'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 1
  4. Научная статья № 15

Просмотры  71 просмотров

Касаткина Л.В., Шнайдер В.В.

  


НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. СПЕЦРЕЖИМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются и анализируются налоги и налогообложение, а также спецрежимы в деятельности предприятия   

Ключевые слова:
налоги, налогообложение, налогоплательщик, упрощенная система налогообложения, доход   


УДК 33

Касаткина Л.В.

магистрант института финансов экономики и управления

Тольяттинский государственный университет

(г. Тольятти, Россия)

 

Научный руководитель:

Шнайдер В.В.

к.э.н.,

доцент института финансов экономики и управления

Тольяттинский государственный университет

(г. Тольятти, Россия)

 

НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ.

СПЕЦРЕЖИМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

Аннотация: в статье рассматриваются и анализируются налоги и налогообложение, а также спецрежимы в деятельности предприятия.

 

Ключевые слова: налоги, налогообложение, налогоплательщик, упрощенная система налогообложения, доход.

 

На уровень социально-экономического положения субъектов РФ и страны в целом важное влияние оказывают использование имеющегося в регионах налогового потенциала, величина которого напрямую зависит от наличия и степени использования среди других трудового персонала, в том числе занятого в субъектах малого и среднего предпринимательства. Как показывают многочисленные исследования, в экономике развитых стран велика роль малого бизнеса. Актуальность исследования обусловлена отрицательной динамикой развития малого и среднего предпринимательства в России, уменьшением его доли в экономике, отставанием России от развитых стран по показателям эффективности деятельности малого бизнеса. Значительным событием явилась отмена с 2021 г. популярного среди предпринимательства единого налога на вменённый доход, внесение существенных изменений в упрощённую и патентную системы налогообложения.

Налог – это безвозмездный платёж, принудительно взимаемый органами власти с организаций и физических лиц для финансового обеспечения деятельности государственной системы, а также с регулирующей целью. Виды, размер, периодичность и прочие условия исчисления и взимания налогов устанавливаются Налоговым кодексом РФ и федеральными законами. Налоги – основная статья доходов бюджета РФ [5].

Система налогов в РФ подразделяется на три уровня: федеральные (например, НДФЛ, акцизы), региональные (транспортный налог) и местные (например, налог на имущество) (таблица 1). Федеральные налоги обязательны к уплате всеми лицами, осуществляющими деятельность на территории страны.

 

Таблица 1. Федеральные, региональные и местные налоги

Вид обязательства

Наименование

Федеральные

Акцизы

НДФЛ

НДС

На прибыль

Водный

Госпошлина

Специальные режимы (УСН, ЕСХН, СРП, патенты)

Страховые взносы

На добычу полезных ископаемых

Сборы за пользование объектами животного мира

Региональные

На имущество организаций

Транспортный

На игорный бизнес

Местные

На имущество граждан

Земельный

Торговый сбор

Источник: составлено автором

 

Система налогообложения на территории Российской Федерации достаточно обширная. Система (режим) налогообложения — это порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в бюджет государства.

Основными системами налогообложения являются [4]:

1) ОСНО — общая система;

2) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог - ЕСХН);

3) упрощенная система налогообложения (УСН);

4) патентная система налогообложения (ПСН);

5) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции;

6) налог на профессиональный доход (НПД, налог для самозанятых);

7) автоматизированная система налогообложения (АСН).

Общая система налогообложения (ОСНО) – это единственная система налогообложения с применением налога на добавленную стоимость. При применении ОСНО уплачивается весь перечень, предусмотренных Налоговым кодексом РФ налогов и сборов. Применение субъектами малого предпринимательства ОСНО чаще всего обусловлено импортом товара на территорию Российской Федерации, и в соответствии с законодательством делает их налогоплательщиками на таможенной границе России. Помимо прочего, этот режим целесообразен при большом числе контрагентов субъекта малого бизнеса, являющимися плательщиками налога на добавленную стоимость [4].

Среди недостатков данного режима налогообложения следует выделить прежде всего высокий уровень налогового бремени.

Упрощенная система налогообложения называется так, потому что на ней вместо нескольких налогов платят всего один — налог УСН. Это и проще, и дешевле, вдобавок никакого НДС. Такую систему налогообложения обычно выбирают ИП, хотя и небольшие организации тоже могут. 

