'
Боева Е.Л.
НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ *
Аннотация:
в статье представлена система наставнической работы с молодыми педагогами в образовательной организации. Показаны формы и методы работы наставника при оказании педагогической поддержки и помощи молодому педагогу
Ключевые слова:
наставник, молодой педагог, виды наставничества, система наставнической работы
DOI: 10.24412/2712-8849-2023-360-80-84
УДК 37.08
Боева Е.Л.
директор МАОУ «ЦО №1 «Академия знаний» имени Н.П. Шевченко»
(г. Старый Оскол, Белгородская область, Россия)
НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Аннотация: в статье представлена система наставнической работы с молодыми педагогами в образовательной организации. Показаны формы и методы работы наставника при оказании педагогической поддержки и помощи молодому педагогу.
Ключевые слова: наставник, молодой педагог, виды наставничества, система наставнической работы.
Преподавание — сложный многогранный труд. Особенно сложно тем, кто только ступил на этот путь. Неудовлетворенность своей работой — одна из самых распространенных причин, по которым педагоги отказываются от профессии. Источником такой неудовлетворенности в самом начале карьеры может являться отсутствие поддержки молодых специалистов. Чрезвычайно важно начать поддерживать молодых учителей уже с первого рабочего дня и далее делать это на непрерывной основе. Без такой поддержки молодые специалисты не достигнут успеха и не почувствуют удовлетворения от преподавательской деятельности. Поэтому в нашей образовательной организации действует Школа молодого педагога, в которой изучаются нормативно- правовые документы, составляются рабочие программы, календарно- тематическое планирование по учебным предметам и внеурочной деятельности. Проводятся круглые столы, мастер-классы, практические занятия. В ходе этой работы используются различные виды наставничества:
Параллельно с этим с молодым педагогом ведётся индивидуальная работа, которую можно разделить на несколько этапов.
На первом этапе в процессе диагностики молодой педагог рефлексирует, осмысливает сложившуюся ситуацию, определяет зоны своей компетентности. Для этого можно использовать анкеты, вопросы развивающего собеседования, а также помогает осмыслить проблемы и наметить пути их решения колесо успеха.
На втором этапе происходит разработка индивидуальной траектории развития педагога, составление персонализированной программы.
Третий этап можно назвать «Обучение в процессе». Этот этап можно разделить на несколько блоков.
1 блок- подготовка уроков. Она осуществляется по определенному плану.
Для рефлексивного анализа задаются 5 вопросов
2.Какая часть урока вызвала это чувство?
3.Как Вы думаете, из-за чего так случилось?
4.Как Вы думаете, что можно сделать, чтобы улучшить это?
5.Чему Вы научились?
Как только молодой специалист, отвечая на эти вопросы и анализируя свой урок, осознает, что ему следовало сделать, но не знает как, наставник делится своими идеями и советами. При обсуждении урока можно использовать метод самонаблюдения, который позволяет получить картину своего поведения на основе видеозаписи и дальнейшего самоанализа.
2 блок – это посещение уроков. Молодой педагог взаимодействует не только со своим наставником, но и с другими коллегами.
3 блок – это копилка методических приемов. Очень удобно использовать онлайн доски. Например, Padlet. На ней удобно размещать необходимую информацию для того, чтобы разобраться в теме. Это и ссылки, документы, изображения и т.д. Огромный плюс состоит в том, что на ней могут одновременно работать несколько человек. Это удобно использовать при создании совместных проектов.
4 блок – это самообразование. Тему можно выбрать при помощи кругов Эйлера-Вена. Что актуально? Что я люблю? Что я умею?
5 блок –участие в мероприятиях различного уровня (выступления на педагогических советах, заседаниях МО, участие в конференциях, публикации статей по теме самообразования). Это является важнейшим блоком для профессионального роста молодого специалиста.
И заключительным этапом модели методической работы, является контрольно-оценочный этап. Для оценки работы наставника с молодым педагогом используются следующие критерии:
Грамотно организованная наставническая работа помогает молодому педагогу не только быстрее адаптироваться к трудовой деятельности, но и повысить свой профессиональный уровень.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3
Ссылка для цитирования:
Боева Е.Л. НАСТАВНИЧЕСТВО В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 80 - 84. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7552 (дата обращения: 06.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*