'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 1
  4. Научная статья № 40

Просмотры  71 просмотров

Сопыева О.Х., Маммедова А.А.

  


ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ МУДРОГО ОТЦА В ТВОРЧЕСТВЕ МАХТУМКУЛИ *

  


Аннотация:
в данной статье рассматриваются особенности творчества Махтумкули. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития изучения литературы. Даны рекомендации по внедрению разработок в изучение литературы   

Ключевые слова:
анализ, метод, исследование, литература   


УДК 376.72

Сопыева О.Х.

старший преподаватель

Туркменский национальный институт мировых языков

имени Довлетмаммета Азади

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

Маммедова А.А.

преподаватель

Туркменский национальный институт мировых языков

имени Довлетмаммета Азади

(Туркменистан, г. Ашгабад)

 

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ МУДРОГО ОТЦА

В ТВОРЧЕСТВЕ МАХТУМКУЛИ

 

Аннотация: в данной статье рассматриваются особенности творчества Махтумкули. Проведен перекрестный и сравнительный анализ влияния выбора направления развития изучения литературы. Даны рекомендации по внедрению разработок в изучение литературы.

 

Ключевые слова: анализ, метод, исследование, литература.

 

Среди туркменского народа широко распространены различные легенды и предания о жизни Довлетмаммеда Азади, мыслителя туркменской классической литературы, мастера слова, его заботе о дружной и мирной жизни в едином государстве, его авторитете в народе. Также в творчестве сына поэта – Махтумкули есть несколько стихотворений, посвященных его отцу Азади.

Махтумкули воздвиг ему большой памятник, воспев поэтический образ своего мудрого отца, совершенного мастера – Довлетмаммеда Азади. Поэт относится к нему с большим почтением. Он проникает в глубины зрелости и совершенства, следуя по стопам своего отца Азади. Он также учится у своего отца с любовью говорить о своей родине и своем народе. Он видит, что творчество отца необходимо для воспевания героев-выходцев из народа, готовых народное горе воспринимать как свое. В своих стихах об отце поэта («Atamyň», «Oglum-azadym», «Haky çün», «Molla Azadym», «Azadym kany?», «Adam ata bilen duşdy») Довлетмаммет Азади – не только его отец, но и его наставник. Поэт с гордостью утверждает, что уважает его как совершенного человека. Махтумкули – человек, воспитанный в духе уважения к таким совершенным мужам науки, мастерам слова, как его отец. 

Как видно из этого стихотворения, Довлетмаммет Азади – это человек, который следует путем Истины, который ищет добра для людей, который славит себя своими добрыми делами, своим добрым советом. Поэтому поэт, правильно понимающий его учение и повторяющий, что человек, который сделал это, несомненно, будет на небесах, очень уважает и почитает своего отца.

В стихотворении Махтумкули «Atamyň» отец описан как «святой» человек, презирающий богатство, живущий заботой о народе, старающийся совершать только добрые дела, как мудрый старец, завоевавший любовь всего народа. 

Азади – человек, любимый народом, живший заботой о своём народе. Это поэт, который своим мудрым советом и манерами подавал пример людям. В народе ходят разные легенды о стремлении подрастающего поколения вырасти патриотами, высоконравственными, честными людьми, идущими путем истины, достоинства и уважения. Из стихов Махтумкули видно, что Азади также глубоко заботился о том, чтобы его дети стали патриотичными, образованными, идеальными личностями с широким кругозором. Стихи Махтумкули об отце показывают, что Азади проверяет знания своих детей. Поэма поэта «Oglum-Azadym» демонстрирует такие добрые традиции, как уважение сына к отцу, уважение к величию туркменского народа, получение их благословения родителей.

Поэт учится у своего наставника, как любить людей, заботиться о людях, думать о времени, о стабильном государстве, о Родине, думать и даже мечтать. Наш уважаемый Президент пишет о том, что Махтумкули Фраги – истинный патриот и певец своей Отчизны – еще тысячи лет назад в своих стихах ратовал за единение и дружбу нашего народа, мечтал о счастье и благополучии своей страны. Мечты Махтумкули – это невоплощенные мечты Азади. 

Время, в которое жили Азади и Махтумкули, было тем периодом, когда туркмены, не имевшие определенного руководителя, страдали от отсутствия целостности государства. Главной проблемой той эпохи была также потребность в справедливом лидере, который мог бы объединить людей. Это проблема, которая пронизывает основную часть творчества Азади. Предпосылкой создания и развития единого туркменского государства мудрый Азади считает справедливость сердец правителей, щедрость богатых, щедрость богословов и чистоту сердец бедных. Согласно Азади, чистота сердца ведет к единству души. Эта тематика, уходящая корнями во все произведения Довлетмаммеда Азади, широко распространена и в творчестве Махтумкули. Но это неспроста. Потому что Азади – мастер в каждом деле, пример для Махтумкули.

Для Махтумкули семья - отец Азади и братья - были школой патриотизма, показывали пример, разделяли страдания народа. Огромен вклад отца поэта Азади и братьев Махтумкули в дело становления независимого государства.

В стихотворениях Махтумкули «Bular gelmedi», «Gözlar men», «Terk eýleme bu mekany» повествуется о его братьях Мамметсапаре и Абдулле, а также других героях-джигитах, которые погибли за свободу народа. Содержание этих стихов, написанных по случаю разлуки с братьями, расходится с информацией о том, чем они занимались. Потому что их горькая участь не позволяет им сосредоточиться ни на чём другом.

В стихотворениях Махтумкули "Azadym kany?" отражена печаль о смерти отца поэта Азади. В этом стихотворении Махтумкули помещает своего отца в число пророков, которые уводят заблудших. Не только мусульманский мир, но и все люди, горы, равнины, реки и моря оплакивают смерть Азади.

Оплакивая отца в глубокой скорби и печали, поэт говорит не только об отдельной семье, но и о несчастной жизни народа. Азади - человек, помогавший людям своими советами и молитвами, поэтому тяжелое горе, отраженное в этом стихотворении, - это не только горе семьи, но и горькая правда, которая отражает горе всей нации. Горькая правда о смерти отца поэта - тяжелый удар. Поэтому он чувствует себя неспособным смириться с этим тяжелым горем, и эти чувства поэтического героя звучат как траур народа.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Абуль-Гази. Родословное древо тюрков. Сочинение... Хивинского хана. Перевод и предисловие Р. С. Саблукова с послесловием и примечаниями Н. Ф. Катанова. Казань, 1906.
  2. Алиханов. Мервский оазис и дороги, ведущие к нему. СПб., 1883.
  3. Алиханов-Аварский, М. В гостях у шаха. Тифлис, 1898.
  4. Артамонов, Л. К. Поездка в Персию. Астрабад-Шахрудский район и северный Xopocaн. Военно-статистическое исследование. Тифлис, 1894.
  5. Бартольд, В. Историко-географический обзор Ирана. СПб., 1903. 

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Сопыева О.Х., Маммедова А.А. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ МУДРОГО ОТЦА В ТВОРЧЕСТВЕ МАХТУМКУЛИ // Вестник науки №3 (60) том 1. С. 235 - 239. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7463 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7463



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.