Ставки на УСН могут быть разными, в зависимости от объекта налогообложения. Можно выбрать платить налог со всех доходов, тогда ставка будет 6%. А можете выбрать платить налог с разницы между доходами и расходами, тогда ставка — 15%. Иногда регионы делают эти ставки меньше, и система становится еще выгоднее [5].

Налог на УСН платят по итогам каждого квартала, а вот декларацию подают всего один раз по итогам года. Предприниматели на УСН «Доходы» могут уменьшать налог на страховые взносы ИП, а на «Доходы минус расходы» — учитывать взносы в расходах. 

Чтобы работать на выгодной УСН, нужно выполнить некоторые условия:

— доход за 2022 год не должен превышать 219,2 млн рублей;

— средняя численность сотрудников должна быть не больше 130 человек;

— остаточная стоимость основных средств — не больше 50 млн рублей.

Ко всему прочему на УСН не могут работать банки, инвестиционные фонды, ломбарды, профессиональные участники рынка ценных бумаг, производители подакцизных товаров, казино, микрофинансовые организации, нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, а также иные формы адвокатских образований, частные агентства занятости, которые ведут деятельность по предоставлению труда работников или персонала. Исключение — кадровые агентства, которые оказывают услуги по подбору персонала.

Единый сельскохозяйственный налог — система, которая подходит только сельхозпроизводителям. Его могут применять компании и ИП, которые работают в сельском хозяйстве или оказывают услуги сельхозпроизводителям, например подготавливают поля или убирают урожай.

Для работы на ЕСХН предприниматели-сельхозпроизводители должны соответствовать двум условиям [10]:

– не менее 70% выручки — доход от продажи улова или произведенной сельскохозяйственной продукции;

– не более 300 сотрудников рыболовецкого производства в течение последних двух календарных лет. Промысел ведется на собственных или зафрахтованных судах.

Не могут применять ЕСХН предприниматели, которые производят подакцизные товары, даже если соблюдаются условия из списков выше. Исключение — сельхозпроизводители винограда и вин из него. Так, если ИП делает вино из своего винограда, то может применять ЕСХН, а если из покупного винограда — применять ЕСХН нельзя.

Налоговая ставка по ЕСХН составляет 6%, но некоторые регионы снижают ставку вплоть до нуля. Процент берут от доходов за вычетом расходов [8].

Патентная система налогообложения выступает в качестве одного из специальных налоговых режимов Российской Федерации, которая предназначена и призвана облегчить налоговое бремя налогоплательщиков посредством низкой налоговой нагрузки и освобождения от уплаты некоторых видов налогов. При этом данная система могут применять только индивидуальные предприниматели. Но чиновники уже рассматривают такую возможность и для субъектов малого предпринимательства.

Патент – это разрешение, ограниченное по сроку, на ведение определенной деятельности. Покупка патента означает автоматическую уплату фиксированного налога. Если предприниматель занимается несколькими видами работ или оказывает разные услуги, то он должен купить соответствующее число патентов [11].

Данный специальный налоговый режим имеют права применять лишь индивидуальные предприниматели при соблюдении следующих условий [9]:

– средняя численность работников, привлекаемых индивидуальным предпринимателем по всем видам осуществляемой деятельности, не должна превышать 15 человек, хотя на рассмотрении есть законопроекты по увеличению данного показателя до 50 человек;

– объем годовой выручки от деятельности в рамках ПСН и упрощенной системы налогообложения не должен превышать 60 млн. руб.

С июля 2022 года в России начали проводить эксперимент с новым налоговым режимом, который назвали «Автоматизированная система налогообложения». Эксперимент действует пока только Москве, Московской области, Татарстане и Калужской области [7]. 

Значительно выигрывает АУСН у УСН возможностью не уплачивать не только налог на прибыль организаций / налог на доходы физических лиц, налог на имущество организаций / физических лиц и налог на добавленную стоимость, но и страховые взносы во внебюджетные фонды, за исключением взносов в федеральный фонд социального страхования на травматизм. Однако указанное преимущество повлияло на ставки АУ СН, которые по умолчанию выше ставок УСН и совпадают со ставками УСН при превышении установленных показателей перехода на этот специальный налоговый режим.

