'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 1
  4. Научная статья № 32

Просмотры  64 просмотров

Копытов Н.А., Цепелев В.Ф.

  


ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ *

  


Аннотация:
борьба с организованной преступностью требует объединения усилий всех государств, поэтому международное сотрудничество правоохранительных органов является одним из важнейших вопросов права   

Ключевые слова:
органы внутренних дел, организованная преступность, взаимодействие, правоохранительные органы, Интерпол   


УДК 34.08

Копытов Н.А.

слушатель 2 факультета (подготовки руководителей (начальников) территориальных органов МВД России)

Академия управления МВД России

(г. Москва, Россия)

 

Цепелев В.Ф.

доктор юридических наук, профессор,

Академия управления МВД России

(г. Москва, Россия)

 

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ

С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ

 

Аннотация: борьба с организованной преступностью требует объединения усилий всех государств, поэтому международное сотрудничество правоохранительных органов является одним из важнейших вопросов права.

 

Ключевые слова: органы внутренних дел, организованная преступность, взаимодействие, правоохранительные органы, Интерпол.

 

Международное сотрудничество в борьбе с преступностью является важным направлением уголовной политики, разрабатываемым и реализуемым на глобальном, региональном и национальном уровнях. Борьба с организованной преступностью в данном случае рассматривается как часть единого правового явления и заслуживает самого пристального внимания.

В международных отношениях между правоохранительными органами России и зарубежных стран используются различные формы взаимодействия, в том числе:

1) обмен информацией;

2) выдача преступника (выдача);

3) международный розыск лиц;

4) выполнение поручений по запросу;

5) проведение совместных оперативно-розыскных мероприятий.

Особое значение для России имеет сотрудничество с государствами-участниками Содружества Независимых Государств. Положительную динамику развития и совершенствования международного сотрудничества можно проиллюстрировать следующими цифрами.

Главный информационно-аналитический центр» МВД России в своем докладе «Состояние преступности в Российской Федерации за январь-ноябрь 2021 года» представил следующие данные о динамике организованной преступности: «Организованные группы или преступными сообществами совершено 20,2 тыс. тяжких и особо тяжких преступлений (+25,1%), а их доля в общем количестве расследованных преступлений данных категорий увеличилась с 8,1% в январе-ноябре 2020 года до 9,5%.

В ходе межгосударственного оперативно-профилактического мероприятия «Розыск» задержано почти 3000 подозреваемых.

В ходе мероприятия сотрудники полиции обнаружили 1610 пропавших без вести. Задержано 2943 подозреваемых, находящихся в розыске за совершение преступных деяний, в том числе 448 за совершение тяжких и особо тяжких преступлений».

На территории Российской Федерации задержано 212 человек, находящихся в розыске органов внутренних дел (полиции) государств-участников СНГ. Добавляется, что на территории стран-участниц СНГ выявлено 108 человек, разыскиваемых российскими правоохранительными органами.

Формы взаимодействия по уголовным делам о преступлениях, совершенных организованными группами или преступными сообществами (преступными организациями), обычно взаимосвязаны. Например, эффективный обмен информацией часто влечет за собой необходимость совместного проведения оперативно-розыскных мероприятий на территориях разных стран.

В целях укрепления и расширения международного сотрудничества в борьбе с организованной преступностью необходимо некоторое отступление взаимодействующих сторон от соблюдения принципа государственного суверенитета в сфере правоохранительной деятельности, что могло бы сделать его более эффективным, ликвидировать те преимущества, которые преступные организации, а преступники, нарушающие принцип суверенитета, осуществляют трансграничные преступные операции. Этому также может способствовать национальное законодательство.

Бельгия стала первой страной, национальное законодательство которой ввело ограничения на экстрадицию лиц, преследуемых за политические преступления. Ее примеру последовали Великобритания, Нидерланды, Франция, Германия и другие.

Так, в пункте «а» части 1 ст. Статья 6 Закона Великобритании об экстрадиции устанавливает, что никто не может быть выдан или задержан для выдачи другому государству, если компетентные органы считают, что преступление, в котором оно обвиняется или осуждено, носит политический характер. Не являются исключением в этом отношении и государства ближнего зарубежья. Так, например, согласно ст. 3.1.3 Закона Азербайджанской Республики «О экстрадиции (выдаче)» в выдаче лица отказано, если деяние, совершенное запрашиваемым лицом, на которое страна ссылается как на основание для выдачи, признано Азербайджанской Республики как преступление политического характера. При этом целью исключения выдачи лиц, совершивших политическое преступление, является недопущение выдачи, которая может повлечь за собой необъективное уголовное преследование и наказание лица, вызванное соображениями политического характера, а также недопущение Азербайджана от вмешательства во внутриполитические конфликты других государств.

