindergarten No. 111

 (Voronezh, Russia)

 

PROBLEMS OF ADAPTIVE CLIMBING

AS SPORT & METHOD OF CORRECTION

 

Abstract: adaptive rock climbing is a young and actively developing direction, both sports and rehabilitation. In this article, we will consider the features and problems of adaptive rock climbing as a rehabilitation activity through the prism of the sensory integrative approach and methods of ergotherapy that have already been established in the world science.

 

Keywords: rock climbing, adaptive rock climbing, paragliding, ergotherapy, sensory integration.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Коротких К.А., Мещерина И.С. ПРОБЛЕМЫ АДАПТИВНОГО СКАЛОЛАЗАНИЯ КАК ВИДА СПОРТА И МЕТОДА КОРРЕКЦИИ // Вестник науки №2 (59) том 4. С. 95 - 100. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7362 (дата обращения: 08.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7362



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.