'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 2
  4. Научная статья № 35

Просмотры  51 просмотров

Аушева Т.А., Хадзиева А.А.

  


КРИЗИС ЭПОХИ И ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ А.Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР ПЕРВЫЙ» *

  


Аннотация:
в данной статье рассматривается кризис эпохи и личности в романе А.Н. Толстого «Петр Первый». Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. А.Н. Толстой создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России   

Ключевые слова:
эпоха, Петр Первый, кризис, личность, роман, Алексей Толстой, критика, преобразования   


УДК 82

Аушева Т.А.

магистрант 2 курса филологического факультета

Ингушский государственный университет

(г. Магас, Россия)

 

Научный руководитель:

Хадзиева А.А.

к.ф.н., доцент кафедры русской и зарубежной литературы

Ингушский государственный университет

(г. Магас, Россия)

 

КРИЗИС ЭПОХИ И ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ

А.Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР ПЕРВЫЙ»

 

Аннотация: в данной статье рассматривается кризис эпохи и личности в романе А.Н. Толстого «Петр Первый». Личность Петра и его эпоха волновали воображение писателей, художников, композиторов многих поколений. А.Н. Толстой создает многоплановую композицию, что дает ему возможность показать жизнь самых различных слоев населения России.

 

Ключевые слова: эпоха, Петр Первый, кризис, личность, роман, Алексей Толстой, критика, преобразования.

 

Фигура Петра в изображении А.Н. Толстого многопланова и сложна. Образ царя дан в динамике, в начале романа Петр – подросток, яростно отстаивающий свое право на царский престол. Он переживает много трудных событий: убийства, заговоры, бегство, бунт стрельцов, казни и т.д. Затем герой становится государственным мужем, опытным дипломатом, проницательным и бесстрашным руководителем страны. Писатель изображает новые пути развития русского государства. А.Н. Толстой изображает Петра Первого простым, лишенным наигранной важности. Читатель наблюдает это на приеме у посла и у кузнечного горна, крепящим снасти на паруснике и в сражении со шведами. Герой поражает своей энергией, умом, волей.

Пренебрегши вековые устои, он велит “знатность по годности считать”. Государь ценит талантливых людей, дает им возможность развить свои способности, щедро награждает. Однако, исследуемый нами роман, – это не только “жизнеописание” царя Петра I, ведь показать личность великого человека невозможно вне исторического контекста. Писатель воссоздает в произведении основные исторические события своей эпохи: стрелецкие бунты, Азовские походы, войну со шведами, строительство Петербурга. Эпоха великого царя не определяется только событиями российского масштаба. А.Н. Толстой изображает также европейцев: турков, поляков, шведов.

Эпоха Петра создается в романе и изображением его сподвижников: Александра Меншикова, Алексея Бровкина, Никиты Демидова, – пришедших из низов и с честью отставших за передовое дело царя. Основной кризис эпохи в изображении писателя состоит в том, что Петр, стремящийся изменить Россию, думающий о будущем русских людей, находит средства для реформ у тех, ради кого они совершаются. Ненависть народа ярко проглядывается в «массовых беспорядках». Такие события воспитывали характер государя, постепенно превращая его в опытного деятеля. Боярство тоже сопротивляется перестройкам Петра, рассуждает по старинке: «Мишка-то наш математику заучает. Уж не знаю, чего с его бедной головкой изделается-то... Все равно маво Мишку математике не научишь, поставлена Москва без математики, и жили, слава богу, пятьсот лет без математики − лучше нынешнего...» [1, c. 98].

Писатель изображал Петра Первого многопланово, давая читателю понять, насколько сложна и важна эта фигура. Образ царя не статичен, автор дает его в развитии. Царь постоянно стремится вперед, прокладывая для страны новые пути развития. Петр изучает много ремесел, он энергичен и умен, его отличают такие черты, как сила воли и мужество. Высоко ценит государь талантливых людей, желающих развить свои способности. Он щедр с теми, кто добивается своих целей путем трудолюбия. Следует отметить и сподвижников Петра, которые занимают важное место в романе. Петра первого окружали выходцы из знати: Шереметев, Репнин, верой и правдой служившие делу царя.

Ярко изображает А.Н. Толстой массовые народные сцены. Народ в романе многолик, он страдает, но не прекращает бороться. Большое внимание уделяется не только внутренней политике, но и становлению России в Европе, утверждению ее положения. Писатель раскручивает много сюжетных линий, отражающие судьбы различных героев. Действие произведения развивается последовательно. Каждый поворот сюжета несет в себе определенный виток развития нового общества. Картина романа-эпопеи «Петр Первый» многопланова. Вся многоликая Россия изображена в бурной круговерти исторических событий. Широко изображает в своем произведении автор жизнь простых людей.

Таким образом, мы проанализировали роман А.Н. Толстого «Петр Первый» и выявили ту, многоплановую композицию произведения, что дает писателю возможность показать жизнь самых различных слоев населения России, жизнь народных масс. Писатель ярко изображает массовые народные сцены. Именно в них четко виден кризис той эпохи.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. А.Н. Толстой «Петр Первый» // М.: Классика, 2000г. С. 736 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Аушева Т.А., Хадзиева А.А. КРИЗИС ЭПОХИ И ЛИЧНОСТИ В РОМАНЕ А.Н. ТОЛСТОГО «ПЕТР ПЕРВЫЙ» // Вестник науки №3 (60) том 2. С. 188 - 191. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7519 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7519



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.