'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 1
  4. Научная статья № 34

Просмотры  91 просмотров

Ситдикова Э.М.

  


СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются особенности прокурорского надзора за исполнением законов. При этом проанализированы особенности прокурорского надзора за исполнением законов по отдельным направлениям   

Ключевые слова:
прокурорский надзор, исполнение законов, полномочия прокурора, органы прокуратуры   


УДК 343.35

Ситдикова Э.М.

студентка 3 курса магистратуры

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

(г. Москва, Россия)

 

СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА

ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ

 

Аннотация: в статье рассматриваются особенности прокурорского надзора за исполнением законов. При этом проанализированы особенности прокурорского надзора за исполнением законов по отдельным направлениям.

 

Ключевые слова: прокурорский надзор, исполнение законов, полномочия прокурора, органы прокуратуры.

 

Актуальность исследования правовой природы прокурорского надзора за исполнением законов определяется как многогранностью данного явления, так и его значимостью. В действующей Конституции РФ регламентировано, что Россия является правовым, демократическим государством. Для реализации данных ключевых основ сформирован и функционирует механизм государственного управления. Кроме того, действует принцип разделения властей, в соответствии с которым государственная власть включает в себя исполнительную, судебную и законодательную власть. В соответствии с этим, государственные органы, осуществляющие определенный вид государственной власти наделены определенной компетенцией. Очевидно, в современное время существует достаточное количество проблем на пути становления России в полной мере правовым государством. Именно поэтому надлежащее исполнение законов, принимаемых законодательными государственными органами, приобретает такую значимость.

Ключевую роль в контроле над исполнением законов в Российской Федерации играют органы прокуратуры. Отметим, что Прокуратура РФ не относится ни к одной из ветвей государственной власти и осуществляет надзорные функции. При этом органы прокуратуры наделены весьма обширными полномочиями при осуществлении надзорной деятельности. Соответственно, прокурор при выявлении факта нарушения или ненадлежащего исполнения того или иного закона, правомочен реагировать, реализую особые полномочия, которыми он наделен действующим законодательством.

Необходимо понимать, что формулировка «контроль за исполнением законов» понимается в буквальном смысле, так как, в соответствии с ч. 2 ст. 1 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» понятие «законы» включает следующие нормативные правовые акты:

  1. Конституция РФ;
  2. федеральные конституционные законы;
  3. федеральные законы;
  4. постановления Правительства РФ;
  5. указы Президента РФ;
  6. ведомственные акты министерств и иных исполнительных органов государственной власти;
  7. нормативные правовые акты, которые издаются представительными (законодательными) и исполнительными органами государственной власти субъектов РФ;
  8. нормативные акты органов местного самоуправления [2].

При этом важно понимать, что осуществляется не только надзор за тем, как те или иные органы государственной власти исполняют законы, но и непосредственно законность издаваемых нормативных правовых актов разного уровня. Соответственно, деятельностью органов прокуратуры обеспечивается единое законное пространство. Заслугой органов прокуратуры является оспаривание огромного числа нормативных правовых актов государственных органов разного уровня, которые были приняты с нарушением действующего законодательства, в том числе Конституции РФ. Отметим, что зачастую тот или иной нормативный правовой акт не отменяется, а корректируется, что играет не менее важную роль [9, 168].

Очевидно, прокурорский надзор за исполнением законов по своей природе охватывает большое число субъектов, обязанных в полной мере исполнять действующие законы. В связи с обширностью рассматриваемого направления деятельности органов прокуратуры, оно разделено на различные вспомогательные подотрасли. Например, прокурорский надзор за исполнением законов осуществляется в таких сферах, как социальная, финансовая, природоохранительная и так далее. Очевидно, указанные сферы отличаются своей спецификой, что приводит к необходимости учета всех особенностей при осуществлении прокурорского надзора.

