'
Боева Е.Л.
«МАМА, МЕНЯ ОБИЖАЮТ»: ПОЧЕМУ ВАЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКУЮ ТРАВЛЮ *
Аннотация:
травля (буллинг) может значительно усложнить жизнь ребёнку. Это проблема, которая была и остаётся актуальной несмотря на то, что наше общество в целом развивается и стремится к более бережному общению друг с другом
Ключевые слова:
буллинг, виды буллинга, школьные проблемы, детская социализация
DOI: 10.24412/2712-8849-2023-360-74-79
УДК 37.06
Боева Е.Л.
директор
Центр образования №1 «Академия знаний» имени Н.П. Шевченко
Старооскольского городского округа
(г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия)
«МАМА, МЕНЯ ОБИЖАЮТ»:
ПОЧЕМУ ВАЖНО ОБРАЩАТЬ
ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКУЮ ТРАВЛЮ
Аннотация: травля (буллинг) может значительно усложнить жизнь ребёнку. Это проблема, которая была и остаётся актуальной несмотря на то, что наше общество в целом развивается и стремится к более бережному общению друг с другом.
Ключевые слова: буллинг, виды буллинга, школьные проблемы, детская социализация.
Буллинг или травля (от английского bullying) — это деструктивное поведение, характеризующееся агрессией и издевательствами над одним членом коллектива со стороны другого (других), направленное на дестабилизацию эмоционального состояния жертвы, а также самоутверждения за её счет.
Прямая и косвенная травля
Буллинг может проявляться в двух основных формах. Первая — прямая: подразумевает под собой физическое истязание жертвы, угрозы и оскорбления. Другая же форма травли — косвенная. Обычно она выражается в сплетнях, насмешках, клевете и других формах. В образовательных учреждениях обычно дети скрывают от родителей факт буллинга. Из-за этого агрессор осознает, что останется безнаказанным.
«Из-за того, что я выглядела необычно, я подвергалась травле со стороны мальчиков из класса старше меня. Они издевались надо мной тем, что ставили мне подножки, громко кричали оскорбления в коридорах. Один раз мне чуть не сломали палец. Это происходило из-за того, что я выглядела не так, как остальные. Также никто из взрослых не обращал внимание на происходящего. При этом я не считаю, что должна была изменить свою внешность: агрессоры сами должны были изменить своё поведение». (Девочка, 15 лет)
Безусловно, классные руководители и родители учеников обязаны знать, на что стоит обратить внимание, чтобы вовремя вмешаться в проблему и разрешить её. В корне неправильно обесценивать происходящее фразами по типу: «не обращай внимание», «ты ему(ей) просто нравишься, он(а) так заигрывает». Так мы словно закрываем глаза на эмоциональный урон, нанесённый жертве травли, а также лишаем её возможности рассказать о своей проблеме. Такое отношение к проблеме травли со стороны авторитетного взрослого внушает ребёнку мысль о том, что происходящее с ним – норма, а ведь это не так.
Важно определить, где проходит граница, разделяющая нормальное общение и деструктивное. В последние годы нередко слышны разговоры о том, что определения травли сильно размыты, что дети стали «слишком чувствительными» и понятие травли «существует только потому, что дети позволяют над собой издеваться». Действительно важно разделять травлю и другие неприятные взаимодействия, такие как ссоры и конфликты. Для того, чтобы дети понимали такую разницу, взрослые должны поговорить с ними о том, что такое конструктивная критика, а также о том, как правильно отстаивать свою точку зрения. Но также возможна и обратная ситуация, когда жертва травли всё ещё получает эмоциональный, а иногда и физический урон, но продолжает умалчивать об этом или относиться к этому как к должному. Поэтому очень важно объяснять детям, где проходят их и чужие личные границы и как, например, отстаивать свою точку зрения с уважением к оппоненту, а также доносить или принимать конструктивную критику. Другими словами, важно донести, что иметь разногласия и быть жертвой психологического насилия — не одно и то же. Это поможет ребёнку понять принципы здорового общения с окружающими и покажет, какое отношение к себе и окружающим является приемлемым, а какое – недопустимым.
