'
Моржанаева И.Н.
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТМНР *
Аннотация:
статья посвящена формированию базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР. В статье раскрывается состав базовых учебных действий, представлены методы и приемы формирования базовых учебных действий
Ключевые слова:
базовые учебные действия, жизненные компетенции, функции, методы, приемы
УДК 37.048
Моржанаева И.Н.
учитель
Казенное общеобразовательное учреждение
Ханты-Мансийского автономного округа-Югры
«Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся
с ограниченными возможностями здоровья»
(г. Нефтеюганск, Россия)
ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ,
ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТМНР
Аннотация: статья посвящена формированию базовых учебных действий у обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР. В статье раскрывается состав базовых учебных действий, представлены методы и приемы формирования базовых учебных действий.
Ключевые слова: базовые учебные действия, жизненные компетенции, функции, методы, приемы.
Контингент детей, обучающихся в системе специального образования качественно изменяется. Тенденции последних лет связаны с увеличением доли обучающихся с тяжелыми формами умственной отсталости. Федеральным образовательным стандартом для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (далее - Стандарт) определена основная задача обучения данной категории детей - формирование основных жизненных компетенций. Основу жизненных компетенций составляют совокупность базовых учебных действий и предметных результатов. Базовые учебные действия (далее - БУД) -это элементарные и необходимые единицы учебной деятельности, формирование которых обеспечивает овладение содержанием образования обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Вопросы формирования (выбор методов и приемов) БУД у обучающихся с тяжелыми формами умственной отсталости. находятся в настоящее время в стадии разработки и формирования. Этим объясняется их актуальность.
Функции базовых учебных действия заключаются в обеспечение возможностей обучающегося осуществлять учебную деятельность, выполнять учебные задачи, использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности с помощью педагога. Формирование БУД направлено на реализацию следующих задач:
Стандарт определяет следующие виды базовых учебных действий: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные. Личностные учебные действия направлены на принятие обучающимся роли ученика, понимание им на доступном уровне ролевых функций и включение в процесс обучения на основе интереса к его содержанию и организации. Коммуникативные учебные действия обеспечивают способность вступать в коммуникацию со взрослыми и сверстниками в процессе обучения всеми доступными средствами коммуникации. Регулятивные учебные действия обеспечивают успешность обучения. Познавательные учебные действия обеспечивают решение поставленной учебной цели, задачи под руководством педагога.
Обучающиеся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР обучаются по II варианту АООП. Сложности дефекта значительно затрудняют процесс их обучения и сопровождения. Выделим наиболее значимые для овладения учебной деятельностью особенности обучающихся: отсутствие познавательных потребностей, потребности в общении, в выражение эмоций, в самостоятельности, недоразвитие всех сторон речи, несформированность предметных действий. Чем тяжелее степень интеллектуальной недостаточности ребенка, тем труднее формируются у него учебные действия.
Задачи по формированию базовых учебных действий включаются в индивидуальный образовательный маршрут с учетом особых образовательных потребностей обучающихся. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостью, с ТМНР могут лишь частично овладеть БУД.
Формирование базовых учебных действий осуществляет в учебной и внеурочной деятельности (включая коррекционную работу). Это предполагает определенные изменения в организации и содержании учебно-воспитательной, коррекционной работы. Педагогу необходимо установить эмоциональный контакт с обучающимся. Ребенок должен осознавать, что его любят, понимают, всегда готовы ему помочь. Это формирует у него стремление вступать в контакт с окружающими. Необходимы постоянство и непрерывность применяемых воздействий, многократность повторения задания (движения), так как навыки легко утрачиваются без их постоянного закрепления. Следует учитывать, что в содержании уроков и занятий необходимо повторять одни и те же упражнения, постепенно добавляя новые. Выполняемые детьми задания, инструкции должна быть понятны им, направлены на достижение определенной цели, иметь социальную значимость.
