'
Лозученко А.В., Стрижкина И.В.
ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СОСТАВЕСИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА *
Аннотация:
в работе ведется сравнение основных налоговых доходов Алтайского края с субъектами Сибирского федерального округа. Также рассматриваются основные проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета
Ключевые слова:
бюджет, налоги, налоговые доходы, консолидированный бюджет
УДК 336.146
Лозученко А.В.
студент кафедры региональной экономики и управления
Алтайский государственный университет
(г. Барнаул, Россия)
Стрижкина И.В.
канд. экон. наук, доцент кафедры региональной экономики и управления
Алтайский государственный университет
(г. Барнаул, Россия)
ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА
АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СОСТАВЕ
СИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА
Аннотация: в работе ведется сравнение основных налоговых доходов Алтайского края с субъектами Сибирского федерального округа. Также рассматриваются основные проблемы формирования налоговых доходов федерального бюджета.
Ключевые слова: бюджет, налоги, налоговые доходы, консолидированный бюджет.
Налоги выступают в качестве одного из наиболее эффективных инструментов регулирования экономических отношений. Хорошо функционирующая налоговая система в обязательном порядке должна обеспечивать сбалансированность общегосударственных, региональных, муниципальных интересов и интересов граждан страны, содействовать развитию реальных секторов национальной экономики, предпринимательства и развития инвестиционной деятельности. Налоговые платежи и сборы, выступающие в качестве обязательных эквивалентов хозяйствующих единиц и частных лиц, которые взимаются для обеспечения эффективности производства и реализации, обязаны сглаживать последствия экономических кризисов и формировать достаточные стимулы для увеличения уровня эффективности производства.
Эффективно функционирующая налоговая система, отражающая сформированные в данной области, как общие закономерности, так и особенности отдельных государств, положительно влияет на развитие национальной экономики, расширяет область деловой активности частных лиц.
Разделение существующих налоговых полномочий и ответственности между центральными и территориальными структурами отражается в налоговом федерализме, от организации которого в значительной мере зависит регулирование налоговых доходов между государственным центром и отдельными региональными центрами и формирование доходной части бюджетов любых уровней.
Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Он используется для расчетов и анализа финансовых ресурсов, аккумулируемых в рамках данной территории через действующие там в них бюджеты. Это имеет значение для прогнозирования социально-экономического развития страны в целом и ее территориальных подразделений, а также для формирования взаимоотношений с выше– и нижестоящими органами власти (межбюджетных отношений). В современных условиях консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации почти не имеет активных функций (можно выделить лишь функцию объединения и информационную функцию), поскольку это скорее статистико-аналитическая категория, а не финансовый инструмент.
Консолидированный бюджет субъекта РФ не утверждается законодательным органом данного субъекта РФ. Он представляет собой статистический свод бюджетных показателей, отражающих обобщенные данные по расходам и доходам, источникам поступления финансовых средств и направлениям их использования на территории конкретного субъекта РФ. Для управления государственными делами на региональном уровне необходимо знать, какие финансовые средства аккумулируются в границах данной территории. Формируемые на территории субъекта РФ бюджеты – региональный и местные – представляют собой обособленные, самостоятельные денежные фонды. Поэтому для достижения вышеназванной цели и формируется консолидированный бюджет региона, в котором можно было бы учесть все бюджеты, действующие на территории конкретного субъекта РФ [1].
Бюджет Алтайского края на 2022 г. утвержден законом края от 30.11.2021 № 105-ЗС «О краевом бюджете на 2022 год и на плановый период 2023 и 2024 годов». Консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации разрабатывается одновременно с проектом регионального бюджета, но не утверждается органом законодательной (представительной) власти субъекта Российской Федерации.
Например, на основе его показателей производится расчет налоговой нагрузки по региональным и местным налогам, определяется объем социальных расходов государства, реализованных на территории конкретного региона, и ряд других показателей, характеризующих уровень вмешательства государства в экономику.
В составе консолидированного бюджета края 708 бюджетов:
Для анализа рассмотрим поступления отдельных налоговых доходов в расчете на душу населения по регионам Сибирского федерального округа Российской Федерации, чтобы дать более точную оценку налоговым доходам Алтайского края.
По объему поступления основных налоговых доходов в расчете на душу населения край занимает нижние позиции среди регионов Сибирского федерального округа Российской Федерации, что демонстрируют данные таблицы 1.
