'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 3
  4. Научная статья № 14

Просмотры  56 просмотров

Боева Е.Л.

  


«МАМА, МЕНЯ ОБИЖАЮТ»: ПОЧЕМУ ВАЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКУЮ ТРАВЛЮ *

  


Аннотация:
травля (буллинг) может значительно усложнить жизнь ребёнку. Это проблема, которая была и остаётся актуальной несмотря на то, что наше общество в целом развивается и стремится к более бережному общению друг с другом   

Ключевые слова:
буллинг, виды буллинга, школьные проблемы, детская социализация   


DOI: 10.24412/2712-8849-2023-360-74-79

УДК 37.06

Боева Е.Л.

директор 

Центр образования №1 «Академия знаний» имени Н.П. Шевченко

Старооскольского городского округа
(г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия)

«МАМА, МЕНЯ ОБИЖАЮТ»:

ПОЧЕМУ ВАЖНО ОБРАЩАТЬ

ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКУЮ ТРАВЛЮ

 

Аннотация: травля (буллинг) может значительно усложнить жизнь ребёнку. Это проблема, которая была и остаётся актуальной несмотря на то, что наше общество в целом развивается и стремится к более бережному общению друг с другом.

 

Ключевые слова: буллинг, виды буллинга, школьные проблемы, детская социализация.

 

Буллинг или травля (от английского bullying) — это деструктивное поведение, характеризующееся агрессией и издевательствами над одним членом коллектива со стороны другого (других), направленное на дестабилизацию эмоционального состояния жертвы, а также самоутверждения за её счет.

Прямая и косвенная травля

Буллинг может проявляться в двух основных формах. Первая — прямая: подразумевает под собой физическое истязание жертвы, угрозы и оскорбления. Другая же форма травли — косвенная. Обычно она выражается в сплетнях, насмешках, клевете и других формах. В образовательных учреждениях обычно дети скрывают от родителей факт буллинга. Из-за этого агрессор осознает, что останется безнаказанным.

«Из-за того, что я выглядела необычно, я подвергалась травле со стороны мальчиков из класса старше меня. Они издевались надо мной тем, что ставили мне подножки, громко кричали оскорбления в коридорах. Один раз мне чуть не сломали палец. Это происходило из-за того, что я выглядела не так, как остальные. Также никто из взрослых не обращал внимание на происходящего. При этом я не считаю, что должна была изменить свою внешность: агрессоры сами должны были изменить своё поведение». (Девочка, 15 лет)

Безусловно, классные руководители и родители учеников обязаны знать, на что стоит обратить внимание, чтобы вовремя вмешаться в проблему и разрешить её. В корне неправильно обесценивать происходящее фразами по типу: «не обращай внимание», «ты ему(ей) просто нравишься, он(а) так заигрывает». Так мы словно закрываем глаза на эмоциональный урон, нанесённый жертве травли, а также лишаем её возможности рассказать о своей проблеме. Такое отношение к проблеме травли со стороны авторитетного взрослого внушает ребёнку мысль о том, что происходящее с ним – норма, а ведь это не так.

Важно определить, где проходит граница, разделяющая нормальное общение и деструктивное. В последние годы нередко слышны разговоры о том, что определения травли сильно размыты, что дети стали «слишком чувствительными» и понятие травли «существует только потому, что дети позволяют над собой издеваться». Действительно важно разделять травлю и другие неприятные взаимодействия, такие как ссоры и конфликты. Для того, чтобы дети понимали такую разницу, взрослые должны поговорить с ними о том, что такое конструктивная критика, а также о том, как правильно отстаивать свою точку зрения. Но также возможна и обратная ситуация, когда жертва травли всё ещё получает эмоциональный, а иногда и физический урон, но продолжает умалчивать об этом или относиться к этому как к должному. Поэтому очень важно объяснять детям, где проходят их и чужие личные границы и как, например, отстаивать свою точку зрения с уважением к оппоненту, а также доносить или принимать конструктивную критику. Другими словами, важно донести, что иметь разногласия и быть жертвой психологического насилия — не одно и то же. Это поможет ребёнку понять принципы здорового общения с окружающими и покажет, какое отношение к себе и окружающим является приемлемым, а какое – недопустимым.

Сложно недооценить травматичность опыта травли для жертвы. Проблемы с самооценкой и трудности в общении с окружающими могут преследовать жертву долгие годы даже после прекращения любых взаимодействий с агрессором. И хоть тема травли поднимается все чаще в обществе, отношение к жертве всё ещё неоднозначно. «Зачем он ходит в такой странной одежде? Он сам напрашивается на особое внимание» — следуя этой логике получается, что некоторые люди оправданно подвергаются издевательствам. Но это лишь в корне неправильная риторика обвинения жертвы (виктимблеминг). Никто не становится жертвой травли, насмешек и бойкота потому, что он это заслужил.

