'
Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О.
КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ *
Аннотация:
в данной статье рассматривается проблематика краеведческого подхода в воспитании школьников, предоставлен план мероприятий его реализации. В результате проведения такой значимой работы происходит развитие экологической этики обучающихся, формируется ответственность в их отношениях с природой, воспитывается любовь к Родине
Ключевые слова:
краеведческий подход, план мероприятий по экологическому воспитанию, программа «Эколята - дошколята», краеведческая работа
УДК 504:37
Королева Л.А.
педагог дополнительного образования
МБУДО «Станция юннатов»
(г. Белгород, Россия)
Кавтарадзе Л.О.
педагог дополнительного образования
МБУДО «Станция юннатов»
(г. Белгород, Россия)
КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ
СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Аннотация: в данной статье рассматривается проблематика краеведческого подхода в воспитании школьников, предоставлен план мероприятий его реализации. В результате проведения такой значимой работы происходит развитие экологической этики обучающихся, формируется ответственность в их отношениях с природой, воспитывается любовь к Родине.
Ключевые слова: краеведческий подход, план мероприятий по экологическому воспитанию, программа «Эколята - дошколята», краеведческая работа.
Слово «краеведение» как научный термин стало употребляться в ХХ веке. Но к краеведению как к научной и учебной деятельности в России обратились еще в восемнадцатом веке В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, Н.И. Новиков. На необходимость знакомить детей с живой природой и историей родных мест настоятельно указывал В.Г. Белинский. Важность изучения родного края в обучении и воспитании детей подчеркивали в своих трудах Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо, Г. Песталоцци [1, с. 3]. К.Д. Ушинский подчеркивал, что «поля Родины, ее язык, ее предания и жизнь никогда не теряют непостижимой власти над сердцем человека». Он обосновал необходимость включения местного материала в преподавание учебных предметов. Глубоким изучением проблемы краеведения отличается работа русского педагога Н.Х. Весселя, опубликовавшего в 1862 году статью «Местный элемент в обучении», в которой доказывалась необходимость введения в школе специального предмета «отчизноведения».
Теперь никто не сомневается в важности краеведческого принципа при изучении истории, географии, биологии и других предметов. Краеведческий подход помогает осознанию учащимися своей включенности в жизнь своей малой родины, содействуют их адаптации к природной, экономической, социальной и культурной среде своего края. Поэтому ученые подчеркивают необходимость введения в содержание образования краеведения как регионального компонента, так как знания о родном крае, полученные человеком в детстве, будут востребованы до конца жизни. Недаром существует русская пословица «Где родился, там и пригодился». Помимо усиления мотивации учебной деятельности включение в занятие материалов о родном крае имеет и другое значение:
- социализация личности обучающихся;
- повышение уровня духовно-нравственной культуры;
- воспитание патриотических чувств, любви к «малой родине».
Одна из задач краеведческой работы заключается в том, чтобы научить детей самостоятельно работать с краеведческой литературой, СМИ и Интернет-ресурсами, обучить их приемам наблюдений за природно-экономическими явлениями родного края, научить находить и обрабатывать краеведческий материал.
Эта задача успешно решается в ходе реализации дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Эколята-дошколята» естественнонаучной направленности, ориентированной на формирование у обучающихся дошкольного возраста знаний об объектах и явлениях родной природы через вовлечение их в познавательную и творческую деятельность.
Основной концептуальной идеей данной программы является организация интересной, содержательной, общественно значимой и практической эколого-биологической деятельности обучающихся дошкольного возраста с позиции комплексного познания и изучения родного края с учетом развития личности, максимального выявления, использования индивидуального опыта каждого обучающегося; педагогической поддержки становления личности ребенка, в познании себя; личного практического вклада каждого в дело охраны природы и изучения ее особенностей. На самых первых этапах ее реализации начинается также работа по формированию у обучающихся навыков самостоятельной творческой работы, по приобщению детей к наблюдениям за природными объектами и явлениями.
Содержание данной программы базируется на стыке нескольких предметных областей: экология, география, ботаника, зоология, фенология.
Особенностью программы является ее прикладной характер: занятия направлены на создание условий для оптимальной социальной и творческой реализации личности обучающихся, их интеллектуального и нравственного совершенствования.
Программа имеет практическое, образовательное, исследовательское и краеведческое направление. Она нацелена на углубленное познание органического мира, прежде всего, родного края, развитие интереса детей ко всему живому, природе, обогащение знаний о связях между природными явлениями, воспитание бережного отношения к природе.
Через приобщение детей к разнообразной деятельности в природе, охране и уходу за растениями, развитие первоначального доброжелательного и бережного отношения ко всему живому происходит целенаправленное формирование универсальных учебных действий (УУД): личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных, способствуя формированию внутренней позиции личности, понимающей сложный характер окружающей среды и осознающей свое место в ней.
В зависимости от цели и содержания учебного материала предусмотрены различные формы и методы проведения занятий: занятия – путешествия, творческие мастерские, эвристические беседы, и, конечно же, экскурсии, включающие в себя самостоятельные наблюдения, опыты, решение творческих задач, а также сбор информации путём наблюдений, обобщений, бесед. Практическая направленность осуществляется через исследовательские задания, игровые занятия, практические работы и опытническую работу.
Одним из основных методов обучения являются систематические фенологические наблюдения, раскрывающие экологические взаимосвязи в природе и позволяющие заложить основы экоцентрической картины мира у детей, способствуют осознанному изучению природы родного края, а также являются важнейшим средством углубления естественнонаучных знаний обучающихся.
Средствами эффективного усвоения программы курса являются ролевые, дидактические, имитационные игры, творческие задания, опыты и практические работы, создание экологических проектов, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, моделирование, разработка и создание экологических знаков, экологические акций, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток.
При использовании краеведческого подхода в обучении необходимо учитывать следующее: краеведческая работа дает эффективные результаты в том случае, если в ее организации соблюдаются системность и непрерывность. Принцип системности и непрерывности направлен на последовательное расширение и углубление краеведческих знаний и умений обучающихся. Он предполагает организацию краеведческой работы в определенной плановой системе в течение всего учебного года.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1
Ссылка для цитирования:
Королева Л.А., Кавтарадзе Л.О. КРАЕВЕДЕНИЕ - ОДНО ИЗ ВАЖНЕЙШИХ СРЕДСТВ СВЯЗИ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 136 - 140. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7448 (дата обращения: 26.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*