'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 4
  4. Научная статья № 22

Просмотры  67 просмотров

Будаев Б.П., Смирнова И.Г.

  


ВАЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ *

  


Аннотация:
в данной статье автор рассмотрел важность сохранения республик в Российской Федерации, статус республик в составе Российской Федерации, также дано сравнение двух разных территориальных единиц на примере Республики Бурятия и Иркутской Области   

Ключевые слова:
Российская Федерация, Конституция, республика, коренные народы, культура, язык   


УДК 342

Будаев Б.П.

студент

Российский государственный университет правосудия

(г. Иркутск, Россия)

 

Научный руководитель:

Смирнова И.Г.

д.ю.н.,

профессор кафедры уголовно-процессуального права и криминалистики,

Российский государственный университет правосудия

(г. Иркутск, Россия)

 

ВАЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ

РЕСПУБЛИК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ

 

Аннотация: в данной статье автор рассмотрел важность сохранения республик в Российской Федерации, статус республик в составе Российской Федерации, также дано сравнение двух разных территориальных единиц на примере Республики Бурятия и Иркутской Области.

 

Ключевые слова: Российская Федерация, Конституция, республика, коренные народы, культура, язык.

 

Актуальность данной темы обусловлена тем что для коренных народов многонациональной России важно иметь свое административное самоуправление, для их самосознания и сохранения языка, культуры и идентичности.

Проблема заключается в том, противники национальных республик опасаются, что республики могут подорвать целостность РФ и придерживаются того что должны быть только регионы с равным статусом, (например, как штаты в США) большая масса людей не видят целесообразности в статусе «государственности» национальных республик в РФ, и не отличают их от других субъектов нашей страны т.е. от краев, областей и т.д.

В книге теории государства и права профессора В.М. Корельского и профессора В.Д. Перевалова дается понятие республики, и так: «Республика – это форма правления, в которой высшая государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними».

«Национальные республики — данность не только от большевиков, но ещё и от Российской Империи, поэтому приходится с ними считаться, даже когда население в них статистически не является национальным. В принципе это явление начиналось от уважения к традициям народов, включаемых в Империю, и продолжалось их народосбережением. Что касается США, то там местное население было практически истреблено и «нарезка» на штаты-государства шла по воле местных элит, пропорционально «сквоттерству», то есть — захвату земель. До сих пор в Штатах законы самих штатов и законы федерации порой разнятся, а иногда и до полной противоположности. И вообще «states» в сущности — государства. Пока им выгодно — они в федерации. Стоит США пошатнуться — наберут силу сепаратистские тенденции. В России несколько иная система власти. Во-первых, есть федеральные округа, с точки зрения административного управления и силового обеспечения. А уже, во-вторых, национальные образования, в которых национальное — скорее культурное, чем административное».

Российская Федерация провозглашает страну федеративным государством (ст. 1 Конституции РФ). В Российской Федерации федерализм представляет собой довольно уникальное явление. Исследователи отмечают что, «ни в одном государстве с федеративным территориальным устройством в мире нет такого разнообразия членов федерации, как в России».

Надо отметить что республики в Российской Федерации не обладают государственным суверенитетом. Россия состоит из 22-х республик, является национально-территориальной федерацией, в ее состав входят субъекты с разным конституционно-правовым статусом. Лишь только республики определены в качестве государств (ч.2 ст. 5 Конституции Российской Федерации). По национально-территориальному признаку выделены республики, автономная область, автономные округа. Фактически, они обеспечивают национальное самоопределение титульных для них народов. В свою очередь, остальные субъекты представляют собой территориальные образования. Очевидно, что асимметризм Российской Федерации заключается в одновременном построении федеративного государства на основе территориального и национально-территориального признака.

Конечно во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты Российской Федерации между собой равны.

Система органов государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливаются самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом (ст. 77 Конституции РФ).

Если сравнивать республики с другими субъектами РФ, качестве примера можно взять два соседствующих региона, Республику Бурятия и Иркутскую Область, так если их сравнивать, то:

Республика Бурятия образована по национальному признаку.

В республике принимается своя Конституция, в Иркутской Области, устав Иркутской Области.

Высшим должностным лицом Республики Бурятия и возглавляющий высший исполнительный орган государственной власти Республики Бурятия - Правительство Республики Бурятия, Глава Республики Бурятия. Высшее должностное лицо Иркутской области - Губернатор Иркутской области

Законодательный орган в Республике Бурятия – это Народный Хурал, в Иркутской Области – Законодательное Собрание.

Высший исполнительный орган как в Республике Бурятия, так и в Иркутской Области – это Правительство.

Республика Бурятия имеет свой государственный язык которая употребляется наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком.