Так, в рамках обоих специальных налоговых режимов есть право выбора объекта налогообложения: доходы (ставка АУСН 8%, УСН 6%) или доходы минус расходы (ставка АУСН 20%, УСН 15%), минимальный налог АУСН 3%, УСН 1% доходов. Налоговый период по АУСН – месяц [8].

Существенным образом отличается порядок исчисления налога при применении УСН и АУСН. Так, при применении АУСН показатели деятельности можно отражать не только в личном кабинете налогоплательщика, но и в специальных кабинетах уполномоченных банков, при этом часть обязанностей налогоплательщика, таких как выплата заработной платы, расчет налога на доходы физических лиц в отношении работников налогоплательщика, уплата налогов, может возлагаться на уполномоченный банк. В этой связи обязательным условием применения АУСН установлено наличие счета налогоплательщика в уполномоченном банке.

В связи с вышеизложенным представим основные виды налогообложения, которые могут применять индивидуальные предприниматели (таблица 2).

 

Таблица 2. Виды налогообложения для предприятий

Система

Налоги

Отчетность

Ограничения

ОСНО

НДФЛ 13%

НДС 20%

Взносы ИП

Ежегодно

Ежеквартально

Нет

УСН

6% с доходов

или

15% с доходов за вычетом расходов

Взносы ИП

Ежегодно

< 219,2 млн дохода

< 130 сотрудников

< 50 млн ОС

виды деятельности

Патент

зависят от физических показателей

Взносы ИП

Нет

< 60 млн дохода

< 15 сотрудников

виды деятельности

Самозанятость

4% с доходов от физлиц

6% с доходов от юрлиц

Нет

< 2,4 млн дохода

нельзя нанимать сотрудников

виды деятельности

АСН

8% с доходов

20% c расходов

Нет

< 60 млн дохода

< 5 сотрудников

ЕСХН

6%

Ежегодно

только для сельхозпроизводителей

Источник: составлено автором

 

В отличие от общей системы налогообложения введение специальных налоговых режимов для субъектов малого предпринимательства в РФ было направлено на снижение налоговой нагрузки.

Основные преимущества, характерные в целом для специальных налоговых режимов – это большая экономичность в сравнении с общеустановленным режимом налогообложения, так как освобождаются от таких больших налогов, как НДС, налог на прибыль и налог на имущество, а также возможность добровольного перехода на применение специальных налоговых режимов и отказа от них.

Однако специальные налоговые режимы также не лишены ряда недостатков. В качестве недостатков упрощённой системы налогообложения можно выделить отсутствие права открывать филиалы и представительства. Это существенно препятствует развитию и расширению организации. Организации и индивидуальные предприниматели, применяющие упрощённую систему налогообложения, не имеют права заниматься отдельными видами деятельности, что также несёт в себе ограничение свободы развития компании. Строго ограниченный перечень расходов, которые уменьшают налоговую базу при выборе объекта налогообложения «доходы минус расходы» не может быть полным, что приводит к завышению налоговой базы и увеличению суммы единого налога. Обязанность уплаты минимального налога даже в случае получения убытков также относится к недостаткам этой системы налогообложения.

К недостаткам патентной системы налогообложения мы относим невозможность уменьшения единого налога, уплачиваемого при применении ПСН на сумму страховых взносов, уплачиваемых во внебюджетные фонды, в фонд социального страхования от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний, на выплату пособий по временной нетрудоспособности за наёмных работников и на сумму страховых взносов, которые платит индивидуальный предприниматель лично за себя.

Охарактеризуем алгоритм выбора налогового режима.

  1. Выбор возможных режимов по организационно-правовой форме. Например, для ООО возможно применять общую систему налогообложения, УСН и автоматизированную УСН. Для индивидуальных предпринимателей возможно использование любого из спецрежимов налогообложения.
  2. Учитывается регион. Так, автоматизированная упрощенная система налогообложения применяется в порядке эксперимента только в Москве, Московской, Калужской областях и Республике Татарстан.
  3. Определяется годовая выручка. Если по бизнес-плану планируется 45 млн рублей, то можно применять патентную систему, упрощенную систему или общую систему налогообложения. Исключением в этом случае становится налог на профессиональный доход.
  4. Количество работников. Например, при условии 60 сотрудников: патентное налогообложение и налог на профессиональный доход использовать нельзя.
  5. Далее необходимо выбрать налоговые режимы по видам деятельности с учетом законодательно установленного допуска для определенной отраслевой деятельности. Например, страховщики не используют упрощенную систему налогообложения.
  6. Проверяются остальные критерии: наличие филиалов или участие другой компании в уставном капитале более 25%, так как при этих условиях применять УСН нельзя.
  7. Если к этому шагу сохраняется возможность выбора налога, рассчитывается налоговая нагрузка по возможным налоговым режимам.