При формирования определенных действий педагогом используются следующие виды помощи: разъяснение, показ, задания по подражанию, выделяются следующие этапы:
сопряженная помощь
направляющая помощь (пошаговое выполнение действия)
выполнение действия по образцу
выполнение действия по инструкции поэтапно.
выполнение действия по словесной инструкции
выполнения действия с контролирующей помощью
выполнение действия самостоятельно
Необходимо поощрять самостоятельность, не делать за обучающимся то, что он у может сделать сам.
Для формирования базовых учебных действий в учебном процессе используются технологии, методы, приемы, отвечающие принципам системно - деятельностного подхода: игровые технологии, предметно-практическая деятельность. технологии непосредственно направленные на формирование действий, алгоритмизации обучения, практико-ориентированный характер заданий, рефлексивные технологии.
Виды деятельности обучающихся, направленные на формирование регулятивных базовых учебных действий:
выполнение действия в мыслительной, речевой или материализованной форме (подумать, сосчитать, рассмотреть иллюстрации, таблицы, проанализировать и сравнить, ответить, спросить, соотнести и т.д.);
логические действия на наглядном и доступном вербальном материале в соответствии с индивидуальными возможностями;
планирование действия: что сначала следует сделать, что потом;
работа с алгоритмом, инструкцией;
контроль результата своего действия и действия по ходу выполнения (так ли надо действовать);
исполнение, контроль и оценивании в каждом учебном задании;
контроль по заданному образцу и правилу;
взаимный контроль в совместной деятельности;
рефлексивные моменты: подведение детьми итогов урока, оценка настроения, выявление затруднений, постановка задач будущей работы и пр.
Виды деятельности обучающихся, направленные на формирование
познавательных базовых учебных действий:
выполнение манипуляций с предметами;
установление причинно-следственных связей, представление цепочки действий и явлений поиск лишнего, что раньше и т.д.);
осуществление анализа, сравнения; проведение аналогий;
осуществление интерпретаций рисунков, ситуаций и т.д.;
наблюдения за явлениями окружающей действительности;
использование знаково-символических средств.
Виды деятельности обучающихся, направленные на формирование коммуникативных базовых учебных действий:
Задавать вопросы и отвечать на вопросы (обращаться с вопросом к одноклассникам, отвечать на вопрос о себе, своей деятельности);
обращение к личному опыту (были ли со мной такие же истории, как с ребятами на картинках и т.д.);
участие в коллективных делах, играх
Виды деятельности обучающихся, направленные на формирование личностных базовых учебных действий:
- упражнения, игры, направленные на освоение «роли ученика»;
-освоение способа действия на основе разных видов деятельности, упражнений;
упражнения на ориентировку в социальных ролях;
обращение к личному опыту;
осуществление интерпретаций рисунков, ситуаций и т.д.
рефлексия (оценка настроения).
Формирование базовых учебных действий у обучающихся с у обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью и ТМНР процесс сложный, трудности овладения у части обучающихся связаны с тяжестью и структурой нарушений психического развития. Поэтому вопросы отбора эффективных методов, приемов их формирования и развития актуальны в специальном образовании.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Morzhanaeva I.N.
teacher
Nefteyugansk Boarding School for students with disabilities
(Nefteyugansk, Russia)
FORMATION OF BASIC TRAINING ACTIONS
STUDENTS WITH MODERATE,
SEVERE MENTAL RETARDATION
Abstract: the article is devoted to the formation of basic educational actions for students with moderate, severe mental retardation and TMNR. The article reveals the composition of basic educational actions, presents methods and techniques for the formation of basic educational actions.
Keywords: basic learning activities, life competencies, functions, methods, techniques.
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1
Ссылка для цитирования:
Моржанаева И.Н. ФОРМИРОВАНИЕ БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМЕРЕННОЙ, ТЯЖЕЛОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ И ТМНР // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 152 - 158. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7451 (дата обращения: 29.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*