'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 3
  4. Научная статья № 15

Просмотры  92 просмотров

Боева Е.Л.

  


НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *

  


Аннотация:
в статье представлена система наставнической работы с молодыми педагогами в образовательной организации. Показаны формы и методы работы наставника при оказании педагогической поддержки и помощи молодому педагогу   

Ключевые слова:
наставник, молодой педагог, виды наставничества, система наставнической работы   


DOI: 10.24412/2712-8849-2023-360-80-84

УДК 37.08

Боева Е.Л.

директор МАОУ «ЦО №1 «Академия знаний» имени Н.П. Шевченко»

(г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия)

 

НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Аннотация: в статье представлена система наставнической работы с молодыми педагогами в образовательной организации. Показаны формы и методы работы наставника  при оказании педагогической поддержки и помощи молодому педагогу.

 

Ключевые слова: наставник, молодой педагог, виды наставничества, система наставнической работы.

 

Преподавание — сложный многогранный труд. Особенно сложно тем, кто только ступил на этот путь. Неудовлетворенность своей работой — одна из самых распространенных причин, по которым педагоги отказываются от профессии. Источником такой неудовлетворенности в самом начале карьеры может являться отсутствие поддержки молодых специалистов. Чрезвычайно важно начать поддерживать молодых учителей уже с первого рабочего дня и далее делать это на непрерывной основе. Без такой поддержки молодые специалисты не достигнут успеха и не почувствуют удовлетворения от преподавательской деятельности.  Поэтому в нашей образовательной организации действует Школа молодого педагога, в которой изучаются нормативно- правовые документы, составляются рабочие программы, календарно- тематическое планирование по учебным предметам и внеурочной деятельности. Проводятся круглые столы, мастер-классы, практические занятия. В ходе этой работы используются различные виды наставничества:

  • наставничество в группе, - форма наставничества, когда один наставник взаимодействует с группой наставляемых одновременно (от двух и более человек) или один наставляемый взаимодействует сразу с несколькими наставниками по различным сферам педагогической деятельности.
  • скоростное консультационное наставничество, – однократная встреча наставника (наставников) с наставником более высокого уровня (профессионалом/компетентным лицом) с целью построения взаимоотношений с другими работниками, объединенными общими проблемами и интересами или обменом опытом.
  • реверсивное наставничество, когда молодые педагоги выступают в роли наставников по вопросам новых тенденций и технологий.

Параллельно с этим с молодым педагогом ведётся индивидуальная работа, которую можно разделить на несколько этапов.

На первом этапе в процессе диагностики молодой педагог рефлексирует, осмысливает сложившуюся ситуацию, определяет зоны своей компетентности. Для этого можно использовать анкеты, вопросы развивающего собеседования, а также помогает осмыслить проблемы и наметить пути их решения колесо успеха.

На втором этапе происходит разработка индивидуальной траектории развития педагога, составление персонализированной программы.

Третий этап можно назвать «Обучение в процессе». Этот этап можно разделить на несколько блоков.

 1 блок- подготовка уроков. Она осуществляется по определенному плану.

  1. Предварительное чтение молодым специалистом нужных разделов учебника, методических пособий, подбор материала, оборудования, задач, примеров, упражнений, решает задачи, готовит опыты, составляет конспект урока.
  2. Затем наставник помогает согласовать цели и задачи урока с его содержанием, дает практические советы, помогает высчитать время на каждый этап урока или занятия и на каждое задание. Примерно в этом же направлении оказывается помощь и в проведении внеурочных занятий.
  3. Просмотр урока и его обсуждение

Для рефлексивного анализа задаются 5 вопросов

  1. Что Вы чувствуете по поводу своего урока?

2.Какая часть урока вызвала это чувство?

3.Как Вы думаете, из-за чего так случилось?

4.Как Вы думаете, что можно сделать, чтобы улучшить это?

5.Чему Вы научились?

Как только молодой специалист, отвечая на эти вопросы и анализируя свой урок, осознает, что ему следовало сделать, но не знает как, наставник делится своими идеями и советами. При обсуждении урока можно использовать метод самонаблюдения, который позволяет получить картину своего поведения на основе видеозаписи и дальнейшего самоанализа.

2 блок – это посещение уроков. Молодой педагог взаимодействует не только со своим наставником, но и с другими коллегами.

3 блок – это копилка методических приемов. Очень удобно использовать онлайн доски. Например, Padlet. На ней удобно размещать необходимую информацию для того, чтобы разобраться в теме. Это и ссылки, документы, изображения и т.д. Огромный плюс состоит в том, что на ней могут одновременно работать несколько человек. Это удобно использовать при создании совместных проектов.

4 блок – это самообразование. Тему можно выбрать при помощи кругов Эйлера-Вена. Что актуально? Что я люблю? Что я умею?

5 блок –участие в мероприятиях различного уровня (выступления на педагогических советах, заседаниях МО, участие в конференциях, публикации статей по теме самообразования). Это является важнейшим блоком для профессионального роста молодого специалиста.

И заключительным этапом модели методической работы, является контрольно-оценочный этап. Для оценки работы наставника с молодым педагогом используются следующие критерии:

  • успешное прохождение адаптации молодого педагога;
  • результативное участие учащихся в конкурсах;
  • положительная динамика участия молодого педагога в мероприятиях различного уровня;
  • в перспективе получение аттестационной категории.

Грамотно организованная наставническая работа помогает молодому педагогу не только быстрее адаптироваться к трудовой деятельности, но и повысить свой профессиональный уровень.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Золотарева Н.Н. Наставничество как фактор становления молодого педагога / Н.Н. Золотарева // Образование в современной школе. – 2012 – №8 – С. 9– 11.
  2. Наставничество в образовательной организации / сост.: С.В. Бондаренко, М.Ю. Ефимочкина; под общ. ред. Г.А. Вашкиной. – Кемерово: Изд-во МБОУ ДПО «Научно-методический центр», 2017. – 88 с
  3. Тишков Д.С. Изучение стратегии критической обратной связи с преподавателем и наставником в теории взаимодействия / Д.С. Тишков // Балтийский гуманитарный журнал. – 2020. – Т. 9. – №3 (32). – С. 175–177 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Боева Е.Л. НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 80 - 84. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7552 (дата обращения: 06.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7552



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.