'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 1
  4. Научная статья № 31

Просмотры  57 просмотров

Голубцова Д.Д.

  


АРБИТРАЖНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ *

  


Аннотация:
в статье рассмотрены особенности арбитражных процедур урегулирования межгосударственных экономических споров, обозначена правовая база, проведено разграничение между видами арбитража, описаны преимущества и недостатки международного арбитража, а также определены актуальные проблемы международного арбитража в контексте урегулирования межгосударственных экономических споров   

Ключевые слова:
арбитражные процедуры, урегулирование межгосударственных экономических споров, международный арбитраж, особенности арбитражных процедур, проблемы международного арбитража   


DOI: 10.24412/2712-8849-2023-360-176-185

УДК 34

Голубцова Д.Д.

студент, 4 курс бакалавриата, ИПНБ, юриспруденция

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

АРБИТРАЖНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ

МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ

 

Аннотация: в статье рассмотрены особенности арбитражных процедур урегулирования межгосударственных экономических споров, обозначена правовая база, проведено разграничение между видами арбитража, описаны преимущества и недостатки международного арбитража, а также определены актуальные проблемы международного арбитража в контексте урегулирования межгосударственных экономических споров.

 

Ключевые слова: арбитражные процедуры, урегулирование межгосударственных экономических споров, международный арбитраж, особенности арбитражных процедур, проблемы международного арбитража.

 

Межгосударственные экономические споры - это споры между двумя или более государствами или их правительствами, затрагивающие экономические интересы или коммерческие отношения. Эти споры могут возникать, по различным причинам, в частности, из-за толкования норм, содержащихся в контрактах, нарушения торговых соглашений или споров о природных ресурсах. Разрешение межгосударственных экономических споров зачастую бывает сложным и трудным процессом из-за различных правовых систем участников спора, культурных различий и политических соображений.

Арбитраж представляет собой форму разрешения споров, при которой стороны соглашаются передать свой спор на рассмотрение одного или нескольких арбитров, которые примут обязательное для исполнения сторон решение. Одним из основных преимуществ арбитража является то, что это частный процесс, что означает, что стороны могут сохранить конфиденциальность разбирательства. Это особенно важно в рамках межгосударственных экономических споров, поскольку публичное раскрытие деталей спора может нанести ущерб репутации вовлеченных правительств или иметь негативные последствия для их коммерческих интересов. Еще одним преимуществом арбитража является то, что это гибкий процесс, который может быть адаптирован к потребностям сторон. Стороны могут выбрать арбитров, место проведения, язык и правила процедуры. Это может помочь обеспечить справедливость и эффективность процесса, а также повысить вероятность получения желаемого результата.

Однако арбитраж имеет и некоторые недостатки. Одним из основных является то, что арбитры могут не обладать тем же уровнем знаний или опыта, как судьи в национальных судах, что может привести к менее предсказуемому или менее квалифицированному решению. Другая проблема заключается в том, что стороны могут не иметь таких же прав на апелляцию или пересмотр, как в национальных судах, что может затруднить оспаривание неблагоприятного решения. Кроме того, расходы на арбитраж могут быть высокими, особенно если стороны предпочитают привлекать узкоспециализированных арбитров или юристов.

Перейдем к вопросу правового регулирования международного арбитража.

Правовая основа международного арбитража базируется на международных конвенциях и национальных законах. Основной международной конвенцией является Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений (Нью-Йоркская конвенция), которая была принята более чем 160 странами. Данный акт предусматривает признание и приведение в исполнение арбитражных решений в странах, подписавших ее, что облегчает сторонам приведение в исполнение результатов арбитражного разбирательства, а также устанавливает требования к действительному арбитражному соглашению, которые включают требование о согласии сторон передать свой спор в арбитраж.

Следующими актами регулирования выступают Европейская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1961 года, она затрагивает вопрос арбитражных соглашений, арбитражного процесса в целом и специфики арбитражных решений и Межамериканская конвенция о международном коммерческом арбитраже 1975 года, которая имеет некоторые сходства с Нью-Йоркской и предусматривает, в том числе, презумпцию обязательности исполнения арбитражных соглашений и решений.

Правила арбитражного разбирательства также подробно описываются в Гаагских конвенциях 1907 года и в Общем акте 1928 года.

Также необходимо обратить внимание на институциональные правила, которые содержат рекомендации по ведению арбитражного разбирательства. Например, Международная торговая палата (МТП) опубликовала регламент международного коммерческого арбитража, который содержит рекомендации по назначению арбитров, ведению разбирательства и форме арбитражного решения. Правила различных учреждений отличаются, и стороны должны тщательно продумать, какое учреждение использовать, исходя из своих конкретных потребностей и интересов.

Еще одним важнейшим источником выступает международный договор. Это связано с тем, что договорная форма предоставляет возможность сторонам точно сформулировать правомочия и обязательства сторон, что выступает основой единообразного толкования и применения норм, примером выступает Соглашение Международного Валютного Фонда 1944 года, Генеральное соглашение по тарифам и торговле 1947 года (ГАТТ), Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о воздушном сообщении 1994 года и др.

