'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 2
  4. Научная статья № 33

Просмотры  97 просмотров

Зимоглядов А.Н., Трубникова Н.И.

  


ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ *

  


Аннотация:
в работе выделяется несколько точек зрения на модель феномена эмоциональное выгорание. Рассматриваются различные точки зрения на факторы, способствующие эмоциональному выгоранию педагогов   

Ключевые слова:
эмоциональное выгорание, синдром, педагог, эконометрический фактор, модель   


УДК 159

Зимоглядов А.Н.
студент 5 курса института педагогики и психологии

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина

(г. Бийск, Россия)

 

Трубникова Н.И.
канд. психол. наук, доцент кафедры педагогики и психологии

Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет

имени В.М. Шукшина

(г. Бийск, Россия)


ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ

ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ

 

Аннотация: в работе выделяется несколько точек зрения на модель феномена эмоциональное выгорание. Рассматриваются различные точки зрения на факторы, способствующие эмоциональному выгоранию педагогов.

 

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, синдром, педагог, эконометрический фактор, модель.

 

В настоящее время определенной и общепризнанной в науке точки зрения на причины, механизмы и особенности возникновения и протекания эмоционального выгорания нет. Существует несколько моделей данного синдрома, описывающих данный феномен.

  1. Однофакторная модель эмоционального выгорания (Пайнс Э., Аронсон Э.). Эмоциональное выгорание – это состояние физического, когнитивного и эмоционального истощения, вызванного длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях.
  2. Двухфакторная модель (Дирендонк Д., Шауфели В., Сиксма Х.). Синдром эмоционального выгорания – это двухмерная конструкция, состоящая из деперсонализации и эмоционального истощения.
  3. Трехфакторная модель (Маслач К. и Джексон С.). Синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт, который включает в себя деперсонализацию, эмоциональное истощение и редукцию личных достижений.
  4. Четырехфакторная модель (Файрт, Маймс, Иваницкий, Шваб).

В четырехфакторной модели выгорания один из элементов (деперсонализация, эмоциональное истощение или редуцированные персональные достижения) разделяется на два отдельных фактора. Например, деперсонализация, связана с работой и с реципиентами соответственно.

Говоря о причинах эмоционального выгорания можно выделить следующие факторы:

  1. Индивидуальные факторы. Они связаны с психическими процессами, которые происходят внутри человека: характером, особенностями темперамента, ценностями и особенностями механизма психологической защиты, жизненными установками [2]. Считается, что молодые специалисты более подвержены риску проявления синдрома хронического стресса, особенно склонные к предъявлению завышенные требования к себе и результатам своей деятельности. В эту группу можно отнести людей, склонных к самопожертвованию с повышенным чувством ответственности [4].
  2. Социальные факторы. Факторы данной группы связаны с внешними воздействиями на человека, но при этом они вступают в психологическое взаимодействие с ним [2]. Можно сказать, что он реагирует на них в той или иной степени. Данный вид факторов, как правило, связан непосредственно повышенными требованиями со стороны начальства, с увеличением нагрузки, напряженными отношениями в коллективе, однообразной и монотонной работой, неудовлетворённостью уровнем жизни.

Каждый стрессогенный случай из практики не проходит бесследно. Постепенно эмоционально-энергетические ресурсы человека снижаются, и появляется необходимость в их восстановлении или сбережении, прибегнув при этом, к тем или иным приемам психологической защиты. Типичный вариант экономии ресурсов – эмоциональное выгорание. Педагоги спустя 11-16 лет работы в образовательной организации приобретают энергосберегающие стратегии исполнения профессиональной деятельности.

Группа внешних факторов, куда включаются условия материальной среды, содержание работы и социально-психологические условия деятельности, является наиболее представительной в области исследований эмоционального выгорания. Не случайно в некоторых работах подчеркивается доминирующая роль этих факторов в возникновении выгорания:

