'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 4
  4. Научная статья № 21

Просмотры  48 просмотров

Солодянкина О.В., Бушмелева Г.В., Мухаметдинова Е.В.

  


МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНКЛЮЗИВНЫХ МАСТЕРСКИХ «ДА! МОГУ!» ДЛЯ ЛЮДЕЙ 18+ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ *

  


Аннотация:
в работе представлен маркетинговый анализ деятельности инклюзивных мастерских «да! могу!» для людей 18+ с ментальными нарушениями. Маркетинговый всесторонний анализ был проведен на основе статистических и экспертных данных, полученных в результате исследования на территории УР с целью определения потребности и удовлетворенности людей 18+ с ментальными нарушениями и их родителей в организации инклюзивных мастерских «Да! Могу!»   

Ключевые слова:
ментальная инвалидность, маркетинговый анализ деятельности инклюзивных мастерских   


DOI: 10.24412/2712-8849-2023-259-108-114

УДК 364.4+338.242

Солодянкина О.В.

кандидат педагогических наук, доцент,

заведующий кафедры «Социальная работа»

Удмуртский государственный университет

(Россия, г. Ижевск)

 

Бушмелева Г.В.

кандидат экономических наук, доцент,

профессор кафедры

«Бухгалтерский учет и анализ хозяйственной деятельности»

ИжГТУ имени М.Т. Калашникова

(Россия, г. Ижевск)

 

Мухаметдинова Е.В.

председатель

Совет Ассоциации родителей детей-инвалидов

Удмуртской Республики

(Россия, г. Ижевск)

 

МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ИНКЛЮЗИВНЫХ МАСТЕРСКИХ «ДА! МОГУ!» ДЛЯ ЛЮДЕЙ 18+

С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ

 

Аннотация: в работе представлен маркетинговый анализ деятельности инклюзивных мастерских «да! могу!» для людей 18+ с ментальными нарушениями. Маркетинговый всесторонний анализ был проведен на основе статистических и экспертных данных, полученных в результате исследования на территории УР с целью определения потребности и удовлетворенности людей 18+ с ментальными нарушениями и их родителей в организации инклюзивных мастерских «Да! Могу!»

Ключевые слова: ментальная инвалидность, маркетинговый анализ деятельности инклюзивных мастерских.

 

Само понятие «ментальная инвалидность» законодательно не закреплено, но предложено заместителем министра труда и социальной защиты Г. Лекаревым. Понятие является достаточно емким и собирательным, включающим обширный спектр нарушений умственного и психического развития (с когнитивными нарушениями, РАС и другими психическими расстройствами, генетическими заболеваниями, тяжёлыми множественными нарушениями (ТМНР) и т.п.), нуждающихся в постоянном сопровождении и поддержке при решении вопросов жизнеустройства (Семенкова, Сукманов, 2022).

Международная организация труда и Организация экономического сотрудничества и развития в документе по вопросам занятости отмечают, что наиболее уязвимой категорией инвалидов, которые больше других испытывают трудности при интеграции в трудовые и общественные процессы, являются инвалиды с ментальными нарушениями. Конкурентоспособность инвалидов с интеллектуальными и психосоциальными расстройствами на рынке труда в большинстве случаев ниже не только по сравнению со здоровыми работниками, но и с работниками, имеющими другие ограничения здоровья. Инвалидам с ментальными нарушениями необходима помощь специалистов при выборе вида трудовой деятельности, в ходе формирования соответствующих профессионально-трудовых навыков, при адаптации на рабочем месте, при налаживании контактов с другими членами трудового коллектива.

Согласно результатам исследований Н.К. Маяцкой, Е.В. Мухаметдиновой, В.В. Савченко, О.В. Солодянкиной, А.Ю. Чубовой и других, люди с ментальными нарушениями имеют возможность освоения трудовых навыков и участия в посильной трудовой деятельности. Люди с ментальной инвалидностью в основном вовлекаются в простые трудовые операции и разнообразные виды общественных работ. Одной из форм привлечения людей с ментальными нарушениями к посильному труду является создание и функционирование инклюзивных мастерских как центра социально-трудовой занятости лиц с ментальной инвалидностью.