Таким образом, перечень источников международного права, которые были приведены выше и закрепляют принципы и правила рассмотрения межгосударственных споров, не является исчерпывающим. К источникам еще можно причислить решения и резолюции международных организаций, которые играют большую роль в установлении норм международного права, односторонние акты государств, которые возлагают на государства определенное обязательство поступать согласно заявленному ранее, а также международно-правовые обычаи.

Перейдем к рассмотрению видов арбитража и их особенностей.

Существует несколько видов арбитража, которые могут быть использованы для разрешения межгосударственных экономических споров: арбитраж ad hoc и институциональный арбитраж.

Арбитраж ad hoc - это разовая форма арбитража, которая не управляется каким-либо учреждением, а правила его проведения согласовываются между сторонами. Арбитраж ad hoc часто используется при решении межгосударственных экономических споров, поскольку он обеспечивает большую гибкость в отношении выбора арбитров, места проведения и правил процедуры. Однако арбитраж ad hoc в то же время может быть более сложным в управлении, поскольку стороны должны согласовать все аспекты арбитражного процесса, так как при таком виде арбитража отсутствует определенный регламент, стороны при желании лишь имеют право сослаться на регламент уже действующего институционального международного коммерческого арбитража либо на типовой арбитражный регламент.

Институциональный арбитраж - это форма арбитража, которая управляется таким учреждением, как Международная торговая палата или Американская арбитражная ассоциация. Этот вид арбитража часто предпочитают стороны в коммерческих спорах, поскольку он обеспечивает определенный уровень организации и структуры арбитражного процесса. Институциональные арбитражные правила разработаны для обеспечения эффективности, справедливости и предсказуемости. Этот вид арбитража действует непрерывно, не прекращая своего существования после разрешения конкретного спора. Учреждается в соответствии с нормами конкретных международных соглашений или в соответствии с общей арбитражной договоренностью между отдельными государствами.

Одним из основных преимуществ институционального арбитража является то, что учреждение, управляющее арбитражем, предоставляет нейтральную третью сторону для надзора за процессом. Это помогает обеспечить справедливое и беспристрастное проведение процедуры международного арбитража. Учреждение также оказывает административную поддержку, которая может включать составление расписания слушаний, ведение переписки и издание процессуальных актов.

Еще одним преимуществом институционального арбитража является то, что он обеспечивает основу для проведения арбитража. Регламент учреждения обычно охватывает такие важные процедурные вопросы, как назначение арбитров, проведение арбитражных слушаний и исполнение арбитражного решения. Это помогает обеспечить последовательное проведение арбитража, что может быть особенно важно в случае сложного предмета межгосударственных коммерческих споров.

Институциональный арбитраж также часто предпочитают стороны, поскольку он может облегчить приведение в исполнение арбитражного решения. Большинство регламентов институционального арбитража предусматривают, что решение является окончательным и обязательным, и в каждой из организаций, как правило, предусмотрены процедуры, способствующие исполнению решения в случае, если одна из сторон не выполнила его в обусловленный срок.

Несмотря на многочисленные преимущества, институциональный арбитраж имеет свои недостатки. Одним из основных критических замечаний в адрес институционального арбитража является то, что он может быть более дорогостоящим, чем арбитраж ad hoc, где стороны назначают арбитров и устанавливают собственные процедуры. Это связано с тем, что учреждение, управляющее арбитражем, обычно взимает высокую плату за свои услуги.

Кроме того, стороны могут посчитать, что институциональный арбитраж может быть излишне формальным или бюрократическим и поэтому может быть не самой подходящей формой разрешения споров. В конечном итоге, выбор того, использовать ли институциональный арбитраж или арбитраж ad hoc, будет зависеть от конкретных потребностей сторон и характера спора.

Арбитраж является популярным методом разрешения споров в международных экономических отношениях, однако использование арбитражных процедур для решения межгосударственных экономических споров не лишено проблем.

Далее мы можем перейти к обсуждению некоторых существующих проблем арбитражных процедур разрешения межгосударственных экономических споров.

Первой проблемой выступает ограниченность сферы применения арбитражных соглашений. Во многих случаях межгосударственные экономические соглашения предусматривают арбитраж только для определенных видов споров, таких как споры о толковании или применении соглашения. Это оставляет без внимания другие виды споров, которые могут возникнуть в ходе экономических отношений между государствами, например, споры о нарушении договора или нарушении прав интеллектуальной собственности. Эта особенность может привести к фрагментарной и неэффективной системе разрешения споров, а также к стремлению сторон разрешить свои споры на более выгодной для них площадке, а не на той, которая была оговорена в соглашении первоначально.

Вторая проблема заключается в отсутствии прозрачности арбитражного разбирательства. В отличие от судебного разбирательства, арбитражное разбирательство является частным и конфиденциальным. Это может затруднить для третьих сторон оценку справедливости и беспристрастности арбитров, а также качества правовых аргументов, представленных сторонами.

Отсутствие прозрачности может также подорвать легитимность арбитража как средства разрешения межгосударственных экономических споров. Если общественность не уверена в справедливости и беспристрастности арбитражного процесса, она может не принять результаты арбитражных решений.

