'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 2
  4. Научная статья № 52

Просмотры  58 просмотров

Волкова Е.В., Никонова Е.А., Щипицына Е.А.

  


УСТРОЙСТВО АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК НА ДОРОГАХ *

  


Аннотация:
автобусная останова до сих пор является часто посещаемым местом большинства граждан. Но в большинстве случаев мы имеем дело с остановками, которые не отвечают современным требования и запросам общества   

Ключевые слова:
автобусная остановка, универсальный дизайн, общественный транспорт, маломобильные группы населения   


УДК 627.7

Волкова Е.В.

доцент кафедры автомобильных дорог
Иркутский национальный исследовательский технический университет

(г. Иркутск, Россия)

 

Никонова Е.А.

студент кафедры автомобильных дорог

Иркутский национальный исследовательский технический университет

(г. Иркутск, Россия)

 

Щипицына Е.А.

студент кафедры автомобильных дорог

Иркутский национальный исследовательский технический университет

(г. Иркутск, Россия)

 

УСТРОЙСТВО АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК НА ДОРОГАХ

 

Аннотация: автобусная останова до сих пор является часто посещаемым местом большинства граждан. Но в большинстве случаев мы имеем дело с остановками, которые не отвечают современным требования и запросам общества.

 

Ключевые слова: автобусная остановка, универсальный дизайн, общественный транспорт, маломобильные группы населения.

 

Автобусные остановки на загородных трассах дают возможность передвигаться людям на маршрутном транспорте между малыми населенными пунктами и городом. Однако зачастую мы имеем дело с автобусными остановками, которые не соответствуют нормативным техническим требованиям к их элементам.

 Также в существующих стандартах не учтены нюансы, связанные с погодными условиями. Например, павильоны автобусных остановок полностью сделаны из стеклянных панелей или поликарбоната и имеют такую форму, которая не защищает их от солнца, дождя, ветра и других погодных условий, и несмотря на это, они сильно загрязнены.  Иные имеют низкую пропускную способность. Другая проблема автобусных остановок - недоступность для людей с ограниченными возможностями, пожилых людей, детей и туристов.

Актуальность. Большинство городских жителей, не имеющих личного автомобиля, проводят значительную часть времени на остановках общественного транспорта и пешеходных зонах. Современный ритм жизни требует от человека следовать строгому графику в течение дня, поэтому даже время, проведенное на автобусной остановке, должно быть продуктивным и удобным.

Цель: предложения по разработке мероприятий для создания многофункционального остановочного пункта, отвечающего современным требованиям.

В качестве примера мы рассмотрели остановку общественного транспорта, расположенную на федеральной автомобильной дороге Р-258 от г. Иркутска до г. Шелехов (рис. 1).  Необходимо проанализировать состояние остановочного пункта, рассмотреть особенности и недостатки организации безопасности пешеходов на этом участке.

Рис. 1. Схема маршрута общественного транспорта на федеральной автомобильной дороге Р-258 от г. Иркутска до г. Шелехов

 

Большой опыт организации остановочных пунктов, особенно в области универсального дизайна накоплен в университете Северной Каролины (США). К основным принципам универсального дизайна остановочных пунктов относят:

  • равенство и гибкость в использовании;
  • простой и интуитивно понятный дизайн;
  • легко воспринимаемая информация;
  • допустимость ошибки;
  • низкое физическое усилие;
  • размер и пространство для доступа и использования.

Наша остановка принята всеми категориями граждан, в том числе маломобильными гражданами. Согласно нормативным документам к маломобильным группам населения относятся: инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата (включая инвалидов-колясочников), инвалиды с нарушениями зрения или слуха, пожилые люди (60 лет и старше), беременные женщины и лица с хроническими заболеваниями, люди с детскими колясками, дошкольники.

Основной концепцией предлагаемой формы остановки стала стрелка, в форме которой выполнены элементы остановки, указывающие в сторону направления транспорта (рис. 2).

 

Рис. 2. Общий вид автобусных остановок

 

В качестве примеров была взята одна из остановок от г. Иркутска до г. Шелехов, через которую проходят три основных маршрута общественного транспорта — это автобусы под номерами 119,120 и 126.

Наша остановка вмещает большое количество людей, поэтому предлагаемый дизайн остановки должен удовлетворять разным категориям граждан.  Присутствуют удобные скамейки с разной высотой, что позволяет не только присесть, а также облокотиться на них. Мы оснастили остановку поручнем и подставкой, на которую можно поставить кофе или пакеты.

Лаконичную форму остановки дополняют стеклянные перегородки с обеих сторон. Через стекло дизайн не загораживает обзор встречного транспорта, но в то же время является еще одной преградой для плохих погодных условий.

