'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 3
  4. Научная статья № 26

Просмотры  58 просмотров

Шумейко Л.А.

  


ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАРТНЕРСТВА В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ *

  


Аннотация:
в работе освещена тема регионального сотрудничества как наиболее эффективного способа поддержания межгосударственного диалога. На примере СНГ проанализированы ключевые аспекты сотрудничества, по которым наиболее перспективно развивать интеграционные проекты. Приоритетными являются торгово-экономические отношения, гуманитарные направления и поддержание коллективной безопасности   

Ключевые слова:
межгосударственные отношения, СНГ, интеграция   


УДК 327

Шумейко Л.А.

студент

Алтайский государственный университет

(г. Барнаул, Россия)

 

ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАРТНЕРСТВА

В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

 

Аннотация: в работе освещена тема регионального сотрудничества как наиболее эффективного способа поддержания межгосударственного диалога. На примере СНГ  проанализированы ключевые аспекты сотрудничества, по которым наиболее перспективно  развивать интеграционные проекты. Приоритетными являются торгово-экономические отношения, гуманитарные направления и поддержание коллективной безопасности.

 

Ключевые слова: межгосударственные отношения, СНГ, интеграция.

 

В ХХI веке такие региональные организации, как СНГ, ШОС, АСЕАН стали площадкой для развития межгосударственного сотрудничества и обсуждения геополитических процессов [1, с. 121]. В связи с регионализацией политических отношений участники СНГ активно развивают экономическое, гуманитарное  направления сотрудничества и сферу коллективной безопасности. Проведем более подробный анализ каждого направления.

Во-первых, отметим, что страны-участницы Содружества обладают большими ресурсными запасами. Так, на территории СНГ сосредоточено около 40 % мировых запасов природного газа, по 25 % мировых запасов угля и леса, 20% нефти и 11 % всех водных ресурсов. Применение значительного потенциала Содружества играет все большую роль в международных финансово-экономических связях. Отметим, что устоявшиеся торгово-экономические отношения позволяют развивать национальные экономики стран-участниц Содружества, к тому же параллельное экономическое сотрудничество СНГ и ЕАЭС открывает значительные перспективы на мировом экономическом рынке.

По данным статистики, в 2008-2014 гг. самые высокие темпы роста ВВП, объемов промышленного производства и продукции сельского хозяйства наблюдались в России, Армении, Узбекистане, Казахстане, Белоруссии и Таджикистане. По отчетным данным Международного валютного фонда, за 2013-2014 гг. экономики государств-членов СНГ показали прирост ВВП на 4 %, что выше среднего мирового значения и в 2 раза больше, чем в странах Европы [2, с. 22].

Национальная экономика РФ глубоко интегрирована в экономические отношения с государствами Содружества как на межгосударственном уровне, так и на двустороннем. Россия экспортирует широкий перечень товаров в страны СНГ, на ведущих позициях по объему экспорта находится нефть и нефтепродукты, уголь, транспортные средства, оборудование, продукция сельскохозяйственной отрасли и продукция целлюлозно-бумажной промышленности. Главными партнерами РФ в структуре экспорта и импорта являются Украина и Белоруссия, немного ниже показатели товарооборота с Казахстаном. Импортирует РФ из стран СНГ минеральное сырье и полуфабрикаты, металлы и изделия из них, продовольственные товары.

Стоит упомянуть, что весомый вклад в развитие экономической сферы Содружества вносит задействование субъектов и регионов государств-участников во внешнеэкономическое сотрудничество. Укрепление региональной компоненты призвано обеспечить горизонтальные контакты, особенно в приграничных регионах, через использование потенциала хозяйствующих субъектов в определенных областях экономики.

Таким образом, экономическое сотрудничество является одним из важнейших направлений партнерства, развитие которого будет определяться повышением уровня инвестиционного и научно-технического взаимодействия, а также поддержкой на межгосударственном уровне предпринимательских инициатив, конкурентоспособности производимых товаров и услуг, обеспечением движения товаров и услуг без ограничений.