Значимость прокурорского надзора за исполнением законов также определяется и тем, что от эффективности данной деятельности зависит то, насколько четко и в полной мере они исполняются соответствующими субъектами. От этого, в свою очередь, зависит и то, насколько эффективно будут реализовываться определенные государством социальные, экономические и иные преобразования, необходимые для дальнейшего развития нашего государства. Поэтому важен не только сам по себе прокурорский надзор за исполнением законов, но и каждое из отдельных его направлений. Ведь каждое направления данного вида прокурорского надзора касается исполнения законов в наиболее важных сферах государственного регулирования.

Направление прокурорского надзора за исполнением законов может быть определено как надзор за соблюдением положений определенного закона или нескольких законов, регламентирующих определенного рода общественные отношения (например, банковские, налоговые, аграрные). Таких направлений в современное время довольно много и перечислять их все в рамках настоящего исследования не представляется целесообразным. Однако отметим, что каждое из направлений, как было отмечено ранее, отличается особой важностью, так как ориентирование на надзор за исполнением наиболее важных сфер функционирования государства и общества [5, 115].

Учитывая то, что направления прокурорского надзора за исполнением законов в современное время выделяется более 30 видов, то такой подход следует признать весьма эффективным. Очевидно, обеспечение системного характера прокурорского надзора за исполнением разных по регулируемым общественным отношениям законов более чем оправданно. В результате этого повышается эффективность организации деятельности органов прокуратуры, облегчается организационная деятельность по разграничению отдельных направлений или групп направлений между определенными работниками органов прокуратуры, повышается упорядоченность выявления нарушений действующего законодательства, облегчается процесс анализа допускаемых соответствующими субъектами нарушений.

Классификация видов направлений прокурорского надзора за исполнением законов важна и по другим причинам. Например, в том или ином субъекте РФ могут быть отдельные направления, требующие особого внимания, то есть наиболее проблемные сферы. В таком случае орган прокуратуры имеет возможность в случае необходимости и наличия целесообразности акцентировать внимание на определенном направлении или группе направлений. Напротив, те сферы, в которых не допускаются нарушения закона, могут не требовать постоянного вмешательства прокурора. Вместе с тем, очевидно, что любые нарушения действующих законов должны максимально эффективно пресекаться. В связи с этим, систематизация данной деятельности прокуратуры необходима и очень важна [7, 28].

Необходимо учитывать, что Россия является самым большим по площади государством. Поэтому в той или иной местности может складываться особая обстановка, требующая взвешенных и акцентированных на определенных проблемах действий от прокурора. Например, в сельской местности зачастую данный вид прокурорского надзора направлен на то, чтобы максимально четко исполнялось аграрное (земельное) законодательство. При этом нарушения законов в данной сфере для сельской местности может привести к весьма негативным последствиям.

Вместе с тем, существуют и другие не менее важные сферы. Например, природоохранные прокуроры обязаны обеспечивать исполнение законов, регламентирующих охрану атмосферного воздуха, вод и так далее. Военные прокуроры, очевидно, должны заниматься обеспечением исполнения законов, регулирующих различные аспекты материально-бытового обеспечения военнослужащих. Также важно, чтобы в данной сфере обеспечивалась сохранность государственного имущества и вооружения, имеющего стратегическое значение в плане обеспечения государственной безопасности.

Важное значение в рамках прокурорского надзора за исполнением законов имеет проведение проверок. При этом для проведения проверки в той или иной ситуации необходимо обязательное наличие следующих условий:

  1. прокурор должен обладать определенной информацией, указывающей на факты нарушения соответствующих законов;
  2. информация, которой обладает прокурор, должна свидетельствовать о том, что соответствующие вопросы не относятся к компетенции иных государственных органов [9, 171].

Только при таких условиях прокурор должен предпринимать меры для того, чтобы пресечь те или иные нарушения. Необходимо отметить, что поводом для проверки является поступление в соответствующий орган прокуратуры заявления, жалобы и иного обращения. Также проверка может быть проведена на основании тех или иных материалов средств массовой информации, а также сведений, поступивших от контролирующего органа, и иных материалов. Нельзя забывать, что зачастую органы прокуратуры сами выявляют определенные нарушения. Чаще всего этому способствует прокурорская и правоприменительная практика, а также анализ статистических данных.