Также стрелки несут собой навигационную функцию. Пластина разделена на три части, каждой из которой присвоен отдельный цвет, соответствующий цвету автобусных маршрутов, проходящих через эту остановку. На каждой стрелке также обозначен маршрут и основные достопримечательности, мимо которых проходит автобус. Название остановки, на котором находит остановочный пункт также выделено цветом.

В ночное время как вся остановка, так и стеклянные пластины подсвечиваются, что дает возможность комфортного использования остановочного пункта в любое время суток. Такой дизайн поможет легко ориентироваться не только жителям города, но и туристам, а также детям и людям с ментальными особенностями.

Остановка также оборудована электронным дисплеем, чтобы человек мог открыть карту города и найти информацию о подходящем транспорте для всех существующих автобусных маршрутов и остановок. Рядом с дисплеем находятся кнопки для вызова экстренной помощи и еще одна для вызова голосовых помощников и такси.

Также звуковые оповещения на остановках оповещают о приближающемся транспорте, что особенно актуально для слабовидящих и детей.

Напротив электронного табло объявлений предусмотрена парковка для велосипедов, и вся карта ближайших пунктов. Эта система организована для тех, кто предпочитает велосипед общественному транспорту, а потому он более централизованный. Велосипедные станции легко найти, так как они установлены на каждой остановке.

На территории остановки также будут питьевые фонтанчики на разных уровнях. Простота использования удобна для детей и людей с ограниченными возможностями.

Мусорные баки на остановках имеют три отсека для разных видов мусора (рис. 3).

Рис. 3. Обустройство автобусных остановок

 

По всему периметру остановка оснащена тактильными плитами, что даёт возможность использования остановочного пункта незрячим и слабовидящим людям. В верхней части находится солнечная панель, обеспечивающая энергией все существующие электронные устройства, и в зависимости от времени суток, меняющих свое направление.

Следовательно, остановку можно назвать универсальной, так как она предназначена для всех категорий граждан.  За счет своей нестандартной формы и подобранных цветов остановка может быть расположена в любой местности от города Иркутск до другого города, а также в районах новой застройки. Такое обустройство остановочного пункта отвечает большинству потребностей общества, и более экологична, по сравнению с другими аналогами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. В.Новиков, М.Школьников, Н.Присецкая, П.Обиух. Иллюстрированное справочное пособие «Доступная среда для инвалидов». Город Москва, 2003 – с.6.
  2. Статья РОИ «Перспектива» «Что такое универсальный дизайн» [Электронный ресурс]. URL: https://perspektivainva.ru/universaldesign/conception.
  3. Чигаева Н. Н. «Организация остановок общественного транспорта и пешеходных зон в г. Чите: проблемы и перспективы». Молодой ученый. – 2015. – №14. – С. 654-659. [Электронный ресурс]. URL: https://moluch.ru/archive/94/20979/.
  4. СП 53.13330.2019 «Планировка и застройка территории ведения гражданами садоводства. Здания и сооружения».
  5. СП 42.13330.2016 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений».
  6. ОСТ 218.1.002-2003 «Автобусные остановки на автомобильных дорогах».
  7. Савельева Л.В., Янкина А.А., Калинина Н.С. «Анализ современного опыта проектирования транспортно-пересадочных комплексов».
  8. Касаткина Л.А., Попова И.Л., Удина И.А. учебно-методическое пособие «Архитектурное проектирование. Часть 2. Остановка общественного транспорта».
  9. ГОСТ Р 51090-2017 «Средства общественного пассажирского транспорта».
  10. СП 34.13330.2021 «Автомобильные дороги».

 

Volkova E.V.

Associate Professor of the Department of Highways

Irkutsk National Research Technical University

(Irkutsk, Russia)

 

Nikonova E.A.

student of the Department of Highways

Irkutsk National Research Technical University

(Irkutsk, Russia)

 

Shchipitsyna E.A.

student of the Department of Highways

Irkutsk National Research Technical University

(Irkutsk, Russia)

 

ARRANGEMENT OF BUS STOPS ON THE ROADS

 

Abstract: the bus stop is still a frequently visited place for most citizens. But in most cases we are dealing with stops that do not meet modern requirements and demands of society.

 

Keywords: bus stop, universal design, public transport, low-mobility groups of population.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 2

  


Ссылка для цитирования:

Волкова Е.В., Никонова Е.А., Щипицына Е.А. УСТРОЙСТВО АВТОБУСНЫХ ОСТАНОВОК НА ДОРОГАХ // Вестник науки №3 (60) том 2. С. 291 - 298. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7536 (дата обращения: 23.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7536



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.