Государственная символика в РБ – это герб Республики Бурятия, флаг Республики Бурятия и гимн Республики Бурятия. Официальными символами Иркутской области являются геральдические знаки - Герб Иркутской области и Флаг Иркутской области, а также музыкальное произведение - Гимн Иркутской области.

В связи с формальным определением республики в составе Российской Федерации в качестве государства возникает вопрос о гражданстве. Конституция РФ, закрепляя принцип единого и равного гражданства России, определяя предметы совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, об институте республиканского гражданства ничего не говорит. Более того, в ст. 71 (п. «в») гражданство в Российской Федерации Конституция относит к исключительному ведению Российской Федерации.

Важно отметить что Российская Федерация гарантирует всем ее народам право на сохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития, культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа. Культура поддерживается и охраняется государством (Статья 68 Конституции РФ). Ведь каждая республика в Российской Федерации обладает своей многовековой, а то и тысячелетней историей, для коренных народов РФ крайне важно сохранять свои традиции и обычаи.

Для коренных народов России важно иметь свои республики, во время глобализации их самосознание и сохранение языка, культуры и идентичности подвержено угрозе исчезновения, наличие республик у коренных народов является одной из путей решения этой проблемы.

Если у старшего поколения очень трудно поменять их политическое сознание, то для решения данной проблемы нужно больше делать ставки на подрастающие поколения, успешное развитие большей любознательности и уважительного отношения к исторической территории России и их лучшего понимания государственного устройства страны станет возможным, если например уделять больше часов на изучения на уроках истории о присоединении народов к России, о становлении национальных республик в начале ХХ века, развитие мысли о важности самосознания и сохранения языка, культуры и идентичности народов России, это будет одним из факторов дальнейшего светлого будущего нашей страны.

В случае если упразднят республики, то это грозит массовыми народными волнениями и беспорядками, и возможному подрыву государственной целостности. Согласно Конституции Российской Федерации, федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020).
  2. Конституция Республики Бурятия от 22 февраля 1994 года (с изменениями на 29 апреля 2022 года)
  3. Устав Иркутской Области. Принят постановлением Законодательного Собрания Иркутской области от 15 апреля 2009 года N 9/5-ЗСПоследнее изменение: 16.11.2021
  4. Зачем России нужны национальные республики: мнения / Андурский Ефим, Хохулин Александр / https://pda.iarex.ru/news/23828.html?utm_referrer=iarex.ru&utm_source=invite
  5. Нужны ли национальные республики в современной России? Корреспонденты «КП» поспорили, надо ли сегодня перекраивать страну Авторы: Андрей Бпранов, Исраэль Шамир WWW.KP.RU: https://www.kp.ru/daily/26486/3356173/
  6. Теория государства и права: Учебник для вузов / Под ред. проф. В.М. Корельского и проф. В.Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. И доп. – М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА – ИНФРА . М), 2002. – 616 с.
  7. Портнова Елена Витальевна Некоторые современные проблемы российского федерализма // Социально-политические науки. 2016. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/nekotorye-sovremennye-problemy-rossiyskogo-federalizma (дата обращения: 05.06.2022).
  8. Байрамова Наталья Юрьевна Конституционно-правовой статус республик как субъектов федеративных отношений Российской Федерации // Проблемы экономики и юридической практики. 2018. №6. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovoy-status-respublik-kak-subektov-federativnyh-otnosheniy-rossiyskoy-federatsii (дата обращения: 04.06.2022).
  9. Прудников Анатолий Семенович, Малахов Валерий Петрович Статус республики в составе Российской Федерации: конституционно-правовой аспект // Вестник Московского университета МВД России. 2015. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/status-respubliki-v-sostave-rossiyskoy-federatsii-konstitutsionno-pravovoy-aspekt (дата обращения: 04.06.2022).

 

 

Budaev B.P.

student

Russian State University of Justice

(Irkutsk, Russia)

 

Scientific advisor:

Smirnova I.G.

Doctor of Law,

Professor of the Department of Criminal Procedure Law and Criminalistics,

Russian State University of Justice

(Irkutsk, Russia)

 

IMPORTANCE OF PRESERVING NATIONAL

REPUBLICS IN MODERN RUSSIA

 

Abstract: in this article, the author considered the importance of preserving republics in the Russian Federation, the status of republics within the Russian Federation, and also compared two different territorial units on the example of the Republic of Buryatia and the Irkutsk Region.

 

Keywords: Russian Federation, Constitution, Republic, indigenous peoples, culture, language.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Будаев Б.П., Смирнова И.Г. ВАЖНОСТЬ СОХРАНЕНИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ РЕСПУБЛИК В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ // Вестник науки №2 (59) том 4. С. 115 - 121. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7365 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7365



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.