'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 3
  4. Научная статья № 25

Просмотры  60 просмотров

Поленкова Е.В.

  


СОВЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В ОЦЕНКЕ В.М. ЧЕРНОВА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются взгляды лидера и идеолога ПСР, а затем, в эмиграции, поборника «конструктивного социализма» В.М. Чернова на советский строй, характер государственного устройства, взаимоотношения власти и населения. Показано, что Чернов не расценивал советский общественный строй как социалистический и называл его «государственным капитализмом». Главным же препятствием к признанию существования в СССР социализма Чернов, как и его сторонники, считал отсутствие свободы и демократии   

Ключевые слова:
В.М. Чернов, социализм, государство, советская власть   


УДК 930.1

Поленкова Е.В.

магистрант кафедры «Теория и история государства и права»

Тамбовский государственный технический университет

(г. Тамбов, Россия)

 

СОВЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В ОЦЕНКЕ В.М. ЧЕРНОВА

 

Аннотация: в статье рассматриваются взгляды лидера и идеолога ПСР, а затем, в эмиграции, поборника «конструктивного социализма» В.М. Чернова на советский строй, характер государственного устройства, взаимоотношения власти и населения. Показано, что Чернов не расценивал советский общественный строй как социалистический и называл его «государственным капитализмом». Главным же препятствием к признанию существования в СССР социализма Чернов, как и его сторонники, считал отсутствие свободы и демократии.

 

Ключевые слова: В.М. Чернов, социализм, государство, советская власть.

 

Партия социалистов-революционеров (ПСР), крупнейшая партия периода Великой Российской революции 1917 г., никогда не имела одного всеми безоговорочно признаваемого лидера, была полицентрична, в ее рядах всегда существовало несколько «центров притяжения», возглавляемых видными теоретиками и практиками от политики. Однако в качестве основного идеолога в ней явно выделяется В.М. Чернов (1873-1952), по сути, создавший научно-философское обоснование партийной концепции, автор множества программных и публицистических работ. Творческое наследие Чернова позволяет выявить все нюансы его отношения к прошлому, настоящему и будущему Российского государства и общества, а также уяснить взгляд на перспективы международного социалистического движения.

После Октябрьского переворота 1917 г. В.М. Чернов жил в эмиграции. До самой своей смерти в 1952 г. он не терял интереса к политической деятельности, хотя, конечно, объективно возможности российских социалистов-эмигрантов в области политики были сильно ограничены и, по меткому выражению народного социалиста А.В. Пешехонова, походили на «пребывание у окна», за которым открываются чудесные виды и происходят интересные вещи, но включиться в эту жизнь нельзя. Чернова, однако, эта реальность не смущала: за границей, чувствуя себя вполне комфортно в местной социокультурной среде, он посвятил себя консолидации эсеровских сил и разработке теории «конструктивного социализма», который представлял собой некий симбиоз прежних эсеровских ценностей и универсальных установок демократического социализма.

В самом начале 1920-г гг. В.М. Чернов считал, что в Советской России сложилась политическая обстановка, благоприятная для антибольшевистских организаций, так как проводимые советской властью мероприятия в рамках «военного коммунизма» донельзя раздражили народ, ожесточили его против грабительской политики. Он надеялся, что, возможно, даже удастся не прибегать к помощи Антанты, чтобы свергнуть эту власть: достаточно будет народных выступлений, как, например, Антоновщина и т.п. Однако власть большевиков удержалась и, более того, стала получать международное признание. Поворот к новой экономической политике (НЭПу) на время вселил в Чернова некоторый оптимизм по поводу возможной либерализации режима, введения не декларативных, а подлинно социалистических начал, как то: рабочее самоуправление, независимое профсоюзное движение, возвращение многопартийности в Советы и т.п. Увы, конец 1920-х, отмеченный переходом СССР к тоталитарной политической системе, опроверг эти чаяния. Чернов сосредоточился теперь на проблемах международного социализма.

В 1925 г. в Праге, где в тот период жил Чернов, вышла его работа «Конструктивный социализм». До советского читателя она не дошла: на нее, как и на большинство эмигрантских публикаций, был наложен официальный запрет. В этой работе Чернов выделяет три стадии, которые социализм проходит в своем развитии: утопическая, научная и конструктивная. Социализм, к которому стремились эсеры, должен наступить именно на последней, конструктивной, стадии. По мнению автора, до «конструктивного социализма» Россия не доросла [1, c. 173]. Настоящий социализм в его понимании представлял собой подвижный, открытый новшествам и прогрессивным изменениям конструкт, безусловно демократичный, ни в коем случае не узко-классовый, а общечеловеческий, базирующийся на началах гуманизма, свободы и нравственности. Это общество – общество трудящихся, ибо труд неразлучен с существованием человека, доказывал Чернов.

