'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 2
  4. Научная статья № 27

Просмотры  57 просмотров

Ин Н.Э.

  


СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА И ДОСТУПНОСТЬ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ *

  


Аннотация:
представлена общая характеристика мер, направленных на обеспечение активного избирательного права граждан с ограниченными возможностями здоровья. Проводимая в этой сфере политика обусловлена конституционными признаками России как социального государства   

Ключевые слова:
социальное государство, избиратель, конституционно-правовой статус, выборы, цифровизация, избирательное право, избирательный процесс   


УДК 342.82

Ин Н.Э.
магистрант

Северо-Кавказский филиал

Российский государственный университет правосудия
(г. Краснодар, Россия)

СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА

И ДОСТУПНОСТЬ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ

С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ

 

Аннотация: представлена общая характеристика мер, направленных на обеспечение активного избирательного права граждан с ограниченными возможностями здоровья.  Проводимая в этой сфере политика обусловлена конституционными признаками России как социального государства.

 

Ключевые слова: социальное государство, избиратель, конституционно-правовой статус, выборы, цифровизация, избирательное право, избирательный процесс.

 

В Конституции Российской Федерации закреплены положения о том, что «Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» [1]. При этом государство видит «развитие системы социального обеспечения как составной части социальной защиты населения, которое является необходимым условием осуществления целей социального государства» [2, с. 89].

Среди социально-незащищенных слоев населения особую группу составляют лица с ограниченными возможностями здоровья. В действующем национальном законодательстве закреплено понятие «инвалид» - «лицо, которое имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты» [3]. Сегодня как в научной прессе, так и в официальных источниках чаще используется понятие, закрепленное в международном праве -«лицо с ограниченными возможностями здоровья».

Выборы в нашей стране признаются выражением демократии и политической воли народа. Избирательное законодательство детально регулирует процедуру выборов как на федеральном, таки и на региональном и муниципальном уровнях. На протяжении тридцати лет система выборов несколько раз менялась, оттачивалась – это говорит и о том, что избирательное законодательство находится в процессе становления и развития, для приобретения устойчивой формы. Одним из направлений совершенствования выступает изменение законодательства о выборах в целях выполнения социальных обязательств государством перед гражданами.

Как справедливо пишет В.В. Обуховский при рассмотрении конституционно-правового статуса избирателя: «институциональные гарантии конституционно-правового статуса избирателей делятся на нормативно-правовые и организационно-правовые» [4, с. 27]. За последние десять лет процедура проведения выборов сильно изменилась, сегодня избирательные комиссии ведут планомерную работу по внедрению новых технических и организационных решений при голосовании лиц с ограниченными возможностями по здоровью.

Фонд пенсионного и социального страхования обязан дважды в год предоставлять сведения о всех лицах с ограниченными возможностями здоровья, при этом с указанием группы инвалидности, в избирательные комиссии: по субъектам Российской Федерации - в ЦИК России; по муниципальным образованиям - в Избирательную комиссию субъекта федерации (например – Избирательную комиссию Краснодарского края), которая передает указанные сведения в территориальные избирательные комиссии.

Напомним, законодатель допускает отход от постулата, что избиратель, участник референдума, во-первых, должен соблюсти тайну голосования, во-вторых, лично поставить подпись в избирательных списках о своем участии в голосовании. Так, законом установлено, что люди, которые по состоянию здоровья не могут поставить подпись и отметку в бюллетене для голосования могут воспользоваться помощью другого избирателя [5]. При этом сегодня ведется значительный объем работы по преодолению этой коллизионной нормы.

В субъектах Российской Федерации избирательными комиссиями проводится большой объем работы по обеспечению процесса голосования лиц с ограниченными возможностями по здоровью. Члены избирательных комиссий заранее планируют маршруты и время выезда мобильных избирательных участков к лицам старше восьмидесяти лет и гражданам с ограниченными возможностями по здоровью, при этом гражданин может уведомить по телефону избирательную комиссию об удобном для него времени голосования. Практически все избирательные участки находятся на первых этажах, а также оснащены пандусами для инвалидов на колясках. При проведении выборов на избирательных участках дежурят волонтеры, которые оказывают помощь лицам с ограниченными возможностями здоровья в помещении избирательных участках. Избирательные участки оборудуются специальными трафаретами для заполнения бюллетеня лицами с ограниченными возможностями по зрению, изготавливаются информационные материалы о зарегистрированных кандидатах, политических партиях, выполненные с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля.

Информирование избирателей с ограниченными физическими возможностями также вышло на новый уровень: все сайты избирательных комиссий имеют версию просмотра слабовидящими лицами, к выбору подготавливаются видеоролики с субтитрами, для граждан с нарушениями слуха создают аудиоролики с информацией о кандидатах, аудиоролики об избирательных действиях, в рамках реализации программы Центральной избирательной комиссии «Дорога на избирательный участок». Сегодня разработаны специальные настольные ширмы для голосования, организуется работа телефона горячей линии связи с избирателями.

Все мероприятия разрабатываются при тесном взаимодействии избирательных комиссий с руководителями общественных организаций инвалидов и представителей государственных органов и учреждений социальной сферы. Это свидетельствует о масштабности проводимой в настоящее время работы по выполнению социальных обязательств государства перед своими гражданами в целях обеспечения гарантированного Конституцией РФ права на участие в выборах лиц с ограниченными возможностями по здоровью.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://www.pravo.gov.ru (дата размещения: 04.07.2020г.).
  2. Эбзеев, Б.С. Личность и государство в России: взаимная ответственность и конституционные обязанности. М.: Норма, 2007. 384 с.
  3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения 12.03.2023г.).
  4. Обуховский, В.В. Проблемы реализации конституционно-правового статуса избирателя в Российской Федерации // Право и современные государства. 2017. № 5. С. 23-30.
  5. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // СПС «Консультант Плюс» (дата обращения: 12.03.2023г.).


In N.E.

master student of North Caucasian branch of

Russian State University of Justice

(Krasnodar, Russia)

 

SOCIAL OBLIGATIONS OF STATE & AVAILABILITY

OF VOTING FOR VOTERS WITH LIMITED OPPORTUNITIES

 

Abstract: a general description of measures aimed at ensuring the active suffrage of citizens with disabilities is presented. The policy pursued in this area is determined by the constitutional features of Russia as a social state.

 

Keywords: welfare state, voter, constitutional status, elections, digitalization, suffrage, electoral process.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Ин Н.Э. СОЦИАЛЬНЫЕ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА ГОСУДАРСТВА И ДОСТУПНОСТЬ ГОЛОСОВАНИЯ ИЗБИРАТЕЛЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ // Вестник науки №3 (60) том 2. С. 145 - 149. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7511 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7511



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.