Ассоциация родителей детей-инвалидов Удмуртской Республики (далее – АРДИ УР) совместно с кафедрой социальной работы Института социальных коммуникаций ФГБОУ ВО «Удмуртский государственный университет» в период с 01.01.2023 г. по 09.03.2023 г. провели ряд исследований с целью определения потребности и удовлетворенности людей 18+ с ментальными нарушениями и их родителей в организации инклюзивных мастерских «Да! Могу!», где работают 6 мастерских и занимаются 50 человек.

Обсуждение и результаты исследования. Анализ полученных ответов людей 18+с ментальными нарушениями, посещающих инклюзивные мастерские «Да! Могу!» (37 респондентов) и их родителей (37 респондентов) позволяет констатировать, что в опросе приняло участие 74 респондента, из них 37 респондентов люди 18+, из них 20 мужчин и 17 женщин в возрасте 16 лет - 1 респондент, 18-25 лет - 32 респондента, 26-35 лет – 3 респондента и 36 – 45 лет – 1 респондент. Все они посещают инклюзивные мастерские «Да! Могу!»: 18 человек посещают гончарную мастерскую, 17 респондентов – посещают учебную кухню, 8 респондентов - плотницкую мастерскую, 8 респондентов - швейную мастерскую, 7 респондентов - художественные ремесла. Причем 8 респондента посещают 4 мастерские, 7 респондентов – 3 мастерские и 4 респондента – 2 мастерские. По временному показателю периода посещения занятий в мастерской получились следующие результаты: 10 человек от 1 месяца до 6 месяцев, от 6 месяцев до 1 года – 5 человек, от 1 года до 2 лет 8 человек и от 2 лет и более – 14 человек.

Удовлетворенность через эмоционально – мотивационные составляющие людей 18+ позволяют констатировать, что всем 37 респондентам (100%) посещающим занятия в мастерских нравится заниматься и настроение у всех положительное, которое оценивается как восторженно активное и радостное, теплое и светлое. Причем 18 респондентов отметили, что настроение меняется на занятии и становится спокойным и ровным. Итак, можно судить о том, что в процессе занятий через подготовку к трудовой деятельности у людей регулируется эмоционально – волевая сфера и психологическое здоровье.

Изучая потребности от занятий в мастерских через целеполагание можно отметить, что практически все отметили, следующие показатели: найти друзей, приобрести новые знания, умения, научиться делать самостоятельно, остальные показатели тоже были выбраны, а вот показатели попробовать выбрать профессию выбрал только 1 респондент и 2 респондента попробовать найти работу. Практически все 66 респондентов отметили значимость и полезность знаний, умений и навыков в жизнедеятельности и 37 респондентов отметили значимость и полезность знаний, умений и навыков в социализации (общении).

Все 37 респондентов удовлетворены обучением в мастерских, причем 34 респондента отметили показатель «очень довольны» и 3 респондента отметили показатель «довольны». Определение перспективы развития мастерских на основании интереса и потребности респондентов в расширении активной практической деятельности позволяет констатировать, что наибольшим запросом пользуется гончарная мастерская – 8 респондентов, учебная кухня – 5 респондентов и плотницкая – 4 респондента. 1 респондент отметил потребность в инклюзивной квартире.

Анализ полученных ответов родителей людей 18+с ментальными нарушениями, посещающих инклюзивные мастерские «Да! Могу!» позволяет констатировать, что по показателям качества профессиональной организации занятий в мастерских получены высокие оценки, практически все респонденты отметили показатели качество организации занятий, включая соблюдение расписание, качество проведения, достаточность оборудования, безопасность и профессиональный уровень проведения «да, очень» - 14 респондентов, «да» - 5 респондентов и «очень качественно» - 18 респондентов. По показателю доступности проведения занятий в рамках получения знаний и формирования практических умений в мастерских получены результаты: 9 респондентов отметили «очень просто», 3 респондента «просто» и 5 респондентов «нормально», 20 респондентов отметили «да, достаточно» и «полностью безопасно». По показателям социально – психологических составляющих проведения занятий в мастерских, социально психологические отношения на занятиях получены следующие результаты 37 респондентов отметили «уважение друг к другу» и «в мастерских безопасно и благоприятная атмосфера», 5 респондентов отметили по 4 признака, но все признаки были отмечены. По показателю признаки коммуникации руководителей мастерской и родителей 37 респондентов отметили «мнение родителей важно». По показателю отношения руководителя мастерской к их детям и к ним все 37 респондентов отметили «очень внимательно». По показателю полезности и оказания влияния на психологическое состояние детей в процессе проведения занятий в мастерской все 37 респондентов отметили «да, очень» и положительной влияние, которое включает следующие признаки: радость, творческое вдохновение, внимательность, инициативность, настойчивость.