Помимо экономических отношений страны СНГ связывают межкультурные, социальные связи. Членов Содружества связывает длительная общая история, на территории постсоветского пространства проживает около 25 миллионов этических русских, являющихся главным связующим звеном межгосударственного сотрудничества. В соответствии с развитием социально-экономического партнерства одной из основных задач является укрепление контактов в области здравоохранения, науки и образовательной сфере.  Координацию действий по выполнению достигнутых договоренностей осуществляет Межгосударственный фонд гуманитарного сотрудничества и Совет по гуманитарному сотрудничеству, также под руководством этих органов ежегодно проводятся десятки различных межгосударственных научных и творческих форумов, конференций. С 2008 года стало практикой проводить тематические года в СНГ, так, 2008 г. был объявлен Годом литературы и чтения, 2014 – Годом туризма, 2023 г. – Годом русского языка как языка межнационального общения [3]. Обратим внимание на то, что в гуманитарных мероприятиях принимают участие и представители стран Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии, тем самым подтверждая важность сохранения межкультурного диалога.

Большое внимание гуманитарные организации обращают на сохранение русского языка на постсоветском пространстве как главного инструмента сохранения культурных исторических связей. К тому же еще одной причиной особого внимания к изучению русского языка выступает активный обмен студентами между странами СНГ, для комфортного соседства, знакомства с традициями и обычаями необходим должный уровень знания русского языка как языка межкультурного общения. В целом именно образовательные межгосударственные программы объединяют как молодое поколение, так и ученых и педагогов. Интеграция в области науки и образования осуществляется через консорциум университетов как по техническим и гуманитарным специальностям, так и по естественно-научным. В России ведущие образовательные учреждения входят в этот консорциум. МГУ им. М. В. Ломоносова занимается подготовкой журналистов магистрантов из СНГ и Грузии, Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана проводит для инженеров в дистанционном формате курсы повышения квалификации, в Международном инновационном центре по нанотехнологиям в Дубне реализуется обмен опытом молодых ученых с целью внедрения в различные сферы жизнедеятельности уникальных научно-технологических открытий.

Перспективным направлением культурного сближения является проведение совместных спортивных олимпиад и развитие регионального туризма на постсоветском пространстве.

Одним из важнейших вопросов, требующих совместных координированных действий, остается вопрос безопасности не только на территории стран-участниц Содружества, но и на всем евразийском пространстве. По этой причине Россия уделяет особое внимание развитию интеграционных процессов по обеспечению стабильности в регионе совместными силами стран-участниц. Нарастание геополитической напряженности, непосредственное приближение военной инфраструктуры Североатлантического альянса к границам бывших союзных республик, рост международного терроризма, этнический сепаратизм и другие вызовы безопасности ставят задачу развития системы коллективной безопасности в сфере военного сотрудничества. Выполнение этой задачи по обеспечению стабильности и порядка в постсоветском регионе связано с совершенствованием структур военно-политического сотрудничества в рамках региональной организации, отвечающей требованиям и вызовам современности. С 2002 г. выполнение функций по укреплению мира и защиты на коллективной основе выполняет Организация Договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

В структуре ОДКБ присутствуют Коллективные миротворческие силы, об использовании которых за пределами государств ОДКБ ведутся переговоры с Департаментом операций по поддержанию мира Секретариата ООН по приведению состава и оснащения миротворцев в соответствие задаваемыми международными требованиями для получения мандата на участие в операциях по поддержанию мира под эгидой ООН [4, с. 15].

Таким образом, главными направлениями сотрудничества в сфере безопасности остаются борьба с терроризмом и организованной преступностью, а также применение опыта РФ в отражении новых вызовов и угроз.  Несмотря на существующие противоречия, в целом все государства-члены рассматривают Организацию в качестве инструмента, способного отразить вызовы современной международной повестки, и площадки с масштабным потенциалом.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Никитина Ю.А. ОДКБ и ШОС. Модели регионализма в сфере безопасности. М.: Навона, 2009. С. 121.
  2. Москалькова Т.Н. СНГ: история и перспективы. М.: Издание Государственной Думы, 2012. С. 22.
  3. Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, официальный сайт [Электронный ресурс]. URL: cis.minsk.by (дата обращения: 15.03.2023)
  4. Пархитько Н.И. Военно-политическое сотрудничество на пространстве СНГ // Постсоветские исследования. Т. 1. 2018. № 1. С. 15.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Шумейко Л.А. ПРИОРИТЕТНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПАРТНЕРСТВА В СОДРУЖЕСТВЕ НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 161 - 166. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7563 (дата обращения: 07.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7563



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.