'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 3
  4. Научная статья № 7

Просмотры  72 просмотров

Лозученко А.В., Стрижкина И.В.

  


ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СОСТАВЕСИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА *

  


Аннотация:
в работе ведется сравнение основных налоговых доходов Алтайского края с субъектами Сибирского федерального округа. Также рассматриваются основные проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета   

Ключевые слова:
бюджет, налоги, налоговые доходы, консолидированный бюджет   


УДК 336.146

Лозученко А.В.
студент кафедры региональной экономики и управления

Алтайский государственный университет

(г. Барнаул, Россия)

Стрижкина И.В.
канд. экон. наук, доцент кафедры региональной экономики и управления

Алтайский государственный университет
(г. Барнаул, Россия)

ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА

АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СОСТАВЕ

СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА

 

Аннотация: в работе ведется сравнение основных налоговых доходов Алтайского края с субъектами Сибирского федерального округа. Также рассматриваются основные проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета.

 

Ключевые слова: бюджет, налоги, налоговые доходы, консолидированный бюджет.

 

Налоги выступают в качестве одного из наиболее эффективных инструментов регулирования экономических отношений. Хорошо функционирующая налоговая система в обязательном порядке должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, муниципальных интересов и интересов граждан страны, содействовать развитию реальных секторов национальной экономики, предпринимательства и развития инвестиционной деятельности. Налоговые платежи и сборы, выступающие в качестве обязательных эквивалентов хозяйствующих единиц и частных лиц, которые взимаются для обеспечения эффективности производства и реализации, обязаны сглаживать последствия экономических кризисов и формировать достаточные стимулы для увеличения уровня эффективности производства.

Эффективно функционирующая налоговая система, отражающая сформированные в данной области, как общие закономерности, так и особенности отдельных государств, положительно влияет на развитие национальной экономики, расширяет область деловой активности частных лиц.

Разделение существующих налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными структурами отражается в налоговом федерализме, от организации которого в значительной мере зависит регулирование налоговых доходов между государственным центром и отдельными региональными центрами и формирование доходной части бюджетов любых уровней.

Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках данной территории через действующие там в них бюджеты. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше– и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений). В современных условиях консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации почти не имеет активных функций (можно выделить лишь функцию объединения и информационную функцию), поскольку это скорее статистико-аналитическая категория, а не финансовый инструмент.

 Консолидированный бюджет субъекта РФ не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ. Он представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории конкретного субъекта РФ. Для управления государственными делами на региональном уровне необходимо знать, какие финансовые средства аккумулируются в границах данной территории. Формируемые на территории субъекта РФ бюджеты – региональный и местные – представляют собой обособленные, самостоятельные денежные фонды. Поэтому для достижения вышеназванной цели и формируется консолидированный бюджет региона, в котором можно было бы учесть все бюджеты, действующие на территории конкретного субъекта РФ [1].

Бюджет Алтайского края на 2022 г. утвержден законом края от 30.11.2021 № 105-ЗС «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации разрабатывается одновременно с проектом регионального бюджета, но не утверждается органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.

Например, на основе его показателей производится расчет налоговой нагрузки по региональным и местным налогам, определяется объем социальных расходов государства, реализованных на территории конкретного региона, и ряд других показателей, характеризующих уровень вмешательства государства в экономику.

В составе консолидированного бюджета края 708 бюджетов:

  • краевой бюджет;
  • 10 – бюджетов городских кругов;
  • 58 – бюджетов муниципальных районов (с 01.04.2021 Залесовский муниципальный район преобразован в муниципальный округ);
  • 639– бюджетов городских и сельских поселений, из которых 7 городских поселений и 632 сельских поселений [2].

Для анализа рассмотрим поступления отдельных налоговых доходов в расчете на душу населения по регионам Сибирского федерального округа Российской Федерации, чтобы дать более точную оценку налоговым доходам Алтайского края.

По объему поступления основных налоговых доходов в расчете на душу населения край занимает нижние позиции среди регионов Сибирского федерального округа Российской Федерации, что демонстрируют данные таблицы 1.

 

Таблица 1. Поступление налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций на душу населения по регионам Сибирского федерального округа Российской Федерации [3,4,5]

Регион

Численность населения на 01.01.2021(в тыс. чел.)

Налог на доходы физических лиц на 01.01.2021

Налог на прибыль на 01.01.2021

поступило всего (в млрд. руб.)

на душу населения (в рублях)

поступило всего (в млрд. руб.)

на душу населения (в рублях)

Алтайский край

2 296,4

32,8

14 264

21,5

9 349

Республика Алтай

221

4,1

18 609

1,1

5 107

Республика Тыва

330,4

5,2

15 664

1,3

3 965

Республика Хакасия

532

10,1

18 963

14,5

27 296

Красноярский край

2 855,9

91,3

31 982

218,8

76 651

Иркутская область

2 375

69,1

29 085

90,5

38 118

Кемеровская область

2 633,4

60,8

23 080

100,6

38 217

Новосибирская область

2 785,8

72,7

26 086

58,1

20 847

Омская область

1 903,7

34,6

18 199

22,2

11 648

Томская область

1 070,3

25,3

23 656

15,4

14 380

 

- Ниже уровня Алтайского края;

 

- Выше уровня Алтайского края не более чем на 10,0 процентов;

 

- Выше уровня Алтайского края более чем на 10 процентов, но не более чем на 30 процентов;

 

- Выше уровня Алтайского края более чем на 30 процентов.

