'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 3
  4. Научная статья № 37

Просмотры  262 просмотров

Илюшин В.В., Лысенков К.А.

  


ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ КОРПУСА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ПЕРЕД НАНЕСЕНИЕМ БАББИТА *

  


Аннотация:
представлена технология подготовки стальной и чугунной поверхности корпуса подшипника скольжения перед заливкой или наплавкой антифрикционном материалом – баббитом. Рассмотрены применяемые и альтернативные способы обезжиривания   

Ключевые слова:
обезжиривание, баббит, наплавка, заливка, подшипник скольжения, корпус подшипника   


УДК 621.7.025

Илюшин В.В.

канд. техн. наук, доцент кафедры

«Технологические машины и технологии машиностроения»

Уральский государственный лесотехнический университет

(Россия, г. Екатеринбург)

 

Лысенков К.А.

студент 3 курса обучения, специальность 23.05.01

«Наземные транспортно-технологические средства»

Уральский государственный лесотехнический университет

(Россия, г. Екатеринбург)

 

ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ КОРПУСА ПОДШИПНИКА

СКОЛЬЖЕНИЯ ПЕРЕД НАНЕСЕНИЕМ БАББИТА

 

Аннотация: представлена технология подготовки стальной и чугунной поверхности корпуса подшипника скольжения перед заливкой или наплавкой антифрикционном материалом – баббитом. Рассмотрены применяемые и альтернативные способы обезжиривания

 

Ключевые слова: обезжиривание, баббит, наплавка, заливка, подшипник скольжения, корпус подшипника

 

Технология восстановления подшипников скольжения с баббитовым антифрикционным слоем в настоящее время в литературе освещена недостаточно. В производственных условиях необоснованно мало внимания уделяется подготовительным операциям, направленным на обеспечение надежного соединения баббита с корпусом подшипника.

Перед нанесением баббитового слоя в ремонтном производстве любым способом заливки, наплавки необходимо выполнить следующие подготовительные операции: удаление остатков старого баббита с подшипника, очистка корпуса от загрязнений и коррозии, обезжиривание, травление, флюсование и лужение [3, с.17].

Удаление отработанного баббита проводится следующими путями:

- нагрев в электронагревательной печи, либо в горне, при этом расплав старого баббита стекает на специальный поддон;

- расплавление старого баббита с применением газопламенной горелки, например, ацетиленовой;

- кратковременное погружение корпуса в тигель с расплавленным баббитом;

- дробеструйное удаление чугунной дробью остатков баббита с поверхности корпуса.

Загрязнения на поверхности металла могут быть различными по своей природе и свойствам. Термическая окалина, продукты коррозии, сульфидные или окисные пленки появляются в результате взаимодействия металла с окружающей средой и довольно прочно связаны с ним силами химического сродства и удаляются травлением, в процессе которого нарушается их химическая связь с металлом. Загрязнения в виде жиров, консервационных смазок, остатков полировочных паст, абразивов, охлаждающих эмульсий связаны с металлом адгезионными силами и удаляются в процессе обезжиривания, разрушающего адгезионные связи.

Травление осуществляют или погружением корпусов в ванну с водным раствором ингибированной соляной кислоты или нанесением ее на поверхность волосяной щеткой.

Поверхность подшипника, подлежащую лужению, после травления и промывки сразу покрывают флюсом волосяной кистью или окунанием в ванну с флюсом.

В качестве альтернативы травлению и флюсованию можно применять бронзирование, либо меднение.

Существует два метода лужения - в ванне и путем натирания. Лучшие результаты получают при лужении в специальной ванне с расплавленным оловом марки О2 или О3.

В представленной работе проведен подробный обзор существующих технологий обезжиривания поверхности корпуса. Можно указать следующие способы обезжиривания:

- холодное обезжиривание органическими растворителем [2, с.30];

- химическое обезжиривание [3, с.18];

- электрохимическое обезжиривание [2, с.41];

- обезжиривание с применением ультразвука;

- механическое удаление слоев, пропитанных жиром; 

- «прокалка» чугунного корпуса [1, с. 447];

- криогенный бластинг.

При холодном обезжиривании сравнительно часто используют нефтяные жидкости. Органические растворители токсичны, и применять их можно только при использовании специального оборудования и соблюдения соответствующих правил техники безопасности. Температура вспышки таких растворителей обратно пропорциональна летучести, поэтому для повышения температуры вспышки или при необходимости сделать нефтяные растворители невоспламеняемыми их смешивают с хлорированными растворителями. После удаления следов растворителя детали поступают на химическое или электрохимическое обезжиривание.