Несмотря на негативное отношение к власти ВКП (б) и советской системе в целом, в 1933 г. Чернов обратился к демократической общественности эмиграции с горячим обращением о помощи голодающим в СССР. Сохранилась рукопись его статьи, озаглавленной «SOS», где он призывает отвлечься от «законных антипатий к современному диктаторскому режиму» и постараться спасти от смерти нив чем не повинных людей. В таких трагических обстоятельствах нужно быть выше ненависти, злорадства и постараться помочь нуждающимся.

С середины 1930-х гг., видя нарастание фашистской угрозы, В.М. Чернов стал выступать за создание антифашистского народного фронта с участием левых политических сил, включая коммунистов. Он считал эсеровскую идеологию способной интегрировать широкие массы, даже за рубежом. Однако он сетовал, что, как и в доэмигрантский период, в эсеровской среде нет подлинного братства и желания организоваться с целью ведения серьезной работы.

Когда Франция оказалась оккупированной гитлеровскими войсками, большая часть русской диаспоры вынуждена была бежать оттуда, спасаясь от преследований и физического уничтожения. Многие, в том числе и В.М. Чернов, перебрались в Америку. Там эсеровский идеолог продолжил активную публицистическую деятельность. Во время войны он отнюдь не желал поражения СССР, но, как и многие его единомышленники, ожидал трансформации государственного режима вследствие таких потрясений. В послевоенные годы, осознав, что демократических изменений на родине не произошло, он занялся анализом сущности советского государственного и общественного устройства. В Нью-Йорке выходил журнал «За свободу», в котором сотрудничали многие русские эмигранты, в частности и Чернов. В этом издании в 1947 г. была опубликована его статья, посвященная государственной системе СССР. В Советском Союзе у граждан нет свободы, а без свободы человек не вкладывает в свой труд душу; лишенный возможности индивидуального творчества, он превращается в робота. Советский строй – «социализм роботов» [2, c. 20], – резюмировал эсер. Коммунизм в «исполнении» Советов, с единоличной властью И.В. Сталина он аттестовал как «самодержавие навыворот» [2, c. 21], и утверждал, что такая система – логический результат эволюции «государственного капитализма».

Незадолго до смерти, в 1952 г., В.М. Чернов вместе с еще 13 российскими социалистами – бывшими эсерами и меньшевиками подписал документ, содержавший призыв к созданию единой партии демократического социализма в России. Главные тезисы в нем были следующие: во-первых, «социализм» без свободы есть худший вид рабства и бесчеловечного варварства; во-вторых, бессмысленно выяснять взаимоотношения между социализмом и демократией, что раньше любили делать марксисты и народники, поскольку теперь ясно, что демократия является неотъемлемой частью самого социализма [3, c. 45]. И, в-третьих, былые соперники – меньшевики и эсеры уже не трактовались как «друзья-враги», а признавались «родственным течением», которому надлежит в послебольшевистской (они верили, что такое время настанет) России влиться в «единую социалистическую партию» [4, c. 217]. Хотя это заявление содержало много мудрости и терпимости, которых так не хватало российским социалистам на пике их карьеры, оно явно запоздало: ни физических сил, ни возможностей воплотить в жизнь свои замыслы с учетом «работы над ошибками» у них уже не осталось.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Гусев К.В. В.М. Чернов. Штрихи к политическому портрету. М.: РОССПЭН, 1999. 207 с.
  2. Чернов В.М. Истоки // За свободу. 1947. № 18. С. 13-24.
  3. Морозов К.Н. «Партия трагической судьбы»: вклад партии социалистов-революционеров в концепцию демократического социализма и ее место в истории России // Судьбы демократического социализма в России: Сборник материалов конференции / Предисл. К.Н. Морозова. М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2014. С. 37-56.
  4. Вишняк М.В. Годы эмиграции. Нью-Йорк: Hoover Institution Press, 1970. 281 с.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Поленкова Е.В. СОВЕТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННОСТЬ В ОЦЕНКЕ В.М. ЧЕРНОВА // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 156 - 160. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7562 (дата обращения: 07.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7562



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.