В качестве третьей проблемы необходимо обозначить отсутствие возможности приведения арбитражных решений в исполнение. Хотя арбитражные решения обязательны для исполнения сторон, универсального контрольного механизма над их исполнением на данный момент не существует. Вместо этого стороны должны полагаться на национальные суды той страны, где было вынесено решение или где у стороны, проигравшей спор, есть активы.

Это может быть проблемой в межправительственных экономических спорах, где проигравшей стороной может быть государство или межправительственная организация, обладающая значительными активами за пределами юрисдикции, в которой было вынесено арбитражное решение. В таких случаях исполнение арбитражного решения может быть затруднено или даже невозможно.

Четвертая проблема - высокие расходы на арбитраж. Арбитраж может быть дорогостоящим, особенно если предмет спора сложный и интересы стороны представляют известные юристы. Это может стать существенным барьером для небольших государств, которые могут не располагать ресурсами для участия в арбитражном разбирательстве.

Помимо этого, высокая стоимость арбитража также может привести к задержкам в разрешении споров. Если одна из сторон не в состоянии оплатить свою часть расходов, арбитраж может быть приостановлен или прекращен, оставив другую сторону без разрешения спора.

Арбитражные процедуры стали популярным средством разрешения межгосударственных экономических споров. Эти процедуры являются альтернативным способом разрешения споров, который может быть более эффективным и в некоторых случаях менее затратным, чем традиционные судебные разбирательства. Позволяя сторонам выбирать желаемых арбитров и устанавливать собственные правила процедуры, арбитраж обеспечивает индивидуальный подход к разрешению споров.

Однако, как и любой механизм, международный арбитраж имеет нерешенные проблемы. Эти проблемы включают ограниченную сферу применения арбитражных соглашений, отсутствие прозрачности, отсутствие возможности принудительного исполнения, но в то же время арбитражные процедуры обладают существенными преимуществами, к ним относятся принцип состязательности и равноправия сторон, на котором базируется арбитражный механизм, конфиденциальность спора и гибкий процесс его проведения. Важной особенностью арбитражных процедур является то, что они создают реальную возможность для участников международного экономического оборота в процессе юридической защиты своих прав и интересов обеспечить не только формальное равенство при разрешении споров, но и фактическое.

Кроме того, арбитраж также может помочь сохранить отношения между сторонами, поскольку он позволяет избежать конфронтационного характера судебных разбирательств. Использование арбитража при разрешении межгосударственных споров становится все более распространенным явлением, многие международные организации и соглашения требуют или поощряют его использование.

Однако важно отметить, что эффективность арбитража зависит от готовности сторон добросовестно участвовать в процессе. Именно поэтому необходимо тщательно рассмотреть конкретные обстоятельства каждого спора, прежде чем принимать решение о проведении арбитража.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абашидзе А. Х. Международное право. Мирное разрешение споров : учебное пособие для бакалавриата и магистратуры / А. Х. Абашидзе, А. М. Солнцев. — 3-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 221.
  2. Аникин. А. В. Международный экономический аспект / А.В. Аникин. - М.: Международные отношения; Издание 2-е, перераб. и доп., 2018. – С. 109.
  3. Ашавский Б.М. Основные принципы международного права – нормативная основа международного экономического правопорядка. // Евразийский юридический журнал. 2016, №1(92). – С. 71.
  4. Вельяминов Г.М. Международное экономическое право и процесс (Академический курс): Учебник / Российская академия наук. Институт государства и права; Академический правовой университет; Г.М. Вельяминов. – М.: Волтерс Клувер, 2004. – XVIII. – С. 478.
  5. Европейская конвенция о внешнеторговом арбитраже - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://sccinstitute.com/media/69151/euro_convention_on_arbitration_ru.pdf (дата обращения 25.02.2023).
  6. Общий акт о мирном разрешении международных споров - [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://consultant.parus.ua/?doc=03DFZ09181 (дата обращения 24.02.2023).
  7. Конвенция Организации Объединенных Наций о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений - [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://uncitral.un.org/ru/texts/arbitration/conventions/foreign_arbitral_awards (дата обращения 25.02.2023).
  8. Матвеева Т. Д. Международное право: учебник для академического бакалавриата / Т. Д. Матвеева. — 2-е изд., пер. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. – С. 371.

 

Golubtsova D.D.

student, 4th year

Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration

(Moscow, Russia)

 

ARBITRATION PROCEDURES FOR SETTLEMENT

OF INTERSTATE ECONOMIC DISPUTES

 

Abstract: the article examines the features of arbitration procedures for the settlement of interstate economic disputes, identifies the legal framework, distinguishes between types of arbitration, describes the advantages and disadvantages of international arbitration, and identifies the current problems of international arbitration in the context of the settlement of interstate economic disputes.

 

Keywords: arbitration procedures, settlement of interstate economic disputes, international arbitration, features of arbitration procedures, problems of international arbitration.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Голубцова Д.Д. АРБИТРАЖНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СПОРОВ // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 176 - 185. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7454 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7454



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.