'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №2 (59) том 4
  4. Научная статья № 37

Просмотры  179 просмотров

Шибков С.В.

  


ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ 1 - 2 СТЕПЕНИ *

  


Аннотация:
в статье представлены результаты экспериментального обоснования применения комплексной программы физической реабилитации при сколиозе 1-2 степени у школьников старшей школы. Теоретическая значимость работы состояла в формулировке теоретических положений, описывающих цель, задачи, средства, методы физической реабилитации школьников со сколиозом 1-2 степени. Практическая значимость исследования заключалась в разработке и апробации программы физической реабилитации детей старшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени. Представленные в работе теоретические данные, выводы и рекомендации могут быть использованы: в программе физической реабилитации при сколиозе; реабилитологами   

Ключевые слова:
сколиоз, физическая реабилитация, старшеклассники, ЛФК, массаж, физиотерапия   


УДК 796

Шибков С.В.

магистрант, факультет Физической культуры,

направление: Адаптивная физическая культура и реабилитация,

Российский государственный социальный университет

(Россия, г. Москва)

 

ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ

СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СО СКОЛИОЗОМ 1 - 2 СТЕПЕНИ

 

Аннотация: в статье представлены результаты экспериментального обоснования применения комплексной программы физической реабилитации при сколиозе 1-2 степени у школьников старшей школы. Теоретическая значимость работы состояла в формулировке теоретических положений, описывающих цель, задачи, средства, методы физической реабилитации школьников со сколиозом 1-2 степени. Практическая значимость исследования заключалась в разработке и апробации программы физической реабилитации детей старшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени. Представленные в работе теоретические данные, выводы и рекомендации могут быть использованы: в программе физической реабилитации при сколиозе; реабилитологами.

 

Ключевые слова: сколиоз, физическая реабилитация, старшеклассники, ЛФК, массаж, физиотерапия.

 

Введение.  Общеизвестно, что формирование осанки в правильном положении играет важную роль в жизни человека, что обуславливает биомеханические свойства опорно-двигательного аппарата (ОДА) и его функционированию для обеспечения нормальной жизнедеятельности всех систем организма [3].

Актуальность темы обусловлена высокой распространенностью сколиоза у детей, высоким риском развития патологии внутренних органов и необходимостью организации физической реабилитации.

Анализ научных исследований свидетельствует о том, что на протяжении последнего десятилетия накоплен существенный теоретический и практический опыт по изучению вопросов и решению проблем в контексте профилактики и реабилитации при нарушениях ОДА, включая сколиоз.

Все вышесказанное обусловило тему нашего исследования «Физическая реабилитация детей старшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени».

Гипотеза исследования: предполагается, что формированию осанки и снижению степени сколиоза будут способствовать:

- комплексная программа реабилитации, отличная от традиционной;

- специальные комплексы упражнений, направленные на развитие мышечный системы позвоночника;

- положительной динамикой со статистической значимостью мышечного тестирования.

Цель исследования – экспериментальное обоснование применения комплексной программы физической реабилитации при сколиозе 1-2 степени у школьников старшей школы.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, мышечное тестирование, методы математической статистики.

Предмет исследования – процесс физической реабилитации при сколиозе 1-2 степени.

Объект исследования – физическая реабилитация при сколиозе 1-2 степени.

Результаты исследования и их обсуждение. Вопросы этиологии, патогенеза, коррекции и профилактики сколиоза находятся постоянно в центре внимания и подвергаются всестороннему обсуждению на разных симпозиумах, научных сессиях и конференциях. Проблема сколиоза рассматривается достаточно широко в медицине, реабилитации и др. науках, что объясняется тем, что при прогрессировании данного заболевания происходит нарушение многих систем организма, возникновению заболеваний внутренних органов, снижению работоспособности и способствует развитию инвалидности [1].