В условиях цифровизации выбор наиболее оптимальной модели налогообложения можно сделать автоматически – с помощью бесплатного калькулятора, который, определяет налоговую нагрузку по каждому порядку расчета. Упрощенная система налогообложения остается одним из выгодных спецрежимов для малого бизнеса, закрепленных в гл. 26.2 НК РФ. Так, за 2021 год сумма налога по упрощенной системе налогообложения составила 716 млрд. руб. или 90,98% от общей суммы налогов, уплачиваемых в связи с применением специальных налоговых режимов [10].

Таким образом, результатом анализа, стало понимание, что на текущий момент в Российской Федерации отсутствует система налогообложения малого бизнеса, которая будет отвечать на все запросы, тем не менее, имеющиеся способы позволяют каждому субъекту малого предпринимательства выбрать наиболее подходящую под них систему.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2023) // СПС КонсультантПлюс, 2023
  2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 29.12.2022) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.02.2023) // СПС КонсультантПлюс, 2023
  3. Агеева А.А. Специальные налоговые режимы: роль и регулирующее значение для развития малого бизнеса // Молодой ученый. 2021. – №50 (392). – С. 421–423
  4. Адамова Д.В. Правовой анализ закрепления специальных налоговых режимов в законодательства Российской Федерации / Д. В. Адамова // Аллея науки. – 2022. – Т. 2. – № 5(68). – С. 381-384.
  5. Бабенко И.В. Упрощенная система налогообложения в малом бизнесе / И. В. Бабенко, Е. М. Сергеева // Материалы Ивановских чтений. – 2022. – № 3(38). – С. 63-67.
  6. Баранова Л.Г. Специальные налоговые режимы - спасательный круг для малого бизнеса? / Л. Г. Баранова, В. С. Федорова // Бюллетень результатов научных исследований, 2021. – № 3. – С. 115-125.
  7. Горцевская О.Г. Актуальные проблемы упрощённой системы налогообложения в России / О.Г. Горцевская, М. Е. Целик // Актуальные проблемы экономики и управления. – 2022. – № 1(11). – С. 56-60.
  8. Зотиков Н.З. Место специальных налоговых режимов в налоговой системе России / Н.З. Зотиков, Е.Г. Любовцева // Социальные и экономические системы. – 2022. – № 6-4(33). – С. 209-236.
  9. Калимуллин Р.Ф. Проблемы налогообложения в цифровой экономике / Р.Ф. Калимуллин, Н.В. Кудреватых, С.И. Казаченко // Интернаука. 2022. – № 6-3(229). – С. 54-55
  10. Кузнецова А. Р. Проблемы налогообложения субъектов малого бизнеса в России / А. Р. Кузнецова // Форум молодых ученых. – 2022. – № 1(65). – С. 117-120.
  11. Обоснование выбора системы налогообложения субъектами предпринимательской деятельности / И. А. Селезнева, И. П. Селезнева, Е. А. Шляпникова [и др.] // Бухучет в сельском хозяйстве. – 2023. – № 1. – С. 46-63.
  12. Родионова О.А. Развитие специальных налоговых режимов для малых форм хозяйствования в условиях цифровизации / О. А. Родионова, Т. Г. Евсюкова // Никоновские чтения. – 2022. – № 27. – С. 166-170.
  13. Теребова С.В. Налоговое стимулирование малого бизнеса в условиях экономической нестабильности / С.В. Теребова // Проблемы развития территории. – 2023. – Т. 27, № 1. – С. 92-112. 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Касаткина Л.В., Шнайдер В.В. НАЛОГИ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ. СПЕЦРЕЖИМЫ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 75 - 85. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7438 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7438



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.