По показателю общей оценки работы мастерской все 37 респондентов отметили «считаю идеальной». При определении желания и потребности пользоваться нашими услугами были получены следующие результаты: 34 респондента отметили «несомненно, да» и 3 респондента «вероятно, да». Подобные результаты были получены относительно рекомендаций посещения мастерских другим семьям 33 респондента отметили «несомненно, да» и 3 респондента «вероятно, да». 1 респондент отметил, что и сейчас уже рекомендует всем семьям, находящимся в подобной ситуации.

Итак, маркетинговый анализ, проведенный на основе опроса - анкетирования людей 18+с ментальными нарушениями и их родителей позволяет сделать выводы: Основным контингентом инклюзивных мастерских «Да! Могу!» являются 37 человек, мужчины и женщины в возрасте от 16 до 45 лет, причем большинство из них посещают по несколько мастерских. Наибольшим спросом пользуется гончарная мастерская (18 респондентов), учебная кухня (17 респондентов), мастерскую плотницкую (8 респондентов), швейную мастерскую (8 респондентов). Расширяется контингент посещающих, появляются новые посещающие 10 человек от 1 месяца до 6 месяцев, от 6 месяцев до 1 года – 5 человек, в тоже время большинство посещают длительный от 2 лет и более – 14 человек, что позволяет об постоянстве контингента и в тоже время поступлении новых получателей услуг.

Удовлетворенность респондентов на достаточно высоком уровне так как все отмечают, что в мастерских нравится заниматься и настроение всех положительное, которое оценивается как восторженно активное и радостное, теплое и светлое. Значимость и полезность знаний, умений и навыков в жизнедеятельности и в социализации (общении) является для всех респондентов важной составляющей в проведении занятий в мастерской.

Качество профессиональной организации занятий в мастерских находится на достаточно высоком уровне по всем показателям, включая соблюдение расписание, качество проведения, достаточность оборудования, безопасность и профессиональный уровень проведения.

Социально – психологические составляющие проведения занятий в мастерских находятся на достаточно высоком уровне по всем показателям, включая регуляцию эмоционально – волевой и социальной сферы, взаимодействие и взаимоуважение детей, родителей и руководителей в присутствует, которое выражается через установленную обратную связь до и после занятий, а также учета запросов родителей относительно продукции, которую будут делать их дети, и положительного влияния, которое включает следующие признаки: радость, творческое вдохновение, внимательность, инициативность, настойчивость.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. elibrary.ru

 

Solodyankina O.V.

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor,

Head of the Department of "Social Work"

Udmurt State University

(Izhevsk, Russia)

 

Bushmeleva G.V.

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor,

Professor of the Department

"Accounting and analysis of economic activity"

IzhSTU named after M.T. Kalashnikov

(Izhevsk, Russia)

 

Mukhametdinova E.V.

Chairman

Council of Association of Parents of

Disabled Children of Udmurt Republic

(Izhevsk, Russia)

 

MARKETING ANALYSIS OF ACTIVITIES OF INCLUSIVE WORKSHOPS "YES! I CAN!"

FOR PEOPLE 18+ WITH MENTAL DISORDERS

 

Abstract: the paper presents a marketing analysis of the activities of inclusive workshops "Yes! I can!" for people 18+ with mental disorders. A comprehensive marketing analysis was carried out on the basis of statistical and expert data obtained as a result of a study on the territory of the UR in order to determine the needs and satisfaction of people 18+ with mental disabilities and their parents in organizing inclusive workshops "Yes! I can!"

 

Keywords: mental disability, marketing analysis of activities of inclusive workshops.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Солодянкина О.В., Бушмелева Г.В., Мухаметдинова Е.В. МАРКЕТИНГОВЫЙ АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНКЛЮЗИВНЫХ МАСТЕРСКИХ «ДА! МОГУ!» ДЛЯ ЛЮДЕЙ 18+ С МЕНТАЛЬНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ // Вестник науки №2 (59) том 4. С. 108 - 114. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7364 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7364



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.