Актуальность рассматриваемой проблемы заключается в устойчивой тенденции к ухудшению здоровья детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях [2]. Изучение особенностей нарушений состояния здоровья позволяет отметить стабильную частоту нарушений физического развития детей и подростков, вследствие нарушений в состоянии опорно-двигательного аппарата.

Уровень заболеваемости сколиозом в последние десятилетия увеличивается, несмотря на высокие достижения медицины. В некоторых исследованиях уточняется уровень заболеваемости среди школьников в пределах 1,3-40,9% случаев [3]. Небольшие нарушения осанки могут приводить к нарушениям динамического равновесия и начинать способствовать развитию осложнений, что указывает на необходимость раннего начала лечения в коррекции осанки [2].

В настоящее время дети находятся в сидячем положении большую часть времени: школьная и внешкольные занятия, домашние занятия, дополнительные занятия (хобби), сидение за компьютером. Безусловно, длительное сидячее положение пройти не может, поэтому начинается неправильное развитие мышц, костей позвоночника, а далее нарушение осанки и искривление позвоночника. Таким образом, у детей школьного возраста развивается сколиоз, что требует поиска эффективных средств и методов физической реабилитации [2].

Коррекция нарушений осанки, включая сколиоз, включает на первом месте лечебную физическую культуру (ЛФК), которая должна быть направлена на формирование осанки, динамических стереотипов. С целью повышения мотивации к занятиям школьников следует применять различные фитнес-технологии, эффективность которых показана многими исследованиями. Следовательно, направлением педагогического эксперимента было включение упражнений на фитболе в комплекс физической реабилитации школьников со сколиозом 1-2 степени.

В целом педагогический эксперимент включал три этапа.

Первый этап педагогического эксперимента заключался в подборе и изучении литературных источников, исследований современных авторов по проблеме физической реабилитации при сколиозе у детей школьного возраста. В итоге определены были актуальность исследования, объект и предмет, поставлены цели и задачи исследования. Данный этап исследования также включал в себя подбор методов исследования, которые включали научно-теоретические и практические методы.

Второй этап исследования включал в себя подбор методов контрольных испытаний, составление анкеты для школьников старших классов со сколиозом 1-2 степени. Для педагогического эксперимента и реализации программы физической реабилитации были выбраны две группы школьников со сколиозом 1-2 степени по 10 человек в каждой.

Третий этап исследования заключался в проведении анкетирования и предварительного тестирования школьников. В результате анкетирования установлены причины развития сколиоза у детей, а также оценка своего здоровья. Контрольные испытания включали определение функциональной силы мышц: прямых мышц живота, косых мышц живота, мышц-разгибателей, ромбовидных мышц, ягодичных мышц. Представленные результаты исследований были обработаны математическими методами и представлены среднегрупповые показатели по группам в табличном и графичном виде. Проведено сравнение контрольных испытаний между экспериментальной и контрольной группами с расчетом достоверности различий по критерию Стьюдента.

Четвертый этап педагогического эксперимента включал в себя разработку и реализацию программы физической реабилитации школьников со сколиозом 1-2 степени в амбулаторно-поликлинических условиях. Программа реабилитации рассчитана на 16 недель и включала в себя применение различных средств и методов: ЛФК с упражнениями на фитболе, массаж, плавание, ношение корсета, физиотерапия (программа экспериментальной группы); ЛФК и массаж (программа контрольной группы).

Пятый этап педагогического эксперимента заключался в проведении повторных контрольных испытаний школьников, принявших участие в эксперименте. Полученные результаты были обработаны математическими методами и представлены среднегрупповые показатели по группам в табличном и графичном виде. Проведено сравнение контрольных испытаний между экспериментальной и контрольной группами с расчетом достоверности различий по критерию Стьюдента, а также рассчитан прирост результатов тестирования, что показывает на динамику и эффективность применения комплексной программы физической реабилитации с указанием достоверности различий по критерию Стьюдента.

