'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 3
  4. Научная статья № 27

Просмотры  84 просмотров

Фомина А.В.

  


ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ *

  


Аннотация:
в статье описаны особенности девиантного поведения студентов, представлен анализ личностных особенностей студентов СПО в соответствии с классификацией. В ходе эмпирического исследования выявлена частота встречаемости типов акцентуации характера среди обучающихся колледжа в г. Челябинск   

Ключевые слова:
девиации, девиантное поведение, отклоняющееся поведения, акцентуации характера, подростковый возраст   


УДК 159.9.07

Фомина А.В.
магистрант 3 курса
Челябинский государственный университет
(г. Челябинск, Россия)

ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ

СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА

С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ

 

Аннотация: в статье описаны особенности девиантного поведения студентов, представлен анализ личностных особенностей студентов СПО в соответствии с классификацией. В ходе эмпирического исследования выявлена частота встречаемости типов акцентуации характера среди обучающихся колледжа в г. Челябинск.

 

Ключевые слова: девиации, девиантное поведение, отклоняющееся поведения, акцентуации характера, подростковый возраст.

 

Тема профилактики девиантного поведения четко прослеживается в уставных документах колледжа, сопровождающих учебно-воспитательный процесс. Увеличение девиантности в организации среднего профессионального образования может привести к снижению общей дисциплины, увеличению процента исключенных учащихся, качества образовательного процесса [5].

На основании данных личных дел колледжа г. Челябинска мы можем говорить о том, что 70% выборки подростков являются представителями неполных семей, тогда как 30% – воспитываются в полных семьях. 42% подростков являются членами многодетной семьи и 55% – малообеспеченных семей. распивают спиртные напитки, кражи, совершение драк, бродяжничество/прогулы, курение в общественных местах, совершение уголовных преступлений, ранние роды.

Большинство студентов не употребляли и не употребляют наркотики и другие психоактивные вещества (90%). Данная форма девиантного поведения не воспринимается студентами, и респонденты не видят положительных сторон наркомании.

Для измерения 16 личностных факторов – черт личности, черт, отражающих относительно устойчивые способы взаимодействия человека с окружающим миром и с самим собой, был проведен тест Кеттелла 16 PF (рассматриваются коммуникативные, эмоциональные и регуляторные черты). Результаты диагностики представлены в таблице 1.

 

Таблица 1. Сравнительный анализ результатов рассмотрения коммуникативных, эмоциональных и регуляторных свойств личности посредством методики Кеттелла 16 PF

 

 

Возраст

Шкалы

парни

девушки

 

15

16

17

18

15

16

17

18

Коммуникативные свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

А – общительность

70%

60%

70%

60%

60%

60%

70%

70%

Н – смелость

50%

60%

60%

50%

50%

50%

60%

50%

Е – доминантность

20%

40%

50%

40%

30%

30%

50%

40%

 L – подозрительность

10%

30%

30%

40%

40%

40%

40%

50%

N – дипломатичность

40%

50%

50%

60%

50%

50%

60%

60%

Q2 – самостоятельность

30%

30%

40%

50%

40%

50%

60%

50%

Эмоциональные свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

С – эмоциональная устойчивость

40%

30%

60%

50%

20%

40%

40%

40%

  F – беспечность

70%

70%

50%

50%

60%

60%

50%

40%

H – смелость в социальных контактах

60%

60%

70%

60%

60%

70%

70%

60%

I – эмоциональная чувствительность

60%

40%

40%

40%

80%

70%

60%

70%

O – тревожность

30%

40%

30%

30%

40%

40%

40%

50%

Q4 – напряженность

20%

30%

20%

20%

30%

20%

30%

30%

Регуляторные свойства

 

 

 

 

 

 

 

 

Q3 – самодисциплина

40%

30%

50%

50%

50%

50%

60%

70%

G – моральная нормативность

30%

20%

40%

50%

40%

40%

50%

60%

 

Сочетание коммуникативных свойств, выражающихся в факторах AH характеризующееся более высокими показателями у девушек, соответствует выраженной тенденции к общению, легкости и быстроте установления контактов с незнакомыми и малознакомыми людьми. Учащиеся не способны отстаивать свою позицию при общении с авторитетными людьми. Девиантные подростки из-за неумения держаться в присутствии других эмоционально раздражены, обладают повышенной чувствительностью к угрозе и быстро реагируют на опасность.

Рассматривая результаты, полученные в ходе исследования студентов старшего школьного возраста с интеллектуальной недостаточностью, при помощи дифференциально – диагностического опросника, можно отметить следующее:

1) у испытуемых менее всего выражен высокий уровень склонности преодолению норм и правил – 1 студент (5%), склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению – 2 подростка (10%) и делинквентного поведение – 3 подростка (15%);

2) на второй позиции по степени выраженности отклоняющегося поведения находится низкий уровень, а именно преодоление норм и правил 13 студентов (65%), склонность к самоповреждающему и саморазрушающему поведению 11 студентов (55%);

3) Преобладающим является средний уровень склонности к отклоняющемуся поведению: шкала социальной желательности 14 студентов (70%), склонность к аддиктивному поведению у 11 студентов (55%), склонность к агрессии и насилию 10 студентов (50%), шкала делинквентности у 11 студентов (55%); Дети с низким (ниже 50 Т-баллов) уровнем склонности к отклоняющемуся поведению по шкале установки на социально-желательные ответы не корректируют свои ответы в направлении социальной желательности.

Отмечено также, что студенты с интеллектуальной недостаточностью, не способны длительное время следовать установке на социально-желательные ответы. Показатели, лежащие ниже 50 Т-баллов, свидетельствуют о не выраженности агрессивных тенденций, о неприемлемости насилия как средства решения проблем, о не типичности агрессии как способа выхода из фрустрирующей, не выраженности склонности к аддиктивному поведению, либо о хорошем социальном контроле поведенческих реакций или самоконтроле любых поведенческих эмоциональных реакций, чувственных влечений. Низкие показатели по данным шкалам в сочетании с высокими показателями по шкале социальной желательности свидетельствуют о высоком уровне социального контроля поведенческих реакций.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Белкин А. С. Отклонения в поведении школьников/ А. С.Белкин. – М: Вильямс, 2020. – 163 с.
  2. Большая энциклопедия психологических тестов. – М.: Эксмо, 2019. – 834 с.
  3. Бэрон Р. Агрессия.– СПб.: Питер, 2019. – 368 с.
  4. Вахремеева, О. А. Меры по профилактике девиантного поведения детей-сирот / О. А. Вахремеева. – URL: http://shgpi.edu.ru/files/nauka/vestnik/2014/2014-4-35.pdf (дата обращения: 23.02.2020). – Текст: электронный.
  5. Волков Ю. Г. Социология молодежи: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2021. – 576 с.
  6. Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением: Учеб.-метод. пособие / Под ред. М. И. Рожкова. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2019. – 388 с.

 

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Фомина А.В. ЛИЧНОСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СТУДЕНТОВ КОЛЛЕДЖА С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 167 - 170. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7564 (дата обращения: 06.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7564



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.