'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 3
  4. Научная статья № 23

Просмотры  128 просмотров

Устинова И.А., Комаров А.А.

  


ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА *

  


Аннотация:
в статье раскрывается значимость научно-психологического подхода к изучению проблемы коррупционной преступности и ее предупреждения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Рассматривается необходимость изучения психологического механизма коррупции, для уяснения причин возникновения коррупционного поведения среди личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Описывается взаимосвязь и взаимообусловленность коррупционного поведения специфичными условиями военно-служебных отношений. На основе теоретического анализа приведены результаты эмпирического исследования компонентов антикоррупционной устойчивости личности   

Ключевые слова:
коррупция, корысть, психологический исследование коррупционного поведения, антикоррупционная устойчивость   


УДК 343.971

Устинова И.А.

магистрант

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(г. Новосибирск, Россия)

 

Научный руководитель:

Комаров А.А.

к.ю.н., доц., кафедры уголовного права и национальной безопасности

Новосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»

(г. Новосибирск, Россия)

 

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

 

Аннотация: в статье раскрывается значимость научно-психологического подхода к изучению проблемы коррупционной преступности и ее предупреждения в Вооруженных Силах Российской Федерации. Рассматривается необходимость изучения психологического механизма коррупции, для уяснения причин возникновения коррупционного поведения среди личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации. Описывается взаимосвязь и взаимообусловленность коррупционного поведения специфичными условиями военно-служебных отношений. На основе теоретического анализа приведены результаты эмпирического исследования компонентов антикоррупционной устойчивости личности.

 

Ключевые слова: коррупция, корысть, психологический исследование коррупционного поведения, антикоррупционная устойчивость.

 

Имея различные формы проявления, которые не всегда очевидны, коррупционная преступность в Вооруженных Силах РФ несет угрозу национальным интересам России, поскольку ее развитие непременно ведет к ослаблению позиций государства в военно-политической, экономической, социальной и других сферах. Значимость проблемы и высокая степень опасности развития коррупционной преступности в Вооруженных Силах РФ связаны со специфичностью вида деятельности военной организации и предназначением Вооруженных Сил РФ, которое заключается в обеспечении обороноспособности страны и боеготовности войск, одновременно выступая качественным показателем национального здоровья и внутренней устойчивости государства. Борьба с коррупционной преступностью в армейской среде продолжается уже не одно десятилетие. Несмотря на принимаемые законодательные меры, история развития коррупции и борьбы с ней, наглядно доказывают живучесть данного явления.

Как правило, к общевоинским причинам коррупции в Вооруженных Силах РФ относят социально-экономические, морально-нравственные и организационно-управленческие причины, недостаточно акцентируя внимание на психологическом контексте данной проблемы. Однако, более объективный подход к исследованию психологии личности преступника, как субъекта коррупционного преступления, позволяет прийти к выводу, что эффективность борьбы с коррупцией напрямую зависит от антикоррупционной устойчивости личности. При изучении причин возникновения и сущности коррупции в воинских коллективах и в среде гражданского персонала, нельзя не согласиться с точкой зрения М. Решетникова, который считает, что «без психологически обоснованных подходов здесь вряд ли что-то можно сделать, ибо коррупция – только в её последствиях правовая и экономическая проблема, а исходно – сугубо психологическая и общечеловеческая» [3, с. 23]. Проблеме коррупции в целом и коррупционной преступности в Вооруженных Силах РФ посвящено большое количество научных и междисциплинарных исследований в сфере психологии, юриспруденции и военно-правовой науки, поскольку коррупция соотносится с явлением социальной девиации и включает в себя социально-психологический компонент в виде коррупционного поведения.