             

 

Так, по объему поступления налога на доходы физических лиц на душу населения Алтайский край занимает последнее место, а по объему поступления налога на прибыль опережает лишь республики Алтай и Тыва. Низкий уровень поступления данного налога объясняется низким уровнем оплаты труда, обусловленным спецификой развития региона (сельскохозяйственный край).

Проблема низкой оплаты труда усугубляется «теневой» занятостью населения. По данным официальной статистики 27,2% работающего населения края занято в неформальном секторе экономики.

Низкий уровень поступления налога на прибыль на душу населения связан со снижением объемов производства и уменьшением налогооблагаемой прибыли по отдельным налогоплательщикам.

Более высоких позиций среди регионов Сибирского федерального округа Российской Федерации краю удается достичь по объему поступления налогов, взимаемых в рамках специальных режимов налогообложения, регионального транспортного и местных налогов в расчете на душу населения, о чем говорят данные таблицы 2.

 

Таблица 2. Поступления по региональным налогам, местным налогам и налогам, взимаемым в рамках специальных режимов налогообложения, на душу населения по регионам Сибирского федерального округа Российской Федерации [3,4,5]

Регион

Региональные налоги

Местные налоги

налог на имущество организаций

транспортный налог

налог на имущество физических лиц

земельный налог

Алтайский край

2 201

1 044

373

774

Республика Алтай

2 766

830

250

661

Республика Тыва

1 624

571

113

448

Республика Хакасия

4 663

869

589

1 073

Красноярский край

7 486

1 069

270

616

Иркутская область

6 907

1 148

229

1 093

Кемеровская область

4 300

902

223

1 303

Новосибирская область

4 064

1 047

390

1 403

Омская область

2 708

886

188

718

Томская область

5 464

1 197

333

1 436

 

- Ниже уровня Алтайского края;

 

- Выше уровня Алтайского края не более чем на 10 процентов;

 

- Выше уровня Алтайского края более чем на 10 процентов, но не более чем на 30 процентов;

 

- Выше уровня Алтайского края более чем на 30 процентов.

           

 

Так, по объему поступления налога на имущество физических лиц на душу населения Алтайский край уступает лишь Республике Хакасия, Новосибирской и Томской областям.

Такая высокая позиция обусловлена поздним переходом Алтайского края к налогообложению от кадастровой стоимости имущества физических лиц – с 1 января 2020 года.

Налоговая база по налогу на имущество физических лиц за более ранние налоговые периоды определялась исходя из инвентаризационной стоимости, скорректированной на коэффициент-дефлятор, установленный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации.

Таким образом, доминирующее положение в структуре доходов консолидированного бюджета Алтайского края занимают налоговые доходы.

Год от года наблюдается их рост. Основополагающую роль в формировании налоговых доходов края играют федеральные налоги.

Положение края среди регионов Сибирского федерального округа Российской Федерации по объему поступления отдельных налогов в расчете на душу населения неоднозначно.

Таким образом, можно считать основными, по нашему мнению, проблемами формирования налоговых доходов федерального бюджета:

  1. Несовершенство налоговой системы, проявляющееся в недостаточной увязке с темпами развития экономики и деятельностью субъектов экономики, являющихся налогоплательщиками.
  2. Повышение ставок налогов для увеличения налоговых поступлений в бюджет неуместно в современных условиях, так как их рост увеличивает издержки производства на ведение бизнеса, снижая прибыли и соответственно налоговые поступления.
  3. За счет неблагоприятного налогового режима растет теневая экономика и льготная, которая принимает незначительное участие в формировании доходов бюджета.

Для повышения налоговых поступлений следует оптимизировать налоговые ставки соответственно взаимовыгодному росту доходов государства и субъектов экономики, стимулировать национальное производство (в том числе инновационного), тем самым увеличивая базу налогообложения и создание гибкой системы налогообложения, предусматривающей льготы для развития новых видов производств. Будут расти налоговые поступления в бюджет, создаваться новые рабочие места и таким образом, будет вестись в целом формирование благоприятной экономической среды.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Белоусов Д.С. Финансовое право : курс лекций / Д. С. Белоусов. — М. Экзамен, 2007. — 111 c. — ISBN 2227-8397.
    Информационные материалы. Официальный сайт Министерства финансов Алтайского края URL: https://www.minfin.alregn.ru./ (дата обращения: 01.01.23).
  2. Отчеты об исполнении бюджета Алтайского края и местных бюджетов. Официальный сайт Управления Федерального казначейства по Алтайскому краю URL: https://www.altay.roskazna.ru./ (дата обращения: 01.01.23).
  3. Данные по формам статистической налоговой отчетности. Официальный сайт Федеральной налоговой службы Российской Федерации URL: https://www.nalog.ru/ (дата обращения: 01.01.23).
  4. Информационно-аналитические материалы. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики URL: https://www.rosstat.gov.ru./ (дата обращения: 01.01.23).
  5. Данные об исполнении консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации на 01.01.2020. Официальный сайт Министерства финансов Российской Федерации URL: https://www.minfin.ru/(дата обращения: 01.01.23).
  6. Стрижкина И.В. К вопросу о влиянии системы налогообложения субъектов малого и среднего бизнеса на формирование регионального и местного бюджета (на материалах Алтайского края и г. Барнаула) // Экономика и социум. – 2021 №2.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Лозученко А.В., Стрижкина И.В. ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СОСТАВЕСИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 43 - 50. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7544 (дата обращения: 07.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7544



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.