В результате проведенного анкетирования школьников старших классов было установлено, что респонденты оценивают свое здоровье в 50% случаев как «отлично» и 20% «хорошо», при этом 90% школьников считает, что нарушение осанки влияет на здоровье в целом. На наличие сколиоза информированы все опрашиваемые школьники, из которых проводили курс физической реабилитации только 45%. 20% школьников отметили о необходимости постоянного контроля осанки в течение дня, для чего нужно приложить усилия (5%). В течение учебного дня опрашивается школьники в количестве 85% предпочитают выбирать удобную позу и не думают о ее правильности.

Длительная работа за компьютером приводит к нарушению осанки. В итоге анкетирования установлено, что за компьютером работают в большинстве случаев от трех до пяти часов (40%). Более пяти часов работают 25% опрошенных. При выполнении домашнего задания физические упражнения выполняют только 10% опрошенных. В целом физической культурой и спортом занимаются только 25% опрошенных школьников.

Следовательно, проведенное анкетирование позволило установить на необходимость проведения физической реабилитации среди школьников, имеющих диагноз сколиоз 1-2 степени.  

Педагогический эксперимент предполагал разработку экспериментальной программы реабилитации школьников со сколиозом 1-2 степени.

Физическая реабилитация школьников контрольной группы включала в себя проведение курса ЛФК и массажа в течение 16 недель.

Программа физической реабилитации, включающую в себя 3 периода: вводный (4 недели), основной (8 недель), заключительный (4 недели). Разработанная программа физической реабилитации основана на комплексном применении занятий лечебной гимнастикой с включением упражнений на фитболе, массажа, плавание, физиотерапии и корсетирования.

Вводная часть программы физической реабилитации включала в себя проведение комплексов упражнений лечебной гимнастики (4 недели). В данном периоде применялись следующие упражнения: ходьба, общеразвивающие упражнения, упражнения, направленные на формирование правильной осанки, дыхательные упражнения. На 4 неделе вводного периода включались упражнения на фитболе, а также стали включаться сеансы массажа. Комплексы ЛФК проводились три раза в неделю (понедельник, среда, пятница), массаж начал проводиться на 3 неделе физической реабилитации в четверг и пятницу.

Основная часть программы физической реабилитации включала в себя комплексы упражнений на фитболе (понедельник, среда, пятница) в течение 12 недель. Курс массажа продолжался два раза в неделю (вторник, четверг). В основной части программы физической реабилитации включались занятия плаванием один раз в неделю по субботам.

Заключительная часть программы физической реабилитации включала проведение ЛФК (понедельник, среда, пятница) в течение 4 недель, занятия плаванием два раза в неделю (четверг, суббота). В заключительной части реабилитации школьникам предлагалось носить корсет, начиная по 1 часу и через неделю по увеличивая на полдня во время учебы. В заключительную часть программы физической реабилитации включали физиотерепию – ДМВ-терапия (лечение электромагнитными волнами дециметрового диапазона), которая включала 10 сеансов через день.  

Экспериментальное подтверждение программы физической реабилитации проводилось посредством контрольных измерений -  функционального тестирования школьников старших классов контрольной и экспериментальной групп, имеющих 1-2 степень сколиоза: функциональной силы прямых мышц живота, косых мышц живота, мышц-разгибателей позвоночника, ромбовидных мышц, ягодичных мышц.

Исходные результаты контрольных измерений школьников представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Результаты тестирования функциональной силы мышц до проведения физической реабилитации

Показатель функциональной силы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

t

p

Прямых мышц живота

16,50±1,02

17,60±0,99

0,77

>0,05

Косых мышц живота

24,20±1,97

25,10±1,72

0,34

>0,05

Мышц-разгибателей

30,30±1,46

29,40±1,21

0,47

>0,05

Ромбовидных мышц

1,60±0,22

1,80±0,20

0,67

>0,05

Ягодичных мышц

29,60±1,37

30,20±1,73

0,27

>0,05

 

Оценивая функциональные показатели силы мышц в экспериментальной группе были определены следующие результаты. Тест 1 – показатель функциональной силы прямых мышц живота – 16,50 сек. Тест 2 – показатель функциональной силы косых мышц живота – 24,20 сек. Тест 3 – показатель функциональной силы мышц-разгибателей – 30,30 сек. Тест 4 – показатель функциональной силы ромбовидных мышц – 1,60 сек. Тест 5 – показатель функциональной силы ягодичных мышц – 29,60 сек.