Коррупционное поведение представляет собой культурно-порицаемую аномалию и обусловлено психологическими и социальными качествами личности: издержки в правовом воспитании, негативное отношение к закону и патологическое стремление к обогащению, корысть, потребность в самоутверждении, пренебрежение к ценностям профессиональной деятельности, моральными и этическими нормам, утрата духовно-нравственных идеалов, карьеризм и властолюбие. Исследуя особенности коррупционного поведения субъекта государственной власти, О.В. Ванновская, определяет коррупционное поведение должностного лица, как направленное на получение личной выгоды, путем злоупотребления служебным положением [1, с. 324]. При этом, первоосновой коррупционного поведения выступает теория отчуждения, в силу которой, преступные действия коррупционера обусловлены социально-психологической дистанцией от общества и его ценностей [2, с. 53]. Поскольку в коррупционном поведении проявляются индивидуально-психологические и социальные качества человека: особенности его темперамента, характера, воли, мотивации, профессионально-нравственные убеждения, ценностные ориентации [1, с. 325], логично рассматривать механизм реализации коррупционного поведения в соотношении со следующими особыми условиями деятельности Вооруженных Сил РФ: 1) наличие определенной структуры военной организации и установленный порядок взаимодействия должностных лиц по иерархическому принципу; 2) организационная самостоятельность, административно-хозяйственная и гражданско-правовая деятельность, наличие военного имущества, принцип единоначалия и полномочия должностных лиц по осуществлению и обеспечению боевой подготовки и мобилизационной деятельности; 3) обеспечение деятельности Вооруженных Сил РФ личным составом, в который входят военнослужащие и гражданский персонал: федеральные государственные гражданские служащие и работники [5]; 4) существенные отличия статуса военнослужащих от правового статуса гражданского персонала; 5) значительное количество ограничений и запретов для военнослужащих, в связи с особенным характером военной службы и исполнением военнослужащими специфических функций [4, 6].

Кроме того, проявление коррупционного поведения взаимосвязано и взаимообусловлено специфичными условиями военно-служебных отношений. Административно-разрешительный характер реализации прав военнослужащих создает возможность использовать ситуацию коррупционного давления и необходимость выбора совершения коррупционного преступления либо отказа от его совершения. Ограничения и запреты, обусловленные обязанностями военной службы и трудовыми отношениями, способствуют возникновению соблазнов их нарушить путем подкупа должностных лиц. В условиях воинской дисциплины и высокой исполнительности, системы власти и подчинения, имеющих императивный характер, желание продвижения по службе любой ценой и в приоритетном порядке, порождают у личности устойчивую коррупционную заинтересованность. Потребность в самоутверждении, психология потребительства порождают фаворитизм и протекционизм. Вместе с тем, подверженность различных штатных должностей военнослужащих и гражданского персонала коррупционному воздействию, не зависит от правового статуса того, кто ее занимает – федеральный государственный гражданский служащий, военнослужащий или работник.

Все эти факторы – криминологически значимые элементы, в совокупности с особыми и психологически напряженными условиями военной службы, в дальнейшем могут стать тем самым пусковым механизмом для совершения преступлений коррупционной направленности.

Коррупционные отношения всегда возникают при наличии обоюдной коррупционной заинтересованности и развиваются при условии, что заинтересованная сторона, имея определенный коррупционный «спрос» находит лицо, готовое удовлетворить такой спрос исключительно коррупционным способом. Толкование коррупции в «широком» смысле предполагает не только подкуп должностных лиц, но и иные злоупотребления служебным положением в корыстных целях. Вместе с тем, корысть рассматривается как стремление к получению выгоды, материальных ценностей либо иных различных благ и соотносится с такими понятиями как жадность, алчность, эгоизм. Не менее значимым является стремление к самоутверждению, эффект которого лицо воспринимает как престиж, защитный механизм и привилегированный социальный статус. Юридическая психология рассматривает коррупцию как систему социальных явлений со структурными компонентами правосознания и правового поведения. Поскольку коррупционные преступления совершаются сознательно и являются результатом осознанного выбора, в данном контексте актуальным будет изучение антикоррупционной устойчивости личности. В рамках психологического исследования коррупции и коррупционного поведения, О.В. Ванновская предлагает операционное понятие антикоррупционной устойчивости, понимая под этим системное свойство личности, проявляющееся в способности противостоять коррупционному давлению и осуществлять выбор между криминальным и законопослушным поведением в пользу последнего [1, с. 324].

