'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 1
  4. Научная статья № 33

Просмотры  71 просмотров

Ситдикова Э.М.

  


ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются некоторые особенности деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации   

Ключевые слова:
права человека, права гражданина, прокурорский надзор, полномочия прокурора, защита прав человека   


УДК 343.35

Ситдикова Э.М.

студентка 3 курса магистратуры

Российская академия народного хозяйства и государственной службы

при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО ЗАЩИТЕ

ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются некоторые особенности деятельности прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

 

Ключевые слова: права человека, права гражданина, прокурорский надзор, полномочия прокурора, защита прав человека.

 

Защита прав и свобод человека и гражданина в современное время является важнейшей задачей. Объясняется это тем, что основные права и свободы регламентированы в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах. При этом совокупность прав и свобод – это ключевой элемент правового статуса личности, которому необходимо уделять пристальное внимание.

От эффективности реализации прав и свобод человека зависит успешность процесса укрепления правопорядка. В этих целях необходима системная деятельность государственных органов, в том числе и органов обеспечения правопорядка. В современном механизме государственного регулирования на большое число государственных органов возложены обязанности по обеспечению защиты прав и свобод человека. Важное значение при этом имеет деятельность прокуратуры в данной сфере.

Говоря о регламентации комплекса прав и свобод человека и гражданина, стоит отметить, что задачи по их защите считаются ключевыми в системе функций государства. Определяется это тем, что их формальной регламентации недостаточно. Очень важным является то, чтобы в общественном правосознании укоренилось восприятие прав и свобод человека и гражданина как высшей ценности в системе человеческих ценностей. Несмотря на то, что в данном направлении разными государственными органами предпринимаются значительные усилия, в современное время существует ряд проблемных вопросов, связанных с защитой прав и свобод человека. Е. А. Лукашева отмечает, что обеспечения прав человека является обязанностью всех ветвей государственной власти. При этом, как она поясняет, эффективность реализации государством данной обязанности оказывает прямое влияние на степень стабильности и устойчивости общества. В случае пренебрежения государством правами и свободами человека, может возникнуть ситуация общественной напряженности. В результате этого, очевидно, возникнут негативные последствия [4, 204-207].

В Федеральном законе «О прокуратуре Российской Федерации» также регламентируется рассматриваемый институт [2]. Так, наличие в данном законе отдельной главы, посвященной прокурорскому надзору за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, свидетельствует о том, что публичной властью данной проблеме уделяется значительное внимание. Также становится очевидным, что в данной сфере органы прокуратуры играют важную роль.

Указом Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» определено то, что органы прокуратуры, как и другие государственные органы, обязаны реализовывать государственную политику, направленную на защиту прав и свобод человека, регламентированных в Конституции РФ и иных нормативных правовых актах [3].

Следовательно, значимость прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина определяется тем, что в статье 2 Конституции РФ права и свободы человека рассматриваются в качестве наивысшей ценности. В связи с этим, государство в лице государственных органов и должностных лиц обязано в максимальной степени соблюдать и защищать права и свободы человека.

Особенности деятельности прокурора в рассматриваемой сфере определяются тем, что он осуществляет проверку:

  1. соответствия актов, издаваемых исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, положениям Конституции РФ и иным нормативным правовым актам;
  2. соблюдение законов, в том числе положений Конституции РФ, касающихся регламентации прав и свобод человека.

Реализация возложенных на прокурора полномочий направлена на достижение полного соблюдения прав и свобод человека. При этом их обязаны соблюдать как государственные и муниципальные органы, так и все иные должностные лица. Кроме того, прокурор должен следить за тем, чтобы незаконные и неправомерные нормативные правовые акты своевременно отменялись. В случае установления таких фактов прокурор также должен обеспечить в рамках своих полномочий привлечение к юридической ответственности лиц, которые допустили те или иные нарушения в данной сфере.

Как отмечает О. М. Громова, в современное время в России функционирует система государственных органов, в которую входят контролирующие, правоохранительные и судебные органы. Их деятельность ориентирована на то, чтобы должны образом обеспечивались и защищались права и свободы человека и гражданина [8, 93-104].

Следует отметить, что сам по себе институт защиты прав и свобод человека состоит из ряда структурных элементов. Так, действующим законодательством определены отдельные категории граждан, чьи права необходимо защищать в первую очередь. Речь идет о тех категориях людей, которые по тем или иным причинам попали в сложные жизненные ситуации. К таковым, в первую очередь, следует отнести инвалидов, пожилых людей, сирот, матерей-одиночек и так далее. Наряду с ними, в защите прав и свобод нуждаются и другие категории граждан, например, военнослужащие, сотрудники различных правоохранительных органов. Особый правовой статус последних определяется тем, что в силу специфики служебной деятельности на них возложенные особые обязанности, исполнение которых зачастую приводит к проблемам со здоровьем и так далее.

Таким образом, главная задача прокурорского надзора в данной сфере сводится к обеспечению исполнения положений Конституции РФ, эффективности осуществления правовой защиты прав и свобод человека. При этом важнейшее значение имеет своевременность и оперативность выявления и пресечения нарушения соответствующими субъектами законов. Это необходимо для того, чтобы укреплять законность и укоренить в общественном правосознании мысль о реальной действенности современной системы защиты прав и свобод человека.

