'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 1
  4. Научная статья № 25

Просмотры  51 просмотров

Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О.

  


КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается проблематика краеведческого подхода в воспитании школьников, предоставлен план мероприятий его реализации. В результате проведения такой значимой работы происходит развитие экологической этики обучающихся, формируется ответственность в их отношениях с природой, воспитывается любовь к Родине   

Ключевые слова:
краеведческий подход, план мероприятий по экологическому воспитанию, программа «Эколята - дошколята», краеведческая работа   


УДК 504:37

Королева Л.А.

педагог дополнительного образования

МБУДО «Станция юннатов»

(г. Белгород, Россия)

 

Кавтарадзе Л.О.

педагог дополнительного образования

МБУДО «Станция юннатов»

(г. Белгород, Россия)

 

КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ

СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ

 

Аннотация: в данной статье рассматривается проблематика краеведческого подхода в воспитании школьников, предоставлен план мероприятий его реализации. В результате проведения такой значимой работы происходит развитие экологической этики обучающихся, формируется ответственность в их отношениях с природой, воспитывается любовь к Родине.

 

Ключевые слова: краеведческий подход, план мероприятий по экологическому воспитанию, программа «Эколята - дошколята», краеведческая работа.

 

Слово «краеведение» как научный термин стало употребляться в ХХ веке. Но к краеведению как к научной и учебной деятельности в России обратились еще в восемнадцатом веке В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков. На необходимость знакомить детей с живой природой и историей родных мест настоятельно указывал В.Г. Белинский. Важность изучения родного края в обучении и воспитании детей подчеркивали в своих трудах Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци [1, с. 3]. К.Д. Ушинский подчеркивал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». Он обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов. Глубоким изучением проблемы краеведения отличается работа русского педагога Н.Х. Весселя, опубликовавшего в 1862 году статью «Местный элемент в обучении», в которой доказывалась необходимость введения в школе специального предмета «отчизноведения».

 Теперь никто не сомневается в важности краеведческого принципа при изучении истории, географии, биологии и других предметов. Краеведческий подход помогает осознанию учащимися своей включенности в жизнь своей малой родины, содействуют их адаптации к природной, экономической, социальной и культурной среде своего края. Поэтому ученые подчеркивают необходимость введения в содержание образования краеведения как регионального компонента, так как знания о родном крае, полученные человеком в детстве, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица «Где родился, там и пригодился». Помимо усиления мотивации учебной деятельности включение в занятие материалов о родном крае имеет и другое значение:

- социализация личности обучающихся;

- повышение уровня духовно-нравственной культуры;

- воспитание патриотических чувств, любви к «малой родине».

Одна из задач краеведческой работы заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно работать с краеведческой литературой, СМИ и Интернет-ресурсами, обучить их приемам наблюдений за природно-экономическими явлениями родного края, научить находить и обрабатывать краеведческий материал.

Эта задача успешно решается в ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Эколята-дошколята» естественнонаучной направленности, ориентированной на формирование у обучающихся дошкольного возраста знаний об объектах и явлениях родной природы через вовлечение их в познавательную и творческую деятельность.

Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколого-биологической деятельности обучающихся дошкольного возраста с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы и изучения ее особенностей. На самых первых этапах ее реализации начинается также работа по формированию у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы, по приобщению детей к наблюдениям за природными объектами и явлениями.

Содержание данной программы базируется на стыке нескольких предметных областей: экология, география, ботаника, зоология, фенология.

Особенностью программы является ее прикладной характер: занятия направлены на создание условий для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся, их интеллектуального и нравственного совершенствования.

Программа имеет практическое, образовательное, исследовательское и краеведческое направление. Она нацелена на углубленное познание органического мира, прежде всего, родного края, развитие интереса детей ко всему живому, природе, обогащение знаний о связях между природными явлениями, воспитание бережного отношения к природе.

Через приобщение детей к разнообразной деятельности в природе, охране и уходу за растениями, развитие первоначального доброжелательного и бережного отношения ко всему живому происходит целенаправленное формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, способствуя формированию внутренней позиции личности, понимающей сложный характер окружающей среды и осознающей свое место в ней.

В зависимости от цели и содержания учебного материала предусмотрены различные формы и методы проведения занятий: занятия – путешествия, творческие мастерские, эвристические беседы, и, конечно же, экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач, а также сбор информации путём наблюдений, обобщений, бесед. Практическая направленность осуще­ствляется через исследовательские задания, игровые занятия, практические работы и опытническую работу.

Одним из основных методов обучения являются системати­ческие фенологические наблюдения, раскрывающие экологиче­ские взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей, способствуют осознанному изучению природы родного края, а также являются важнейшим средством углубления естественнонаучных знаний обучающихся.

Средствами эффективного усвоения программы курса явля­ются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экс­курсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и соз­дание экологических знаков, экологиче­ские акций, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.

При использовании краеведческого подхода в обучении необходимо учитывать следующее: краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются системность и непрерывность. Принцип системности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений обучающихся. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенной плановой системе в течение всего учебного года.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Белавина И.Н. Планета – наш дом : методика проведения занятий по основам экологии для школьников/ И.Н. Белавина - М.,2009 .
  2. Васильев С.В. Экологическое образование школьников при обучении географии: Монография / С.В. Васильев - СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2003.
  3. Васильев С.В. Методические рекомендации по изучению основ природопользования и охраны природы в школьном курсе географии /С.В.Васильев, Т.В. Васильева. - Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1990. 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О. КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 136 - 140. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7448 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7448



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.