В эмпирическом исследовании нами изучались факторы, влияющие на поведение и уровень правосознания гражданского персонала и военнослужащих в ситуации коррупционного давления и условий отказа от коррупционного поведения. Эмпирическое исследование проводилось в отношении 50 респондентов с различным профессионально-должностным статусом, из которых 74 % имеют статус военнослужащих и 26 % гражданский персонал.

 

Рис. 1. Ответы респондентов на вопрос: «Какой из критериев является для Вас наиболее приемлемым, в случае оказания коррупционного давления?

 

По результатам проведенного эмпирического исследования (Рис. 1), для 35 респондентов (70 %), в условиях коррупционного давления наиболее значимым является взаимодействие с правоохранительными органами, что скорее всего обусловлено способностью управлять своим поведением в контексте правовой регламентации и нетерпимостью к коррупции.

 

Рис. 2. Наиболее значимый, по Вашему мнению, критерий, влияющий на отказ от коррупционного поведения и/или совершения коррупционного преступления?

 

Анализ данных (Рис. 2), позволяет отметить, что у 10 респондентов (20 %) преобладает осознание неотвратимости наказания и наступления уголовной ответственности за совершение коррупционного преступления. При сравнении значений, высокие показатели имеют критерии, связанные с прекращением военной службы – для 9 респондентов (18 %) и утратой социального и профессионального статуса для 8 респондентов (16 %). Данные результаты исследования могут говорить о том, что для респондентов основным сдерживающим фактором являются аспекты материального и социального статуса, влияющих на возможность удовлетворения материальных, социальных и моральных потребностей. При этом, всего для 5 респондентов (10 %) отказ от совершения коррупционного преступления связан с внутренним убеждением о недопустимости совершения коррупционных действий и достижения цели коррупционным способом. Данные результаты косвенно свидетельствует о том, что для респондентов, устойчивость к коррупционному давлению и выбор законопослушного поведения, скорее всего, не связаны с высоким уровнем правосознания и совокупностью личностных установок и принципов, не позволяющим совершать коррупционные преступления и отказаться от коррупционного поведения.

Изучение коррупционного поведения и психологических особенностей личности с различным уровнем антикоррупционной устойчивости имеет важное теоретическое и прикладное значение при формировании антикоррупционного правосознания, воспитания нетерпимости к коррупционному поведению среди личного состава Вооруженных Сил РФ. Приоритет научно-психологического подхода при разработке мер профилактики и предупреждения коррупционной преступности в Вооруженных Силах РФ и в масштабе всего государства, видится эффективным фактором в борьбе с коррупцией.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Ванновская О.В. Личностные детерминанты коррупционного поведения // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И. Герцена. – СПб., 2009. № 102. – С. 323 – 328.
  2. Ванновская, О. В. Психология коррупционного поведения государственных служащих : монография / О. В. Ванновская. – 2-е изд.. – Москва : Издательство Юрайт, 2020. – 235 с.
  3. Решетников, М. М. Психология коррупции. Утопия и антиутопия: монография / М. М. Решетников. – 2-е изд. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 101 с.
  4. О воинской обязанности и военной службе: Федеральный закон № 53-ФЗ от 28 марта 1998 г. (ред. от 24.09.2022) [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.03.2023).
  5. Об обороне: Федеральный закон № 61-ФЗ от 31 мая 1996 г. (ред. от 04.11.2022) [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.03.2023).
  6. О статусе военнослужащих: Федеральный закон № 76-ФЗ от 27 мая 1998 г. (ред. от 29.12.2022) [Электронный ресурс] / Система ГАРАНТ. – Режим доступа: http://pravo.gov.ru/ (дата обращения: 05.03.2023).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Устинова И.А., Комаров А.А. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ КОРРУПЦИОННОЙ ПРЕСТУПНОСТИ В ВООРУЖЕННЫХ СИЛАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В КОНТЕКСТЕ НАУЧНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПОДХОДА // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 140 - 148. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7560 (дата обращения: 07.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7560



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.