Таким образом, борьба с преступностью тесно связана с политикой и суверенитетом государства. В ряде случаев можно наблюдать решение политических вопросов, а также чрезмерное ограничение вмешательства других стран во внутренние дела страны в ущерб решению проблем борьбы с организованной преступностью.

На территории Российской Федерации продолжено сотрудничество с международными организациями и правоохранительными структурами, действующими под эгидой СНГ, ООН, ШОС, ОДКБ.

В 2021 году осуществлялся информационный обмен и координировались международные полицейские операции, оперативно-профилактические, оперативно-розыскные и следственные мероприятия. Оказана поддержка при исполнении международных следственных приказов и запросов о правовой помощи по уголовным делам.

Продолжалась деятельность рабочих групп по координации взаимодействия в сфере противодействия транснациональной преступности, незаконной миграции и приграничного сотрудничества.

Совершенствовались правовые основы взаимодействия с правоохранительными органами иностранных государств. МВД России обеспечило подписание 7 международных договоров (в дистанционном формате), в том числе касающихся информационного взаимодействия, борьбы с незаконным оборотом наркотиков, формирования совместных информационно-координационных центров органов внутренних дел, а также софинансирование, медицинское обеспечение и санаторно-курортное лечение.

В сфере борьбы с транснациональной преступностью органы внутренних дел взаимодействовали с Генеральным секретариатом Международной организации уголовной полиции – Интерполом и правоохранительными органами стран-членов этой организации.

Участие в ряде мероприятий и проектов, проводимых под эгидой Интерпола. В 2020 году НЦБ Интерпола МВД России и его территориальные подразделения обеспечили информационное сопровождение 39,1 тыс. уголовных дел и 4,4 тыс. дел оперативного учета.

Наиболее интенсивное взаимодействие с зарубежными коллегами велось по преступлениям в сфере экономики, розыску угнанных транспортных средств и преступлениям против личности.

По каналам Интерпола были розыски около 8,3 тыс. (+12,4%) обвиняемых (подозреваемых) и 264 (+12,3%) пропавших без вести. В международный розыск объявлены 1,2 тысячи преступников и 59 пропавших без вести. За рубежом установлено местонахождение 228 фигурантов, задержано 166, в том числе 20 разыскиваемых за убийства, 47 за мошенничество, 17 за наркопреступления.

Найдено 6 пропавших без вести. С помощью системы удаленного доступа к информационным ресурсам НЦБ и Генерального секретариата Интерпола проверено более 56,4 млн объектов (2019: 92,1 млн), в том числе 47,3 млн физических лиц, 2 млн автомобилей, 7,1 млн документов.

Таким образом, рассмотрение некоторых вопросов международного сотрудничества правоохранительных органов в борьбе с организованной преступностью показывает его многоаспектность и в то же время указывает на ряд еще не решенных проблем совершенствования этой деятельности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс» (дата обращения: 25.03.2022).
  2. Бирюков П. Н. Российское законодательство о выдаче преступников: проблемы и перспективы / П. Н. Бирюков // Московский журнал международного права. 2000. № 4. С. 186–193.
  3. Волеводз А. Г. Границы свободы и неприкосновенности в уголовном судопроизводстве: Замечание общего порядка № 35 Комитета по правам человека ООН / А. Г. Волеводз // Библиотека криминалиста. Научный журнал. 2017. № 3(32). С. 32–41.
  4. Цепелев В.Ф. Уголовно-правовые, криминологические и организационные аспекты международного сотрудничества в борьбе с преступностью: Дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2001. С. 11.

 

Kopytov N.A.

student of the 2nd faculty (training of heads (chiefs)

of territorial bodies of Ministry of Internal Affairs of Russia)

Academy of Management of

Ministry of Internal Affairs of Russia

(Moscow, Russia)

 

Tsepelev V.F.

Doctor of Law, Professor,

Academy of Management of

Ministry of Internal Affairs of Russia

(Moscow, Russia)

 

TRANSNATIONAL COOPERATION

LAW ENFORCEMENT AGENCIES

IN FIGHT WITH ORGANIZED CRIME

 

Abstract: the fight against organized crime requires the joint efforts of all states, therefore international cooperation of law enforcement agencies is one of the most important issues of law.

 

Keywords: internal affairs bodies, organized crime, interaction, law enforcement agencies, Interpol.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Копытов Н.А., Цепелев В.Ф. ТРАНСНАЦИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ОРГАНИЗОВАННОЙ ПРЕСТУПНОСТЬЮ // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 186 - 191. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7455 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7455



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.