И хоть кажется, что жертва травли должна отличаться от коллектива, это не так. Но сегодняшний опыт показывает, что жертвы травли может стать кто угодно вне зависимости от принадлежности к субкультурам, финансового положения семьи и физических отличий. У жертв часто встречается характерный признак — эмоциональная чувствительность. Они могут заплакать или разозлиться, обидеться. Именно уязвимость жертвы дает агрессору желанное чувство превосходства.

Определить травлю на практике непросто. В первую очередь это осложняется тем, что подвергаемые травле дети по той или иной причине могут умалчивать о происходящем и не обращаться за помощью. Кроме того, сложности вызывает ещё и наша привычка отказываться замечать то, чего мы опасаемся.

Итак, стоит насторожиться, если ребенок:

  • часто слышит в свой адрес оскорбления, его высмеивают и обижают;
  • когда ребенок приходит домой, вы замечаете у него отсутствие личных вещей или их потрепанный вид;
  • никогда не принимает участия в жизни класса и внеклассных занятиях;
  • не имеет друзей;
  • испытывает страх ответа на уроке или вообще отказывается ходить в школу.

Дети, подвергающиеся травле, часто физически чувствуют себя плохо. Об этом может свидетельствовать потеря аппетита или кошмары по ночам. Конечно, далеко не всегда эти признаки свидетельствуют о том, что ребенок стал жертвой травли, но их необходимо принимать во внимание.

Когда факт травли установлен, наступает очередь взрослого предпринимать меры. Чтобы помочь ребёнку справиться с ситуацией и защитить его, стоит сделать следующее:

  • Постарайтесь расспросить его о происходящем, но не перегибайте палку;
  • донесите до ребенка, что вы хотите для него только добра и не вините его в происходящем — таким образом он будет вам больше доверять;
  • старайтесь быть в курсе его школьных и внешкольных дел;

Безусловно, всем нам, и взрослым, и детям, хотелось бы, чтобы травля исчезла из нашей жизни раз и навсегда. И единственный способ предотвращения травли – научить всех детей, особенно потенциальных агрессоров бережному, нетоксичному общению с окружающими. Ведь если ребёнок понимает, где проходят личные границы, ему будет уже не так просто их нарушить.

При работе с травлей школа прежде всего должна признать факт наличия проблемы, обязательно связаться с родителями учеников и разделить с ними эту ответственность. Семья и школа должны сотрудничать — только такими методами можно добиться гармоничной и дружелюбной учебной атмосферы. Безусловно, родители учеников, классные руководители и администрация школы должны быть постоянно в контакте и обмениваться общей информацией о жизни учеников и их психологическом комфорте.

В МАОУ «ЦО №1 «Академия знаний» имени Н. П. Шевченко» есть налаженный алгоритм действий в случае травли. Прежде всего, мы проводим постоянную профилактику и выявляем большинство случаев травли на ранней стадии её развития. Эффективными методами для этого оказались анкетирования для школьников и специальные постановления, благодаря которым вовлеченные в трудные ситуации дети получают должное внимание.

Кроме практического влияния на профилактику травли, мы проводим специальные обучающие мероприятия для родителей, детей и учеников. Это семинары, тренинги и мастер-классы, посвященные разным тонкостям психологии и взаимной коммуникации школьников.

В любом случае крайне важным является понимание обеих сторон (школы и родителя) того, что в основе проблемы лежат серьезные причины, к которым нельзя относиться легкомысленно.

Меньшее, что мы можем сделать, чтобы обезопасить детей от эмоционального насилия, это не оставаться в стороне. Школа должна и может быть щитом для детей, территорией дружбы и толерантности. В нашем распоряжении достаточно методов и полномочий для того, чтобы не дать проблеме эскалировать. Дети должны знать, что школа небезразлична к их судьбе.

Ребёнок, оказавшийся в трудной ситуации, отчаянно нуждается во внимании со стороны взрослого. Даже малое вмешательство может сыграть важную роль. Каждый день мимо нас проходят дети, жизнь которых могла бы стать легче и радостнее, если бы на их проблемы обращали внимание взрослые. Поэтому мы как ответственные взрослые должны сделать всё возможное, чтобы этим детям помочь.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Анцупова А.Я., Шипилов А.И. Словарь конфликтолога / А.Я. Анцупова, А.И. Шипилов // Образование в современной школе. – 2009 – С. 24.
  2. Бочавер А.А., Женодарова Е.Д., Хломов К.Д. Методические рекомендации по снижению частоты ситуаций буллинга в школе для учителей и других специалистов, работающих в школах / А.А. Бочавер, Е.Д. Женодарова / К.Д. Хломов // Москва, центр «Перекресток». –
  3. Гусейнова Е.А., Ениколопов С.Н. Влияние позиции подростка в буллинге на его агрессивное поведение и самооценку [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. Т.6. №2. С.246–256 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Боева Е.Л. «МАМА, МЕНЯ ОБИЖАЮТ»: ПОЧЕМУ ВАЖНО ОБРАЩАТЬ ВНИМАНИЕ НА ДЕТСКУЮ ТРАВЛЮ // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 74 - 79. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7551 (дата обращения: 06.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7551



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.