'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 2
  4. Научная статья № 20

Просмотры  70 просмотров

Фурнье А.Е.

  


АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ *

  


Аннотация:
научная статья посвящена важному ресурсу образовательной организации — кадрам. Данная проблема особенно актуальна и с годами приобретает катастрофическую форму. Ведь пелагический персонал — это один из важнейших ресурсов организации и страны в целом. В научной статье отмечено, что данная проблема обусловлена прежде всего не материальной непривлекательностью и тяжёлым трудом, а прежде всего потерей авторитета учителя в современном обществе и берет свое начало еще в период получения еще начального образования. Задачи по формированию кадрового состава, стоящими перед образовательными учреждениями, должны являться одними из приоритетных направлений работы школы. В статье автор обращается к проблеме сокращения средне профессионального кадрового состава образовательного учреждения. Автор статьи рекомендует: качественное управление кадровым составом, наставничество, обеспечение профессионального и карьерного роста и др. Ключевые слова: кадровый состав, кадровый потенциал, развитие кадров, мотивация, образовательные учреждения, школа, педагогический состав   

Ключевые слова:
кадровый состав, кадровый потенциал, развитие кадров, мотивация, образовательные учреждения, школа, педагогический состав   


УДК 351

Фурнье А.Е.

студент магистратуры,

кафедра государственного и муниципального управления

Челябинский государственный университет

(г. Челябинск, Россия)

 

АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ

КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

 

Аннотация: научная статья посвящена важному ресурсу образовательной организации — кадрам. Данная проблема особенно актуальна и с годами приобретает катастрофическую форму. Ведь пелагический персонал — это один из важнейших ресурсов организации и страны в целом. В научной статье отмечено, что данная проблема обусловлена прежде всего не материальной непривлекательностью и тяжёлым трудом, а прежде всего потерей авторитета учителя в современном обществе и берет свое начало еще в период получения еще начального образования. Задачи по формированию кадрового состава, стоящими перед образовательными учреждениями, должны являться одними из приоритетных направлений работы школы.

В статье автор обращается к проблеме сокращения средне профессионального кадрового состава образовательного учреждения. Автор статьи рекомендует: качественное управление кадровым составом, наставничество, обеспечение профессионального и карьерного роста и др. Ключевые слова: кадровый состав, кадровый потенциал, развитие кадров, мотивация, образовательные учреждения, школа, педагогический состав.

 

Ключевые слова: кадровый состав, кадровый потенциал, развитие кадров, мотивация, образовательные учреждения, школа, педагогический состав.

 

Развитие системы образования в современных условиях происходит на фоне глобальных социально-экономических изменений, что предъявляет специфические и достаточно жесткие требования к реформированию самой системы образования. Неоднородность образовательных учреждений, ограниченность финансовых и трудовых ресурсов во многом являются сдерживающими факторами, которые приводят к росту числа проблем, появлению новых задач в сфере образования. Не всегда опыт, применяемый раньше, может быть применим для решения современных проблем. В исследованиях отечественных и зарубежных специалистов все большее внимание акцентируется на значимости человеческих ресурсов, как условия успешного функционирования организации в рыночном пространстве [1, с. 6].

Большое влияние на профессиональное становление будущего педагога оказывает: своевременное определение целей и мотивов выбора будущей профессии, развитие его навыков и компетенций, формирование взглядов на жизнь. Учащиеся школ видят только сложности в данной сфере. Проблемы кадров ОУ необходимо начать решать еще на стадии обучения детей в школе, формируя у них положительное отношение к данной профессии. Раскрывая перед ними перспективы и возможности работы в должности учителя. Наличие компетентных, творческих, профессионально квалифицированных кадров, которые целенаправленно реализуют свой потенциал в образовательной деятельности, является приоритетным условием как для школ и средне специальных ОУ, так и для учреждений высшего образования. При выборе данной профессии студентами, сотрудникам ОУ необходимо уделять должное внимание практикантам, т.к. за время пребывания в школе практиканты должны набираться опыта в общении с администрацией, учителями и учащимися, а не только проводить уроки и внеклассные мероприятия и готовится к ним, выделять недостатки и достижения в своей работе, находить решения для их устранения, отмечать положительные и отрицательные стороны работы в школе и принимать решения о дальнейшем трудоустройстве. Педагогическая практика в ОУ помогает будущим педагогам обнаружить и проблемы в образовании, знание которых подготовит будущего учителя к реальным условиям труда и не принесет разочарования в профессии.

