'
Ин Н.Э.
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА И ДОСТУПНОСТЬ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ *
Аннотация:
представлена общая характеристика мер, направленных на обеспечение активного избирательного права граждан с ограниченными возможностями здоровья. Проводимая в этой сфере политика обусловлена конституционными признаками России как социального государства
Ключевые слова:
социальное государство, избиратель, конституционно-правовой статус, выборы, цифровизация, избирательное право, избирательный процесс
УДК 342.82
Ин Н.Э.
магистрант
Северо-Кавказский филиал
Российский государственный университет правосудия
(г. Краснодар, Россия)
СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА
И ДОСТУПНОСТЬ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ
С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ
Аннотация: представлена общая характеристика мер, направленных на обеспечение активного избирательного права граждан с ограниченными возможностями здоровья. Проводимая в этой сфере политика обусловлена конституционными признаками России как социального государства.
Ключевые слова: социальное государство, избиратель, конституционно-правовой статус, выборы, цифровизация, избирательное право, избирательный процесс.
В Конституции Российской Федерации закреплены положения о том, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. При этом государство видит «развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения, которое является необходимым условием осуществления целей социального государства» [2, с. 89].
Среди социально-незащищенных слоев населения особую группу составляют лица с ограниченными возможностями здоровья. В действующем национальном законодательстве закреплено понятие «инвалид» - «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [3]. Сегодня как в научной прессе, так и в официальных источниках чаще используется понятие, закрепленное в международном праве -«лицо с ограниченными возможностями здоровья».
Выборы в нашей стране признаются выражением демократии и политической воли народа. Избирательное законодательство детально регулирует процедуру выборов как на федеральном, таки и на региональном и муниципальном уровнях. На протяжении тридцати лет система выборов несколько раз менялась, оттачивалась – это говорит и о том, что избирательное законодательство находится в процессе становления и развития, для приобретения устойчивой формы. Одним из направлений совершенствования выступает изменение законодательства о выборах в целях выполнения социальных обязательств государством перед гражданами.
Как справедливо пишет В.В. Обуховский при рассмотрении конституционно-правового статуса избирателя: «институциональные гарантии конституционно-правового статуса избирателей делятся на нормативно-правовые и организационно-правовые» [4, с. 27]. За последние десять лет процедура проведения выборов сильно изменилась, сегодня избирательные комиссии ведут планомерную работу по внедрению новых технических и организационных решений при голосовании лиц с ограниченными возможностями по здоровью.
Фонд пенсионного и социального страхования обязан дважды в год предоставлять сведения о всех лицах с ограниченными возможностями здоровья, при этом с указанием группы инвалидности, в избирательные комиссии: по субъектам Российской Федерации - в ЦИК России; по муниципальным образованиям - в Избирательную комиссию субъекта федерации (например – Избирательную комиссию Краснодарского края), которая передает указанные сведения в территориальные избирательные комиссии.
Напомним, законодатель допускает отход от постулата, что избиратель, участник референдума, во-первых, должен соблюсти тайну голосования, во-вторых, лично поставить подпись в избирательных списках о своем участии в голосовании. Так, законом установлено, что люди, которые по состоянию здоровья не могут поставить подпись и отметку в бюллетене для голосования могут воспользоваться помощью другого избирателя [5]. При этом сегодня ведется значительный объем работы по преодолению этой коллизионной нормы.
В субъектах Российской Федерации избирательными комиссиями проводится большой объем работы по обеспечению процесса голосования лиц с ограниченными возможностями по здоровью. Члены избирательных комиссий заранее планируют маршруты и время выезда мобильных избирательных участков к лицам старше восьмидесяти лет и гражданам с ограниченными возможностями по здоровью, при этом гражданин может уведомить по телефону избирательную комиссию об удобном для него времени голосования. Практически все избирательные участки находятся на первых этажах, а также оснащены пандусами для инвалидов на колясках. При проведении выборов на избирательных участках дежурят волонтеры, которые оказывают помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья в помещении избирательных участках. Избирательные участки оборудуются специальными трафаретами для заполнения бюллетеня лицами с ограниченными возможностями по зрению, изготавливаются информационные материалы о зарегистрированных кандидатах, политических партиях, выполненные с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.
Информирование избирателей с ограниченными физическими возможностями также вышло на новый уровень: все сайты избирательных комиссий имеют версию просмотра слабовидящими лицами, к выбору подготавливаются видеоролики с субтитрами, для граждан с нарушениями слуха создают аудиоролики с информацией о кандидатах, аудиоролики об избирательных действиях, в рамках реализации программы Центральной избирательной комиссии «Дорога на избирательный участок». Сегодня разработаны специальные настольные ширмы для голосования, организуется работа телефона горячей линии связи с избирателями.
Все мероприятия разрабатываются при тесном взаимодействии избирательных комиссий с руководителями общественных организаций инвалидов и представителей государственных органов и учреждений социальной сферы. Это свидетельствует о масштабности проводимой в настоящее время работы по выполнению социальных обязательств государства перед своими гражданами в целях обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на участие в выборах лиц с ограниченными возможностями по здоровью.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
In N.E.
master student of North Caucasian branch of
Russian State University of Justice
(Krasnodar, Russia)
SOCIAL OBLIGATIONS OF STATE & AVAILABILITY
OF VOTING FOR VOTERS WITH LIMITED OPPORTUNITIES
Abstract: a general description of measures aimed at ensuring the active suffrage of citizens with disabilities is presented. The policy pursued in this area is determined by the constitutional features of Russia as a social state.
Keywords: welfare state, voter, constitutional status, elections, digitalization, suffrage, electoral process.
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 2
Ссылка для цитирования:
Ин Н.Э. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА И ДОСТУПНОСТЬ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Вестник науки №3 (60) том 2. С. 145 - 149. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7511 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*