'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 1
  4. Научная статья № 38

Просмотры  71 просмотров

Атаев Р., Баллокова Х., Реджепгелдиева А.

  


РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности развития психологии и ее влияние на экономические процессы. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития экономических отношений. Даны рекомендации по внедрению разработок в изучение экономики   

Ключевые слова:
анализ, метод, исследование, экономика, психология   


УДК 330.01

Атаев Р.

преподаватель

Туркменский государственный институт экономики и управления

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

Баллокова Х.

студент

Туркменский государственный институт экономики и управления

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

Реджепгелдиева А.

студент

Туркменский государственный институт экономики и управления

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности развития психологии и ее влияние на экономические процессы. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития экономических отношений. Даны рекомендации по внедрению разработок в изучение экономики.

 

Ключевые слова: анализ, метод, исследование, экономика, психология.

 

Поведенческая экономика - это область исследования, которую часто считают междисциплинарной, поскольку она использует психологические идеи для обоснования экономических моделей. Тем не менее уровень концептуального и методологического обмена между психологией и экономикой оспаривается в литературе. С одной стороны, поведенческие экономические модели часто представляются как психологически обоснованные модели индивидуального принятия решений. С другой стороны, их часто критикуют за то, что они представляют собой просто более сложные экономические модели.

Степень переноса знаний из психологии в поведенческую экономику является предметом горячих разногласий между двумя лагерями. По мнению ее сторонников, «поведенческая экономика увеличивает объяснительную силу экономики, предоставляя ей более реалистичные психологические основы». Однако, с другой стороны, некоторые авторы отмечают, что, когда экономисты ссылаются на психологические предположения, они часто имеют в виду особый вид психологии, который имеет отношение к экономическому дискурсу. На самом деле признание актуальности результатов психологов для теории рационального выбора зависело от принятия психологами определенных «инструментов моделирования», которые занимают центральное место в экономической теории.

В то же время, однако, было бы несправедливо заключить, что психологи играли лишь второстепенную роль в развитии этой области. Некоторые из наиболее важных вкладов, заложивших основы поведенческой экономики, на самом деле были внесены психологами извне.

И все же взаимодействие между психологией и экономикой кажется ограниченным во времени и масштабах. Например, в случае межвременных функций дисконтирования психология повлияла на экономику лишь в определенной степени: в то время как психологи и экономисты сошлись в формулировке гиперболических функций, они вскоре разошлись в вопросах измерения. После этого короткого эпизода психологи и экономисты вернулись к своим соответствующим методам и эпистемологическим требованиям.

Социальные предпочтения служат хорошей отправной точкой для ответов на эти вопросы по нескольким причинам. Во-первых, социальные предпочтения являются центральной темой поведенческой экономики; вместе с другими основными темами в этой области они также используются для объяснения отклонений от предсказаний теории рационального выбора или, если быть более точным, от допущения личного интереса, которое часто связывается с аксиомами рационального выбора теория. Более того, по самой своей природе социальные предпочтения кажутся склонными к психологическим соображениям. Они могут включать в себя такие эмоции, как сочувствие, сочувствие, забота, негодование, вина, стыд и т. д. Социальные предпочтения также включают представления об убеждениях и ожиданиях других людей, а это означает, что они требуют, чтобы человек думал с точки зрения другого человека или ставил себя на его место. место кого-то другого. Возможно, изучение этих аспектов может выиграть от экспертизы и пристального внимания психологов, по крайней мере, так склонны заявлять экономисты.

Классическая формулировка гипотезы социальных предпочтений в поведенческой экономике гласит, что «значительное число людей проявляют социальные предпочтения, что означает, что они мотивированы не только материальным личным интересом, но также позитивно или негативно заботятся о материальных выгодах соответствующих эталонных агентов».

Важно отметить, что, хотя социальные предпочтения являются ключевой темой поведенческой экономики, они не охватывают весь спектр поведенческой экономики. Есть много других областей, например, теория перспектив или обращение предпочтений, где взаимодействие между психологией и экономикой могло происходить по-разному. Однако, по крайней мере, в области социальных предпочтений эта статья показывает, что экономисты заимствовали элементы из «психологии» таким образом, чтобы отразить объяснительные ценности, характеризующие экономическую дисциплину, такие как общность, простота, уступчивость и т. д. Иными словами, экономисты передали «стилизованные факты» о социальной психологии человека, то есть высокие общие закономерности поведения, которые могут быть включены в модели, призванные объяснить экономические явления на агрегированном уровне.

Классическая формулировка гипотезы социальных предпочтений в поведенческой экономике гласит, что «значительное число людей проявляют социальные предпочтения, что означает, что они мотивированы не только материальным личным интересом, но также позитивно или негативно заботятся о материальных выгодах соответствующих эталонных агентов».

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Баликоев, В. З. Общая экономическая теория : учебник / В. З. Баликоев. – 16-е изд., перераб. и доп. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 528 с.
  2. Богатырева, М. В. Основы экономики : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. В. Богатырева, А. Е. Колмаков, М. А. Колмаков. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 424 с.
  3. Борисов, Е. Ф. Экономика : учебник и практикум / Е. Ф. Борисов. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 383 с.
  4. Бродский, Б. Е. Макроэкономика : Продвинутый уровень : курс лекций / Б. Е. Бродский. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2019. – 336 с.

 

Ataev R.

Lecturer, Turkmen State Institute of Economics and Management

(Turkmenistan, Ashgabat)

 

Ballokova H.

Student, Turkmen State Institute of Economics and Management

(Turkmenistan, Ashgabat)

 

Rejepgeldieva A.

Student, Turkmen State Institute of Economics and Management

(Turkmenistan, Ashgabat)

 

THE ROLE OF PSYCHOLOGY IN THE ECONOMY

 

Abstract: this article discusses the features of the development of psychology and its impact on economic processes. A cross and comparative analysis of the influence of the choice of the development of economic relations was carried out. Recommendations for the implementation of development in the study of the economy are given.

 

Keywords: analysis, method, research, economy, psychology.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Атаев Р., Баллокова Х., Реджепгелдиева А. РОЛЬ ПСИХОЛОГИИ В ЭКОНОМИКЕ // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 225 - 229. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7461 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7461



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.