В настоящее время в системе образования РФ наиболее актуальной является проблема нехватки квалифицированных педагогических кадров в образовательных учреждениях.

И данная проблема актуальна на протяжении длительного времени, и с каждым годом все назревает особо остро. В связи с тем, что на современном этапе развития общества первоочередной задачей стоит обучение школьников на уровне усвоения и применения полученных знаний, достаточном для дальнейшего обучения в высших и средне - специальных учебных заведениях. А данная задача невыполнима без участия в образовательном процессе квалифицированных педагогических кадров. Низкая заработная плата учителей, чрезмерная умственная и физическая нагрузка, директивное управление руководителей школ – одни из многих причин кадровой проблемы в школе.

Одной из причин является несовершенство профориентационных образовательных программ, составленных педагогами, отсутствие преемственности нового поколения учителей ОУ, последовательности и определенности в общей системе российского образования.

Цель исследования: рассмотреть конкретные проблемы и возможности их решения в современных образовательных учрежденьях в нехватке квалифицированных кадров.

Рассматривая конкретные проблемы современной школы, необходимо в комплексе оценить систему российского образования, влияние на нее сложившегося уклада жизни граждан России, а также воздействие внутренних и внешних факторов на самосознание педагога.

Методом исследования послужило интервьюирование студентов, работающих педагогов и администрации общеобразовательных учреждений. Беседы затрагивали различные проблемы: низкая оплата труда, снижение авторитета учителя, отсутствие преемственности в виде оказания профессиональной помощи в адаптации и профессиональном росте молодым специалистам. Также были проанализированы научная и методическая литература по данной теме и результаты статистических исследований по вопросам трудоустройства.

Результаты исследования и их обсуждение:

Основной проблемой, с которой сталкивается руководители общеобразовательных школ и которая была отмечена всеми интервьюируемыми, является острая нехватка квалифицированных педагогов. В настоящее время дефицит кадров наблюдается не только в деревенских и сельских школах, в которых он присутствовал всегда, но и в школах больших районных центров и городов. Основываясь на статистических данных за 2020, 2021 и 2022 год института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, с 2011 по 2022 год количество учителей, имеющих средне профессиональное образование по программам подготовки, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам начального, основного и среднего образования в период с 2011 по 2022 год с каждым годом заметно сокращается.

Для анализа проблемы кадров- необходимо увидеть, где проблема берет свое начало. Ошибочно предполагать, что виной всему тяжелый и не прибыльный вид деятельности. Работа педагога – всегда была трудной, но талантливые, трудолюбивые школьники выбирали этот путь.

Главной причиной отсутствия желания у молодежи приобретать данную специальность и реализовывать свой профессиональный потенциал в сфере образования – это утрата уважения к профессии учителя. Учителя с каждым годом имеют все больше обязанностей, но в правах все больше ограничены. Им приходится выполнять часть воспитательных функций родителей по отношению к детям. Дестабилизирующую роль внесло право обсуждать поведение учителей, которое дали детям и родителям в присутствии детей.

В современном обществе не свойственно прививать своим детям уважение к школе, учителям, вежливому отношению к людям и их труду. Молодое поколение быстро адаптируется к свои правам, пренебрегая обязанностями и ответственностью. Но ребенок — это прежде всего зеркало семьи. Родители зачастую выражают свое недовольство учителями и учителю в присутствии ребенка, абсолютно не допуская вины самого ребенка в не удовлетворительных результатах обучения или не корректное поведение. Отсутствие уважения приоритетного взрослого к педагогам – создает проблемы не только в поведении, не уважении, но и демонстрирует всем учащимся отсутствие уважение к профессии.

