'
Фомина А.В.
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ *
Аннотация:
в статье описаны особенности девиантного поведения студентов, представлен анализ личностных особенностей студентов СПО в соответствии с классификацией. В ходе эмпирического исследования выявлена частота встречаемости типов акцентуации характера среди обучающихся колледжа в г. Челябинск
Ключевые слова:
девиации, девиантное поведение, отклоняющееся поведения, акцентуации характера, подростковый возраст
УДК 159.9.07
Фомина А.В.
магистрант 3 курса
Челябинский государственный университет
(г. Челябинск, Россия)
ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА
С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Аннотация: в статье описаны особенности девиантного поведения студентов, представлен анализ личностных особенностей студентов СПО в соответствии с классификацией. В ходе эмпирического исследования выявлена частота встречаемости типов акцентуации характера среди обучающихся колледжа в г. Челябинск.
Ключевые слова: девиации, девиантное поведение, отклоняющееся поведения, акцентуации характера, подростковый возраст.
Тема профилактики девиантного поведения четко прослеживается в уставных документах колледжа, сопровождающих учебно-воспитательный процесс. Увеличение девиантности в организации среднего профессионального образования может привести к снижению общей дисциплины, увеличению процента исключенных учащихся, качества образовательного процесса [5].
На основании данных личных дел колледжа г. Челябинска мы можем говорить о том, что 70% выборки подростков являются представителями неполных семей, тогда как 30% – воспитываются в полных семьях. 42% подростков являются членами многодетной семьи и 55% – малообеспеченных семей. распивают спиртные напитки, кражи, совершение драк, бродяжничество/прогулы, курение в общественных местах, совершение уголовных преступлений, ранние роды.
Большинство студентов не употребляли и не употребляют наркотики и другие психоактивные вещества (90%). Данная форма девиантного поведения не воспринимается студентами, и респонденты не видят положительных сторон наркомании.
Для измерения 16 личностных факторов – черт личности, черт, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и с самим собой, был проведен тест Кеттелла 16 PF (рассматриваются коммуникативные, эмоциональные и регуляторные черты). Результаты диагностики представлены в таблице 1.
Таблица 1. Сравнительный анализ результатов рассмотрения коммуникативных, эмоциональных и регуляторных свойств личности посредством методики Кеттелла 16 PF
|
Возраст |
|||||||
Шкалы |
парни |
девушки |
||||||
|
15 |
16 |
17 |
18 |
15 |
16 |
17 |
18 |
Коммуникативные свойства |
|
|
|
|
|
|
|
|
А – общительность |
70% |
60% |
70% |
60% |
60% |
60% |
70% |
70% |
Н – смелость |
50% |
60% |
60% |
50% |
50% |
50% |
60% |
50% |
Е – доминантность |
20% |
40% |
50% |
40% |
30% |
30% |
50% |
40% |
L – подозрительность |
10% |
30% |
30% |
40% |
40% |
40% |
40% |
50% |
N – дипломатичность |
40% |
50% |
50% |
60% |
50% |
50% |
60% |
60% |
Q2 – самостоятельность |
30% |
30% |
40% |
50% |
40% |
50% |
60% |
50% |
Эмоциональные свойства |
|
|
|
|
|
|
|
|
С – эмоциональная устойчивость |
40% |
30% |
60% |
50% |
20% |
40% |
40% |
40% |
F – беспечность |
70% |
70% |
50% |
50% |
60% |
60% |
50% |
40% |
H – смелость в социальных контактах |
60% |
60% |
70% |
60% |
60% |
70% |
70% |
60% |
I – эмоциональная чувствительность |
60% |
40% |
40% |
40% |
80% |
70% |
60% |
70% |
O – тревожность |
30% |
40% |
30% |
30% |
40% |
40% |
40% |
50% |
Q4 – напряженность |
20% |
30% |
20% |
20% |
30% |
20% |
30% |
30% |
Регуляторные свойства |
|
|
|
|
|
|
|
|
Q3 – самодисциплина |
40% |
30% |
50% |
50% |
50% |
50% |
60% |
70% |
G – моральная нормативность |
30% |
20% |
40% |
50% |
40% |
40% |
50% |
60% |
Сочетание коммуникативных свойств, выражающихся в факторах AH характеризующееся более высокими показателями у девушек, соответствует выраженной тенденции к общению, легкости и быстроте установления контактов с незнакомыми и малознакомыми людьми. Учащиеся не способны отстаивать свою позицию при общении с авторитетными людьми. Девиантные подростки из-за неумения держаться в присутствии других эмоционально раздражены, обладают повышенной чувствительностью к угрозе и быстро реагируют на опасность.
Рассматривая результаты, полученные в ходе исследования студентов старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, при помощи дифференциально – диагностического опросника, можно отметить следующее:
1) у испытуемых менее всего выражен высокий уровень склонности преодолению норм и правил – 1 студент (5%), склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – 2 подростка (10%) и делинквентного поведение – 3 подростка (15%);
2) на второй позиции по степени выраженности отклоняющегося поведения находится низкий уровень, а именно преодоление норм и правил 13 студентов (65%), склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 11 студентов (55%);
3) Преобладающим является средний уровень склонности к отклоняющемуся поведению: шкала социальной желательности 14 студентов (70%), склонность к аддиктивному поведению у 11 студентов (55%), склонность к агрессии и насилию 10 студентов (50%), шкала делинквентности у 11 студентов (55%); Дети с низким (ниже 50 Т-баллов) уровнем склонности к отклоняющемуся поведению по шкале установки на социально-желательные ответы не корректируют свои ответы в направлении социальной желательности.
Отмечено также, что студенты с интеллектуальной недостаточностью, не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о не выраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о не типичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей, не выраженности склонности к аддиктивному поведению, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций или самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Низкие показатели по данным шкалам в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3
Ссылка для цитирования:
Фомина А.В. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 167 - 170. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7564 (дата обращения: 06.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*