Сложно недооценить травматичность опыта травли для жертвы. Проблемы с самооценкой и трудности в общении с окружающими могут преследовать жертву долгие годы даже после прекращения любых взаимодействий с агрессором. И хоть тема травли поднимается все чаще в обществе, отношение к жертве всё ещё неоднозначно. «Зачем он ходит в такой странной одежде? Он сам напрашивается на особое внимание» — следуя этой логике получается, что некоторые люди оправданно подвергаются издевательствам. Но это лишь в корне неправильная риторика обвинения жертвы (виктимблеминг). Никто не становится жертвой травли, насмешек и бойкота потому, что он это заслужил.
И хоть кажется, что жертва травли должна отличаться от коллектива, это не так. Но сегодняшний опыт показывает, что жертвы травли может стать кто угодно вне зависимости от принадлежности к субкультурам, финансового положения семьи и физических отличий. У жертв часто встречается характерный признак — эмоциональная чувствительность. Они могут заплакать или разозлиться, обидеться. Именно уязвимость жертвы дает агрессору желанное чувство превосходства.
Определить травлю на практике непросто. В первую очередь это осложняется тем, что подвергаемые травле дети по той или иной причине могут умалчивать о происходящем и не обращаться за помощью. Кроме того, сложности вызывает ещё и наша привычка отказываться замечать то, чего мы опасаемся.
Итак, стоит насторожиться, если ребенок:
Дети, подвергающиеся травле, часто физически чувствуют себя плохо. Об этом может свидетельствовать потеря аппетита или кошмары по ночам. Конечно, далеко не всегда эти признаки свидетельствуют о том, что ребенок стал жертвой травли, но их необходимо принимать во внимание.
Когда факт травли установлен, наступает очередь взрослого предпринимать меры. Чтобы помочь ребёнку справиться с ситуацией и защитить его, стоит сделать следующее:
Безусловно, всем нам, и взрослым, и детям, хотелось бы, чтобы травля исчезла из нашей жизни раз и навсегда. И единственный способ предотвращения травли – научить всех детей, особенно потенциальных агрессоров бережному, нетоксичному общению с окружающими. Ведь если ребёнок понимает, где проходят личные границы, ему будет уже не так просто их нарушить.
При работе с травлей школа прежде всего должна признать факт наличия проблемы, обязательно связаться с родителями учеников и разделить с ними эту ответственность. Семья и школа должны сотрудничать — только такими методами можно добиться гармоничной и дружелюбной учебной атмосферы. Безусловно, родители учеников, классные руководители и администрация школы должны быть постоянно в контакте и обмениваться общей информацией о жизни учеников и их психологическом комфорте.
В МАОУ «ЦО №1 «Академия знаний» имени Н. П. Шевченко» есть налаженный алгоритм действий в случае травли. Прежде всего, мы проводим постоянную профилактику и выявляем большинство случаев травли на ранней стадии её развития. Эффективными методами для этого оказались анкетирования для школьников и специальные постановления, благодаря которым вовлеченные в трудные ситуации дети получают должное внимание.
Кроме практического влияния на профилактику травли, мы проводим специальные обучающие мероприятия для родителей, детей и учеников. Это семинары, тренинги и мастер-классы, посвященные разным тонкостям психологии и взаимной коммуникации школьников.
В любом случае крайне важным является понимание обеих сторон (школы и родителя) того, что в основе проблемы лежат серьезные причины, к которым нельзя относиться легкомысленно.
Меньшее, что мы можем сделать, чтобы обезопасить детей от эмоционального насилия, это не оставаться в стороне. Школа должна и может быть щитом для детей, территорией дружбы и толерантности. В нашем распоряжении достаточно методов и полномочий для того, чтобы не дать проблеме эскалировать. Дети должны знать, что школа небезразлична к их судьбе.
Ребёнок, оказавшийся в трудной ситуации, отчаянно нуждается во внимании со стороны взрослого. Даже малое вмешательство может сыграть важную роль. Каждый день мимо нас проходят дети, жизнь которых могла бы стать легче и радостнее, если бы на их проблемы обращали внимание взрослые. Поэтому мы как ответственные взрослые должны сделать всё возможное, чтобы этим детям помочь.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3
Ссылка для цитирования:
Боева Е.Л. «МАМА, МЕНЯ ОБИЖАЮТ»: ПОЧЕМУ ВАЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКУЮ ТРАВЛЮ // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 74 - 79. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7551 (дата обращения: 06.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*