Химическое обезжиривание проводится в нагретом до 80-90 °С  щелочном растворе. В зависимости от степени загрязнения, время выдер­жки в щелочном растворе составляет 15—30 мин. Ниже приведен состав щелочного раствора, г/л, при плотности 1,04—1,07:

Каустическая сода (ГОСТ 2263-79)        ………….. 30—50

Кальцинированная сода (ГОСТ 5100-85) …….  30—50

Тринатрийфосфат (ГОСТ 201-76) …………….. 50-70

Стекло натриевое жидкое (ГОСТ 13079-93) …. 8-10

После обезжиривания корпус подшипника должен быть тщательно промыта в ванне с «кипятком» 80-90 °С и в проточной холодной воде в те­чение 3-5 мин в каждой. 

Для электрохимического обезжиривания используются те же растворы, что и растворы, применяемые при химической очистке. В этом способе электрический ток ускоряет процесс и наращивает эффективность щелочных ванн. Продукты электролиза (водород, кислород), появляющиеся па электродах, т. е. на обезжириваемых деталях, разрушают слой жирных загрязнений, после чего легче устраняются и смешиваются с электролитом. Достоинством этого метода является большая скорость обезжиривания.

Для электролитического обезжиривания металлов стали, железа, чугуна, цветных металлов, которые подвешивают в ванне и включают в качестве анодов либо катодов применяют ванну следующего состава: 15 г/л гидроокиси натрия, 30 г/л натрия углекислого и 55 г/л фосфата натрия кристаллического. Рабочая температура ванны 60-80° С, плотность тока 5-7 А/дм2 при напряжении 6-10 В. Изделия, подлежащие обезжириванию, подвешивают в ванну не более чем на 5 мин.

Использование ультразвукового излучения в процессе химического обезжиривания позволяет достигнуть высокого качества поверхности от химических и механических загрязнений. Скорость обезжиривания возрастает в несколько раз. Применение ультразвука позволяет удалять загрязнения с труднодоступных участков поверхности – узких щелей, глухих отверстий.

«Классическая» и наиболее эффективная очистка, в том числе от жировых отложений, поверхности стального и чугунного корпусов заключается в механическом (точение, фрезерование) удалении от 0,5 до 2…3 мм «отработанной» поверхности. При этом способе очистки удаляются:

- все возможные загрязнения вместе со слоем поверхности;

- загрязнения, проникшие в микротрещины;

- пористый слой, пропитанный смазкой;

- интерметаллидные соединения, образовавшиеся на границе баббит-корпус при предшествующих заливках.

Чугунные корпуса для окончательного удаления остатков масла из пор металлической основы (особо глубоко проникшего в основу и не удаленного механической обработкой) необходимо подвергать длительному нагреву (5-6 час. около 500 ºС), желательно в присутствии перекиси марганца, красной окиси железа и т.п. для обезуглероживания.

Криогенная очистка гранулами сухого льда удаляет с поверхности мазут, жиры, лакокрасочные покрытия и т.п.  При криоочистке дополнительно проявляется эффект «термического шока», при котором охлажденные до хрупкого состояния загрязнения отслаиваются от поверхности.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Борисов Ю.С. Справочник механика машиностроительного завода. Технология ремонта / Под ред. Ю.С. Борисова, А.П. Владзиевского, Р.Л. Носкина.- Том 2, - М.: Машиностроение, 1958. - 563 с.
  2. Грихлес С.Я. Обезжиривание, травление и полирование металлов / Под ред. П.М. Вячеславова. – Изд. 5-е, перераб. и доп. Л.: Машиностроение, Ленингр. отд-ние, 1983. – 101 с.
  3. Громыко А.Г. Восстановление подшипников скольжения с антифрикционным слоем из баббита / А.Г. Громыко // Технология металлов. - 2000.- № 2. - С. 16-22.
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3

  


Ссылка для цитирования:

Илюшин В.В., Лысенков К.А. ПОДГОТОВКА ПОВЕРХНОСТИ КОРПУСА ПОДШИПНИКА СКОЛЬЖЕНИЯ ПЕРЕД НАНЕСЕНИЕМ БАББИТА // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 221 - 226. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7574 (дата обращения: 06.05.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7574



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.