'
Аяпбергенова Н.Б., Кахаров З.В.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ *
Аннотация:
в статье рассмотрены использование современные информационные технологии при подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности
Ключевые слова:
информационные технологий, процессы обучения, технология обучения, дистанционное обучения
УДК 625.12.033.38
Аяпбергенова Н.Б.
студентка III курса «Строительного» факультета
Ташкентский государственный транспортный университет
(Узбекистан г. Ташкент)
Научный руководитель:
Кахаров З.В.
доцент кафедры «Инженерия железных дорог»
Ташкентский государственный транспортный университет
(Узбекистан г. Ташкент)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Аннотация: в статье рассмотрены использование современные информационные технологии при подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности.
Ключевые слова: информационные технологий, процессы обучения, технология обучения, дистанционное обучения.
В современных условиях цели высшего образования сводятся не к подготовке узких специалистов для конкретной области деятельности, а к развитию личности специалиста, повышению его профессиональной компетентности.
Сложный и динамичный характер современной профессиональной деятельности, использование в ней новейших информационных технологий обусловливают объективную потребность в совершенствовании системы профессиональной подготовки специалистов по информационным технологиям.
На современном этапе развития системы бизнес - образования информатизация процесса обучения приобретает все возрастающее значение. Изначально информационные технологии обучения получили наиболее широкое распространение в тех странах, где хорошо развита техническая база и телекоммуникационная инфраструктура. В Узбекистане информационные технологии обучения долгое время не применялись в широком масштабе в связи с различного рода проблемами переходного периода. В последнее время ситуация начала существенно изменяться к лучшему, в первую очередь, с технической точки зрения.
При этом наметилась тенденция отставания реализации идей использования информационных технологий обучения от возможностей, предоставляемых современными техническими средствами. Одной из основных причин этого отставания, в частности для высшей школы, является сложность переложения «авторского» курса профессионала высокого уровня на электронный язык. Безусловно, теряются индивидуальность подачи материала в условиях живого контакта с аудиторией, возможность ведения диалога со слушателями, отсутствует информационный обмен, синергетика процесса обсуждения материала. При всех отмеченных недостатках информационные технологии открывают огромные возможности качественного обучения для широкого круга потенциальных слушателей, например, территориально удаленных от образовательных центров или для людей с ограниченными возможностями.
В связи с этим, не смотря на споры о преимуществах и отрицательных сторонах информационных средств обучения, необходимо разработать варианты оптимальных технологий образования в зависимости от категории слушателей и специфики курсов. Так, например, для дистанционного обучения, которое является разновидностью заочного образования, изучение материала является самостоятельным процессом. При этом для контроля степени освоения материала возможно проведение промежуточных тестов по разделам курса. Результаты такого тестирования либо укрепляют уверенность учащегося в полученных знаниях, либо обращают внимание на недостаточно изученные темы.
Рекомендуется переходить к следующим разделам только после успешно проведенного тестирования по предыдущему материалу. Кроме того, целесообразно перед сессиями проведение очных семинаров со слушателями, на которых преподаватель в той или иной форме организует обсуждение пройденного самостоятельно материала. На этих семинарах проявляется личность преподавателя, происходит обмен мнениями учащихся по изученным самостоятельно вопросам, в процессе обсуждения появляется дополнительная информация, синергетический эффект от совместной работы. В итоге все это способствует более глубокому пониманию и усвоению изучаемого курса. Разновидностью описанной технологии может явиться использование информационных технологий для частичного перевода курса на самостоятельное изучение студентами с регулярным проведением семинаров по каждому разделу курса с аттестацией каждого обучающегося.
Этот подход, с одной стороны, повышает ответственность и организованность студентов при самостоятельном изучении материала (в отличие от пассивного прослушивания лекций), с другой стороны, частично снижает аудиторную нагрузку преподавателя. Наиболее целесообразна данная схема для заочного обучения категории слушателей, проживающих недалеко от центров образования.
Возможно использование информационных технологий в проведении практических контрольных заданий по курсу. В данном случае изучение теории происходит в процессе общения с преподавателем, что снимает все недостатки «безличностных» технологий, а компьютерные средства используются для выполнения самостоятельных практических работ. И, наконец, наиболее распространенный вариант – использование информационных технологий в качестве средства итогового контроля по пройденному курсу (система тестирования). Контрольное тестирование предоставляет студенту возможность самоконтроля, а преподавателю – возможность проведения зачетных мероприятий. Во всех перечисленных вариантах не исключается возможность общения обучающихся дистанционно студентов с преподавателем посредством Интернета. Это своего рода индивидуальное консультирование, реальность и целесообразность которого определяется условиями обучения, степенью сложности изучаемого курса и временными ресурсами преподавателя. Таким образом по мере накопления опыта использования информационных и Интернет – технологий в сфере бизнес - образования они прочно войдут в жизнь современных учебных заведений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 3
Ссылка для цитирования:
Аяпбергенова Н.Б., Кахаров З.В. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НОВЕЙШИХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ // Вестник науки №3 (60) том 3. С. 263 - 268. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7580 (дата обращения: 07.05.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*