Порядок проведения проверок органами прокуратуры регламентирована Приказами Генерального прокурора РФ «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» [4]; «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» [3]. Поступающие в органы прокуратуры заявления, жалобы, запросы и обращения на предмет правильности и законности их рассмотрения проверяются Генеральным прокурором РФ, его заместителями и иными руководителями в порядке, установленном действующим законодательством.

Следует отметить, что Генеральная прокуратура РФ, в рамках определения ключевых направлений надзорной политики, концентрирует внимание на решении именно тех вопросов, которые входят в компетенцию, регламентированную действующим законодательством. Для того, чтобы эффективно реализовывать деятельность по надзору за соблюдением Конституции РФ, органы прокуратуры должны обеспечивать своевременное и оперативное устранений всех противоречий.

Наряду с федеральным законодательством, важную роль в государственном регулировании играют и Постановления Правительства РФ. Подобные правовые акты принимаются для того, чтобы решать наиболее важные проблемы. Кроме того, посредством принятия таких правовых актов конкретизируются положения федеральных законов, тем самым обеспечивается реализация их требований в полном объеме. Поэтому деятельность органов прокуратуры по надзору за законностью и правильностью постановления Правительства РФ является очень важной. Именно посредством таких правовых актов регулируются многие важные сферы функционирования государства и общества [8, 164].

Учитывая то, что Правительство РФ является высшим исполнительным органом, обо всех фактах нарушений принимаемых данным государственным органом Постановлений Генеральный прокурор доводит до сведения Президента РФ. После этого предпринимаются меры для устранения выявленных нарушений.

Таким образом, надзорная деятельность органов прокуратуры за исполнением законов отличается особой значимостью и актуальностью. От эффективности деятельности органов прокуратуры во многом зависит соответствие принимаемых нормативных правовых актов действующему законодательству, в том числе Конституции РФ. Поэтому данной деятельности и уделяется столь пристальное внимание. Однако не стоит полагать, что органы прокуратуры занимаются лишь надзором за исполнением законов. Это только один из видов деятельности. Наряду с этим, в случае выявления нарушения любого закона, прокурор вправе принять меры для того, чтобы установить и устранить нарушения соответствующего закона. В этих целях прокурор вправе в зависимости от возникшей ситуации осуществлять прокурорские проверки, совершать иные надзорные действия, а также вносить акты прокурорского надзора.

В связи с этим, совершенствование прокурорского надзора за исполнением законов оказывает значительное влияние на совершенствование действующего законодательства. Более того, специфика осуществления данного вида прокурорского надзора тесно взаимосвязана от процесса совершенствования действующего законодательства, так как в зависимости от этого время от времени могут менять приоритетные направления прокурорского надзора за исполнением законов.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // http://pravo.gov.ru, 06.10.2022.
  2. Федеральный закон от 17.01.1992 № 2202-1 (ред. от 11.06.2022) «О прокуратуре Российской Федерации» // Российская газета, № 39, 18.02.1992.
  3. Приказ Генпрокуратуры России от 30.01.2013 № 45 (ред. от 28.09.2021) «Об утверждении и введении в действие Инструкции о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в органах прокуратуры Российской Федерации» // Законность, № 4, 2013.
  4. Приказ Генпрокуратуры РФ от 27.12.2007 № 212 «О порядке учета и рассмотрения в органах прокуратуры Российской Федерации сообщений о преступлениях» // Законность, № 3, 2008.
  5. Бобров В. К. Прокурорский надзор: учебник. – М.: Юрайт, 2019. – 212 с.
  6. Зюбанов Ю. А. Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). – М.: Проспект, 2018. – 400 с.
  7. Исаенко В. Н. Возможности использования рекомендаций криминалистики и специальных знаний при осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов // Законность. 2018. № 6. – С. 25-29.
  8. Кириллова Н. П. Прокурорский надзор: учебник и практикум. – М.: Юрайт, 2019. – 330 с.
  9. Сушина Т. Е. Объекты прокурорского надзора за исполнением законов: трансформация понятий // Актуальные проблемы российского права. 2018. № 6. – С. 169-177.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Ситдикова Э.М. СУЩНОСТЬ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 200 - 208. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7457 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7457



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.