Студенты педагогических средне специальных и высших учреждений зачастую сталкиваются с проблемами во время прохождения практики. В первую очередь это отсутствие преемственности. Студентам выдается задание и предоставляется возможность проходить практику. Но опытные педагогические работники не всегда делятся своим профессиональным опытом ведения уроков, общением с родителями и ведением журналов, написанием программ и отчетов, структурой работы образовательного учреждения. Студенты так и остаются гостями во время прохождения практики. По этой причине начинающие учителя, покинувшие педагогическое заведение с дипломом, не имеют соответствующих компетенций, так необходимых в работе с детьми и их родителями. Другой проблемой является недостатки подготовки специалистов в учебных заведениях. Студентам для начала педагогической деятельности, необходима методика преподавания предметов, а на смежных базовых специальностях ее не дают. Так, например, по современным федеральным государственным образовательным стандартам учителем предметником может стать специалист, который отлично знает предмет, но не знает методику его преподавания. А именно данные знания намного важнее, чем знание самого предмета. Именно от знания методики, будет зависеть знание детьми материала предмета, который он преподает. Поэтому уничтожение или пренебрежение отдельных направлений подготовки может привести к отсутствию соответствующих педагогов-предметников.

Три трудоустройстве на работу, молодые специалисты сталкиваются с множеством проблем и трудностям, к которым они не готовы. И ситуация усложняется низкой материальной мотивацией.

Вывод:

Проблемы отсутствия авторитета у учителей, можно решить грамотным подходом в работе с родителями, на начальной стадии получения образования ребенка: адекватные требования образовательной организации, должны правильно восприниматься родителями и их детьми. К сожалению, во многих семьях нет правильной реакции родителей на замечания, пожелания и рекомендации педагогического коллектива и администрации школы. Для родителей необходимы разъяснительные беседы об обязанностях учеников, родительские практикумы по воспитанию детей. Во время всего периода обучения ребенка, образовательная организация должна работать по профориентации, нацеленной на получение педагогического образования и возможностям ее дальнейшей реализации.

Проблему дефицита кадров необходимо решать путем выстраивания четкой и последовательной системы подготовки преподавателей не только профессиональной организацией, но и грамотным подходом со стороны школы в вопросах прохождения практики, в виде принятия единых стандартов для всех образовательных организаций и упора на стабильность всей системы. Оказывая должное внимание на качественной подготовке молодых специалистов. При дальнейшем трудоустройстве молодых специалистов, необходимо оказать им активную помощь и поддержку в период адаптации на рабочем месте. Закрепив их за опытными педагогами готовыми поделиться их профессиональным опытом в работе.

Заключение:

На каждом жизненном этапе в глазах молодежи, данная сфера деятельности теряет свою привлекательность и количество потенциальных сотрудников катастрофически сокращается. Решить данную проблему возможно только грамотно выстроенной работой руководителями образовательных и профессиональных учреждений, четко поставленной целью, сформулированной задачей и поэтапным контролем выполнения, для достижения максимального результата в решении общей проблемы кадрового потенциала.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Аширова, Д. Н. Проблемы и рекомендации по совершенствованию кадрового состава образовательного учреждения в современных условиях / Д. Н. Аширова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 35 (430). — С. 77-79. — URL: https://moluch.ru/archive/430/94440/ (дата обращения: 07.03.2023).

 

Furenie A.E.

Chelyabinsk State University

(Chelyabinsk, Russia)

 

ACTUAL PROBLEMS & RECOMMENDATIONS TO DIRECTORS

OF EDUCATIONAL INSTITUTIONS FOR SOLVING

THE HUMAN POTENTIAL IN MODERN CONDITIONS

 

Abstract: the scientific article is devoted to an important resource of educational organization –human resources. This problem is particularly relevant and over the years it takes on a catastrophic form. After all, pelagic personnel is one of the most important resources of the organization and the country in as a whole. The scientific article notes that this problem is primarily caused not by material unattractiveness and       hard work, but primarily by the loss of the authority of the teacher in modern society and originates in the period of primary education. The tasks of personnel formation facing educational institutions should be one of the priority areas of the school’s work.

In the article, the author addresses the problem of reducing the average professional staff of an educational institution. The author of article recommends: high – quality personnel management, mentoring, ensuring professional and career growth, etc.

 

Keywords: personnel, personnel potential, personnel development, motivation, educational institutions, school, teaching staff.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Фурнье А.Е. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И РЕКОМЕНДАЦИИ РУКОВОДИТЕЛЯМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ ДЛЯ РЕШЕНИЯ КАДРОВОГО ПОТЕНЦИАЛА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ // Вестник науки №3 (60) том 2. С. 105 - 112. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7504 (дата обращения: 20.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7504



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.