'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 3
  4. Научная статья № 22

Просмотры  55 просмотров

Сазонова К.И.

  


ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА *

  


Аннотация:
в работе характеризуется преступление, посягающее на порядок управления режимными учреждениями исполнения наказания – дезорганизация мест, обеспечивающих изоляцию от общества, приведены данные статистики и яркие примеры из судебной практики. Проведена попытка осмысления проблем, возникающих у сотрудников оперативного отдела исправительного учреждения при раскрытии такого рода преступления посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий   

Ключевые слова:
дезорганизация, исправительное учреждение, преступление, осужденный, оперативно-розыскная деятельность   


УДК 343.3/.7

Сазонова К.И.

старший лейтенант внутренней службы

оперуполномоченный оперативного отдела ФКУ ИК-1
УФСИН России по Владимирской области
(г. Владимир, Россия)

 

ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ

МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА

 

Аннотация: в работе характеризуется преступление, посягающее на порядок управления режимными учреждениями исполнения наказания – дезорганизация мест, обеспечивающих изоляцию от общества, приведены данные статистики и яркие примеры из судебной практики. Проведена попытка осмысления проблем, возникающих у сотрудников оперативного отдела исправительного учреждения при раскрытии такого рода преступления посредством проведения оперативно-розыскных мероприятий.

 

Ключевые слова: дезорганизация, исправительное учреждение, преступление, осужденный, оперативно-розыскная деятельность.

 

Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях обусловлена наличием не только тайного, тщательно скрываемого
массового преступного поведения [1, с. 26], но и открытым характером
его возникновения. Согласимся с предположением А.П. Исиченко в том,
что в современных условиях функционирования режимных пенитенциарных учреждений, где господствует класс профессиональных преступников
из криминальной субкультуры, значение оперативной деятельности переоценить невозможно.

Совершение преступных деяний в сфере обеспечения нормальной жизнедеятельности учреждений уголовно-исполнительной системы (далее: УИС) охватывается рамками статьи 321 Уголовного кодекса (далее: УК) Российской Федерации и является одним из опасных преступных проявлений против порядка управления. Под дезорганизацией понимается нарушение (приостановка, прекращение, прерывание) на определенный период времени нормального функционирования учреждения.

Согласно статистике за 2021 год по ст. 321  УК Российской Федерации было осуждено: 37 человек по ч. 1, 257 человек по ч. 2,
26 человек по ч. 3. Как видим, подавляющее большинство преступлений совершено в отношении лиц из числа персонала учреждения – начальников отряда, сотрудников дежурной смены, отдела безопасности (режима) или оперативных работников.

Так, например, во время режимного мероприятия «прием-сдача дежурств в ШИЗО, ОСУОН, ПКТ» ФКУ ИК-1 УФСИН России по Владимирской области осужденная А. вырвала с пола ножку от табурета и бросила его в сторону сотрудников, другим обломком от табурета она била по отсекающей решетке, после чего пыталась схватить дежурного помощника начальника колонии
за форменную куртку и ногой наносила ему удары по лицу, туловищу, а также в паховую область. Для точной квалификации важно понимать, что цель совершения преступления должна заключаться не в личной неприязни, а в оказании влияния на процесс собственного исправления и режим отбывания наказания.

Трудно переоценить роль оперативных подразделений в раскрытии преступлений, посягающих на порядок управления учреждениями УИС. Особенности практики реализации оперативно-розыскной деятельности конкретизированы в ведомственном законодательстве, в том числе,
в нормативных актах, принятых совместно с другими органами исполнительной власти. 

Согласно ч. 2 ст. 7 Федерального закона (далее: ФЗ) Российской Федерации «Об оперативно-розыскной деятельности» основаниями
для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются ставшие известными оперативным подразделениям сведения о признаках совершенного противоправного деяния, а также о лице, его совершившем, если нет достаточных данных для решения вопроса о возбуждении уголовного дела [4].

Когда субъект и объект преступления уличен, оперативные сотрудники немедленно устанавливают остальные элементы состава противоправного деяния. 

В рамках дел оперативного учета ведется вся необходимая оперативно-розыскная деятельность (постановка на контроль входящей и исходящей корреспонденции, свиданий, посылок, передач и звонков, наблюдение
на рабочих местах, в местах проведения отдыха, видеоконтроль передвижения осужденных, отслеживание контактных взаимоотношений и вида занятий
в свободное от работы время). Однако всего этого недостаточно не только
для превенции, но и для раскрытия совершенного преступления.

Проблема материально-технического оснащения помещений пребывания осужденных ставится во главу угла. Закупка и установка аудиовизуальных, электронных и иных технических средств надзора
и контроля требует дополнительных (не малых) финансовых затрат. Путь решения найден в налаживании взаимодействия с Управлением «Л» путем предоставления им оперативной информации, приобретенной посредством работы с негласными источниками.

Наличие проблемных вопросов в деятельности оперативных подразделений требует от сотрудников постоянного совершенствования своей профессиональной деятельности, а также организации качественного взаимодействия с другими учреждениями и правоохранительными органами.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Исиченко А.П. Оперативно-розыскная деятельность в исправительных учреждениях (комментарий к статье 84 УИК Российской Федерации) // Ведомости УИС. 2012. № 1. С. 26.
  2. Основные показатели деятельности УИС январь-декабрь 2021 г. // информационно-аналитический сборник. 2022. Тверь. С. 13-15.
  3. Федеральный закон «Об оперативно-розыскной деятельности»
    от 12.08.1995 № 144-ФЗ // URL:https://www.consultant.ru/dokument/Cons _doc_LAW_7519/ (дата обращения: 18.03.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Сазонова К.И. ПРОБЛЕМЫ ПРОВЕДЕНИЯ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПРИ ДЕЗОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ИЗОЛЯЦИЮ ОТ ОБЩЕСТВА // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 136 - 139. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7559 (дата обращения: 06.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7559



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.