Важно понимать обширность прокурорского надзора в данной сфере, так как он включает проверку деятельности всех министерств, органов местного самоуправления, предприятий и организаций. Наличие такого широкого круга субъектов, деятельность которых проверяется прокурором, объясняется тем, что в действующем законодательстве регламентировано большое числе прав и свобод человека [4, 204-207].

Экономические, политические, культурные или экологические права могут реально реализовываться лишь в том случае, если они четко гарантированы государством. Однако в практической деятельности реализация личных прав зачастую не отличается полным соответствием действующему законодательству. Это является весьма негативным явлением, свойственным многим правопорядкам. Вместе с тем, деятельность прокурора в рассматриваемой сфере должна быть направлена на решение наиболее значимых проблем.

В части 4 статьи 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» определено, что в случае выявления нарушения прав человека, защищаемых гражданским законодательством, если пострадавший по причине возраста, состояния здоровья и иных обстоятельств не может лично защищать свои права или же имеет место быть нарушение прав большой части граждан или же нарушение имеет массовый характер, прокурор уполномочен предъявлять и поддерживать иск в интересах пострадавших в ходе гражданского или арбитражного судопроизводства [5, 43].

На основе этого можно заключить, что в современное время прокурор в некоторой степени ограничен в участии в гражданском процессе ввиду явного сужения его полномочий. Так, полномочия прокурора ограничиваются принципом защиты прав определенного круга лиц, для защиты которых прокурор вправе обращаться в суд. При этом такой принцип регламентирован Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

В практической деятельности возникают ситуации, когда прокурорский надзор направлен на обеспечение прав и свобод конкретного круга лиц. Однако в результате этого значительно ограничиваются полномочия прокурора, что приводит к невозможности защиты прав и свобод человека в полной мере. Конечно, защита прав и свобод отдельных наиболее уязвимых групп населения важна, однако это не должно приводить к умалению значимости защиты прав и свобод других граждан. Это подтверждается тем, что Россия, в соответствии с Конституцией РФ, является социальным государством. То есть, публичная власть должна обеспечивать улучшение уровня жизни граждан. Очевидно, данная задача не возложено лишь на органы прокуратуры, однако прокурор также должен принимать участие в данной деятельности.

Отметим, что Генеральным прокурором РФ определяются ключевые направления прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека.  Поэтому прокурорский надзор в данной сфере должен быть ориентирован на решение наиболее значимых и острых проблем. Например, в современное время довольно много проблем возникает по поводу реализации трудовых прав граждан. В практической деятельности зачастую работодатель допускает увольнение женщин, находящихся в отпуске по уходу за ребенком. Также не редки случаи, когда работодатель отправляет работников в отпуск, не выплачивая при этом заработную плату [6, 3-6].

В данном случае проблема заключается в том, что работники довольно редко обращаются в суд для защиты своих трудовых прав, так как они находятся в прямой зависимости от работодателя, который может ухудшить их положение. В связи с этим, при возникновении подобных ситуаций защиту прав граждан может обеспечивать прокурор. Совершенствованию прокурорского надзора в рассматриваемой сфере препятствует наличие ряда проблем, так как действующим законодательством ограничен круг лиц, за защитой прав которых прокурор вправе обращаться в суд. Соответственно, подобные ограничения полномочий прокурора приводит к негативным последствиям.

Следовательно, основной целью прокурорского надзора, за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, должно служить достижение такого баланса, при котором права и свободы граждан будут иметь реальное соблюдение всеми должностными лицами, правоохранительными органами, а граждане, в свою очередь, будут иметь уверенность в оказании защиты своих прав и свобод [7, 35-39].

Таким образом, в настоящее время практическая реализация прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина может быть усовершенствована путем наделения прокурора более широкими полномочиями, в том числе и права обращаться за защитой трудовых прав более широкого круга лиц. Экономические, политические, культурные и другие права граждан могут быть в полной мере реализованы лишь в случае надежного обеспечения личных прав граждан. По этой причине весьма важной задачей в современное время является исследование проблем, посвященных реализации и обеспечению личных прав и свобод человека и гражданина.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992.
  3. Указ Президента РФ от 19.12.2012 № 1666 (ред. от 06.12.2018) «О Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» // Собрание законодательства РФ, 24.12.2012, № 52, ст. 7477.
  4. Ахмедов Р. А. Роль прокуратуры РФ в защите прав и свобод человека и гражданина в современных условиях // Новая наука: от идеи к результату. 2017. № 2. – С. 204-207.
  5. Братановский С. Н. Прокуратура Российской Федерации в механизме защиты конституционных прав и свобод человека и гражданина: монография. – Саратов, 2018. – 244 c.
  6. Воробьев С. Д. Защита трудовых прав граждан органами прокуратуры // Законность. 2019. № 4. – С. 3-6.
  7. Габоев А. Б. Защита прав и свобод человека – важнейший составной элемент при осуществлении государственной национальной политики // Государство и право. 2018. № 1. – С. 35-39.
  8. Громова О. М. Права и свободы человека и гражданина как одно из приоритетных направлений деятельности органов прокуратуры // Стратегическое управление: теория, практика, проблемы: материалы 14-й Региональной научнопрактической конференции. – Владимир, 2017. № 3. – С. 93-104.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ситдикова Э.М. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПРОКУРАТУРЫ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 192 - 199. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7456 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7456



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.