Таблица 1. Поступление налога на доходы физических лиц и налога на прибыль организаций на душу населения по регионам Сибирского федерального округа Российской Федерации [3,4,5]
Регион |
Численность населения на 01.01.2021(в тыс. чел.) |
Налог на доходы физических лиц на 01.01.2021 |
Налог на прибыль на 01.01.2021 |
|||
поступило всего (в млрд. руб.) |
на душу населения (в рублях) |
поступило всего (в млрд. руб.) |
на душу населения (в рублях) |
|||
Алтайский край |
2 296,4 |
32,8 |
14 264 |
21,5 |
9 349 |
|
Республика Алтай |
221 |
4,1 |
18 609 |
1,1 |
5 107 |
|
Республика Тыва |
330,4 |
5,2 |
15 664 |
1,3 |
3 965 |
|
Республика Хакасия |
532 |
10,1 |
18 963 |
14,5 |
27 296 |
|
Красноярский край |
2 855,9 |
91,3 |
31 982 |
218,8 |
76 651 |
|
Иркутская область |
2 375 |
69,1 |
29 085 |
90,5 |
38 118 |
|
Кемеровская область |
2 633,4 |
60,8 |
23 080 |
100,6 |
38 217 |
|
Новосибирская область |
2 785,8 |
72,7 |
26 086 |
58,1 |
20 847 |
|
Омская область |
1 903,7 |
34,6 |
18 199 |
22,2 |
11 648 |
|
Томская область |
1 070,3 |
25,3 |
23 656 |
15,4 |
14 380 |
|
|
- Ниже уровня Алтайского края; |
|||||
|
- Выше уровня Алтайского края не более чем на 10,0 процентов; |
|||||
|
- Выше уровня Алтайского края более чем на 10 процентов, но не более чем на 30 процентов; |
|||||
|
- Выше уровня Алтайского края более чем на 30 процентов. |
|||||
Так, по объему поступления налога на доходы физических лиц на душу населения Алтайский край занимает последнее место, а по объему поступления налога на прибыль опережает лишь республики Алтай и Тыва. Низкий уровень поступления данного налога объясняется низким уровнем оплаты труда, обусловленным спецификой развития региона (сельскохозяйственный край).
Проблема низкой оплаты труда усугубляется «теневой» занятостью населения. По данным официальной статистики 27,2% работающего населения края занято в неформальном секторе экономики.
Низкий уровень поступления налога на прибыль на душу населения связан со снижением объемов производства и уменьшением налогооблагаемой прибыли по отдельным налогоплательщикам.
Более высоких позиций среди регионов Сибирского федерального округа Российской Федерации краю удается достичь по объему поступления налогов, взимаемых в рамках специальных режимов налогообложения, регионального транспортного и местных налогов в расчете на душу населения, о чем говорят данные таблицы 2.
Таблица 2. Поступления по региональным налогам, местным налогам и налогам, взимаемым в рамках специальных режимов налогообложения, на душу населения по регионам Сибирского федерального округа Российской Федерации [3,4,5]
Регион |
Региональные налоги |
Местные налоги |
|||
налог на имущество организаций |
транспортный налог |
налог на имущество физических лиц |
земельный налог |
||
Алтайский край |
2 201 |
1 044 |
373 |
774 |
|
Республика Алтай |
2 766 |
830 |
250 |
661 |
|
Республика Тыва |
1 624 |
571 |
113 |
448 |
|
Республика Хакасия |
4 663 |
869 |
589 |
1 073 |
|
Красноярский край |
7 486 |
1 069 |
270 |
616 |
|
Иркутская область |
6 907 |
1 148 |
229 |
1 093 |
|
Кемеровская область |
4 300 |
902 |
223 |
1 303 |
|
Новосибирская область |
4 064 |
1 047 |
390 |
1 403 |
|
Омская область |
2 708 |
886 |
188 |
718 |
|
Томская область |
5 464 |
1 197 |
333 |
1 436 |
|
|
- Ниже уровня Алтайского края; |
||||
|
- Выше уровня Алтайского края не более чем на 10 процентов; |
||||
|
- Выше уровня Алтайского края более чем на 10 процентов, но не более чем на 30 процентов; |
||||
|
- Выше уровня Алтайского края более чем на 30 процентов. |
||||
Так, по объему поступления налога на имущество физических лиц на душу населения Алтайский край уступает лишь Республике Хакасия, Новосибирской и Томской областям.
Такая высокая позиция обусловлена поздним переходом Алтайского края к налогообложению от кадастровой стоимости имущества физических лиц – с 1 января 2020 года.
Налоговая база по налогу на имущество физических лиц за более ранние налоговые периоды определялась исходя из инвентаризационной стоимости, скорректированной на коэффициент-дефлятор, установленный приказом Министерства экономического развития Российской Федерации.
Таким образом, доминирующее положение в структуре доходов консолидированного бюджета Алтайского края занимают налоговые доходы.
Год от года наблюдается их рост. Основополагающую роль в формировании налоговых доходов края играют федеральные налоги.
Положение края среди регионов Сибирского федерального округа Российской Федерации по объему поступления отдельных налогов в расчете на душу населения неоднозначно.
Таким образом, можно считать основными, по нашему мнению, проблемами формирования налоговых доходов федерального бюджета:
Для повышения налоговых поступлений следует оптимизировать налоговые ставки соответственно взаимовыгодному росту доходов государства и субъектов экономики, стимулировать национальное производство (в том числе инновационного), тем самым увеличивая базу налогообложения и создание гибкой системы налогообложения, предусматривающей льготы для развития новых видов производств. Будут расти налоговые поступления в бюджет, создаваться новые рабочие места и таким образом, будет вестись в целом формирование благоприятной экономической среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3
Ссылка для цитирования:
Лозученко А.В., Стрижкина И.В. ДОХОДЫ КОНСОЛИДИРОВАННОГО БЮДЖЕТА АЛТАЙСКОГО КРАЯ В СОСТАВЕСИБИРСКОГО ФЕДЕРАЛЬНОГО ОКРУГА // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 43 - 50. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7544 (дата обращения: 07.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*