Оценивая функциональные показатели силы мышц были определены следующие результаты в контрольной группе. Тест 1 – показатель функциональной силы прямых мышц живота – 17,60 сек. Тест 2 – показатель функциональной силы косых мышц живота – 25,10 сек. Тест 3 – показатель функциональной силы мышц-разгибателей – 29,40 сек. Тест 4 – показатель функциональной силы ромбовидных мышц – 1,80 сек. Тест 5 – показатель функциональной силы ягодичных мышц – 30,20 сек.

В результате статистической обработки данных между группами не было выявлено достоверных различий (р>0,05).

Эффективность экспериментальной программы реабилитации проводилось посредством повторного тестирования школьников после проведения курса физической реабилитации в обеих группах. Результаты контрольных измерений представлены в таблице 2.

 

Таблица 2. Результаты тестирования функциональной силы мышц после проведения программы физической реабилитации.

Показатель функциональной силы

Экспериментальная группа

Контрольная группа

t

p

Прямых мышц живота

26,00±1,26

19,00±0,82

4,66

<0,05

Косых мышц живота

33,60±1,94

26,40±1,42

2,99

<0,05

Мышц-разгибателей

39,70±1,21

30,80±1,19

5,24

<0,05

Ромбовидных мышц

3,50±0,27

2,40±0,27

2,88

<0,05

Ягодичных мышц

38,20±0,95

31,80±1,44

3,71

<0,05

 

Проведение педагогического эксперимента с включением в программу физической реабилитации комплексных мер позволил установить на достоверность различий между экспериментальной и контрольной группами (р<0,05).

Оценивая функциональные показатели силы мышц в экспериментальной группе были определены следующие результаты. Тест 1 – показатель функциональной силы прямых мышц живота – 26,00 сек. Тест 2 – показатель функциональной силы косых мышц живота – 33,60 сек. Тест 3 – показатель функциональной силы мышц-разгибателей – 39,70 сек. Тест 4 – показатель функциональной силы ромбовидных мышц – 3,50 сек. Тест 5 – показатель функциональной силы ягодичных мышц – 38,20 сек.

Оценивая функциональные показатели силы мышц были определены следующие результаты в контрольной группе. Тест 1 – показатель функциональной силы прямых мышц живота – 19,00 сек. Тест 2 – показатель функциональной силы косых мышц живота – 26,40 сек. Тест 3 – показатель функциональной силы мышц-разгибателей – 30,80 сек. Тест 4 – показатель функциональной силы ромбовидных мышц – 2,40 сек. Тест 5 – показатель функциональной силы ягодичных мышц – 31,80 сек.

Оценивая полученные результаты тестирования в начале и после проведения физической реабилитации, был установлен больший процент прироста по всем показателям в экспериментальной группе, что показано на рис. 1.

Рисунок 1. Динамика изменения контрольных испытаний после проведения физической реабилитации, %

 

Полученные данные в исследовании позволяют указать на эффективность применения комплексной программы реабилитации у лиц старшего школьного возраста со сколиозом, в результате которого у школьников более эффективно развилась силы мышц и гибкость позвоночника, участвующих в формировании осанки.