  • хроническая напряженная психоэмоциональная деятельность: такая деятельность связана с интенсивным общением, а именно, с целенаправленным восприятием партнеров и воздействием на них;
  • дестабилизирующая организация деятельности: недостаток оборудования, плохо структурированная и расплывчатая информация, наличие в ней «бюрократического шума», нечеткая организация и планирование труда;
  • повышенная ответственность за исполняемые функции и операции: представители массовых профессий обычно работают в режиме внутреннего и внешнего контроля;
  • неблагополучная психологическая атмосфера профессиональной деятельности: определяется двумя основными обстоятельствами – конфликтностью по горизонтали, в системе «коллега – коллега» и по вертикали, в системе «руководитель – подчиненный»;
  • психологически трудный контингент, с которым профессионал имеет дело в сфере общения: у педагогов и воспитателей это дети с задержками психического развития и аномалиями характера, нервной системы;
  • слабая мотивация эмоциональной отдачи в профессиональной деятельности: здесь рассматриваются два аспекта. Во-первых, профессионал в сфере общения не считает для себя необходимым или почему-то не заинтересован проявлять соучастие и сопереживание субъекту своей деятельности. Соответствующее умонастроение стимулирует не только эмоциональное выгорание, но и его крайние формы - равнодушие, душевную черствость, безразличие. Во-вторых, человек не привык, не умеет поощрять себя за сопереживание и соучастие, проявляемые по отношению к субъектам профессиональной деятельности;
  • нравственные дефекты и дезориентация личности: возможно, профессионал имел нравственный изъян еще до того, как стал работать с людьми, или приобрел в процессе деятельности.

К этому перечню можно добавить факторы, выделенные Решетовой Т.В. (2002 г.):

  • неэмоциональность или неумение общаться;
  • алекситимия во всех проявлениях (невозможность высказать словами свои ощущения), всегда связано с тревогой;
  • трудоголизм, когда происходит камуфлирование какой-либо проблемы работой (трудоголик чаще всего прикрывает темпом свою профессиональную несостоятельность);
  • люди без ресурсов (профессиональная состоятельность, экономическая стабильность, социальные связи, родственные связи, любовь, цель, здоровье и т.д.).

Но нельзя не учитывать и влияние социально-культурных факторов. Опираясь на результаты различных исследований, ученые выяснили, что уровень эмоционального выгорания у людей, работающих в профессиях типа человек-человек, всегда повышается в ситуациях социально-экономической нестабильности. Действительно, современные условия выступают как депрессогенные факторы за счет наличия в них негативного программирования. Особенно часто встречается негативное программирование в рекламных акциях. В частности, в рекламе лекарств.

Следует отметить, что сам по себе ни один из факторов не может вызвать выгорания. Его возникновение – это результат действия совокупности всех факторов, как на личностном, так и на профессиональном уровне. Совокупность многочисленных психических и эмоциональных факторов способна вызвать у педагогов неудовлетворенность, ухудшение самочувствия и настроения, накопление усталости. Данные физиологические показатели связаны с напряженностью работы, приводящей к профессиональному кризису, стрессу, психическому и эмоциональному истощению и выгоранию. Эти процессы ведут к снижению уровня профессиональной деятельности учителя, ему становится трудно справляться с возложенными на него обязанностями, теряет творческий настрой в отношении преподаваемой дисциплины.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Безносов, С. П. Профессиональная деформация личности: монография / С. П. Безносов. – Санкт-Петербург: Речь, 2004. – 272 с.
  2. Водопьянова, Н. Е. Противодействие синдрому выгорания в контексте ресурсной концепции человека / Н. Е. Водопьянова // Вестник Санкт-Петербургского университета. – 2009. – Вып. 2. – С. 75–86.
  3. Водопьянова, Н. Е. Синдром выгорания / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. – 336 с.
  4. Форманюк, Т. В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя / Т.В. Форманюк // Вопросы психологии. – 1994. – № 6. – С. 57-64.

 

Zimoglyadov A.N.
Altai State Humanitarian Pedagogical University named after V.M. Shukshin
(Biysk, Russia)

 

Trybnikova N.I.
Altai State Humanitarian Pedagogical University named after V.M. Shukshin
(Biysk, Russia)

FACTORS CONTRIBUTING TO DEVELOPMENT OF EMOTIONAL BURNOUT AMONG TEACHERS

 

Abstract: the paper highlights several points of view on the model of the phenomenon of emotional burnout. Various points of view on the factors contributing to the emotional burnout of teachers are considered.

 

Keywords: emotional burnout, syndrome, teacher, factor, model.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Зимоглядов А.Н., Трубникова Н.И. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ У ПЕДАГОГОВ // Вестник науки №3 (60) том 2. С. 177 - 182. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7517 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7517



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.