Выводы:

  1. Проанализирована научно-методическая литература по использованию средств физической культуры, направленных на коррекцию осанки у детей старшего школьного возраста и установлено, что актуальная проблема нарушения осанки у детей школьного возраста, требующая проведения физической реабилитации. Нарушения осанки приводят к различным заболеваниям внутренних органов. Физическая реабилитация должна включать различные средства и методы и применяться комплексно.
  2. Разработана экспериментальная программа физической реабилитации детей старшего школьного возраста, которая включала в себя комплексное применение ЛФК с включением упражнений на фитболе, массаж, плавание, физиотерапию и ношение корсета. Программа реабилитации рассчитана на 16 недель с распределением указанных средств реабилитации по неделям, что было разделено на вводную, основную и заключительные периоды реабилитации.
  3. Экспериментально обоснована программа физической реабилитации для детей старшего школьного возраста со сколиозом 1-2 степени. По итогам педагогического эксперимента, экспериментальная группа имела достоверно лучшие результаты тестирования и больший прирост. Организация и проведение физической реабилитации способствовали повышению уровня развития функциональной силы мышц, что способствует укреплению мышечного корсета позвоночника и тем самым способствует формированию осанки и коррекции сколиоза.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Антонова Л.К., Кушнир С.М., Антонов В.В. Физическая активность школьников г. Твери по данным анкетирования // Здоровье и физическое воспитание детей и подростков: Матер. Всероссийской науч.-практ. Конференции с международ, участием. М., 2003. - 14 с.
  2. Аршавский И.А. Основы возрастной периодизации — Возрастная физиология. Л., 2015. - С. 5-67.
  3. Аршавский И. А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. М.: Наука, 2012. - С. 234-236.
  4. Бахрах И.И., Дорохов Р.Н. Физическое развитие детей школьного возраста. -В сб.: Медицина, подросток и спорт. Смоленск, 1975 С.5-53.
  5. Берштейн H.A. Очерки по физиологии движений и физической активности. М., Медицина, 2016. - 35 с.
  6. Васин С.Г. Силовые упражнения на тренажерах специального типа при сколиотической болезни студентов / С.Г. Васин // Главврач. – 2022. – № 5. – С. 27-31.
  7. Пасечник Е.О. Профилактика сколиоза и самостоятельные занятия по физической культуре / Е.О. Пасечник // В сборнике: Культурные тренды современной России: от национальных истоков к культурным инновациям. Сборник докладов X Всероссийской научно-практической конференции студентов, магистрантов, аспирантов и молодых учёных. В 6-ти томах. Отв. редакторы Н.В. Посохова [и др.]. Белгород, 2022. – С. 202-205.
  8. Швыгина Н.В. Физическая реабилитация детей младшего школьного возраста со сколиозом I-II степени Н.В. Швыгина, И.В. Собчук // В сборнике: Физическая реабилитация в современном обществе. Материалы итоговой научно-практической конференции кафедры физической реабилитации, массажа и оздоровительной физической культуры имени И.М. Саркизова-Серазини. Россия, М., 2021. – С. 144-148.

 

Shibkov S.V.

Russian State Social University

(Moscow, Russia)

 

PHYSICAL REHABILITATION

OF HIGH SCHOOL CHILDREN

WITH SCOLIOSIS OF 1ST - 2ND DEGREE

 

Abstract: the article presents the results of experimental substantiation of the application of a comprehensive physical rehabilitation program for scoliosis of 1-2 degrees in high school students. The theoretical significance of the work consisted in the formulation of theoretical provisions describing the purpose, objectives, means, methods of physical rehabilitation of schoolchildren with scoliosis of 1-2 degrees. The practical significance of the study was the development and testing of a program of physical rehabilitation of high school children with 1-2 degree scoliosis. The theoretical data, conclusions and recommendations presented in the work can be used: in the program of physical rehabilitation for scoliosis; by rehabilitologists.

 

Keywords: scoliosis, physical rehabilitation, high school students, physical therapy, massage, physiotherapy.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №2 (59) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Шибков С.В. ФИЗИЧЕСКАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА СО СКОЛИОЗОМ 1 - 2 СТЕПЕНИ // Вестник науки №2 (59) том 4. С. 188 - 200. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7380 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7380



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.