'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 4
  4. Научная статья № 4

Просмотры  110 просмотров

Гиланова М.Г.

  


ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА *

  


Аннотация:
в настоящий момент одной из наиболее обсуждаемой темой в сфере образования является тема целесообразности использования Интернет-ресурсов. В данной работе был проведен анализ достоинств и недостатков применения веб-ресурсов в образовательном процессе. В ходе исследования были использованы теоретические методы: это синтез и интерпретация исследованной информации, систематизация данных, сопоставление и обобщение сведений   

Ключевые слова:
цифровизация, информатизация, образовательный процесс, информационно-коммуникативные технологии, электронные образовательные ресурсы, образовательные Интернет-ресурсы   


УДК 371

Гиланова М.Г.

учитель истории и английского языка

МАОУ СОШ №22 г. Тюмень;

магистрант

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ

ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

Аннотация: в настоящий момент одной из наиболее обсуждаемой темой в сфере образования является тема целесообразности использования Интернет-ресурсов. В данной работе был проведен анализ достоинств и недостатков применения веб-ресурсов в образовательном процессе. В ходе исследования были использованы теоретические методы: это синтез и интерпретация исследованной информации, систематизация данных, сопоставление и обобщение сведений.

 

Ключевые слова: цифровизация, информатизация, образовательный процесс, информационно-коммуникативные технологии, электронные образовательные ресурсы, образовательные Интернет-ресурсы.

 

Последние годы XX века и начальный период XXI века отметились возникновением новейших информационно-коммуникационных технологий, оживленным совершенствованием сети Интернет и увеличением количества ее пользователей. Очевидно, что в эру цифровизации образование уже не вернется к былым стандартам. На данный промежуток времени отмечается, что новейшие информационные технологии и ресурсы быстро внедряются в процесс обучения, делая эти процессы взаимосвязанными. Особенностью развития современного мира является то, что людям приходиться постоянно приспосабливаться к таким быстрым изменениям и осваивать все более новые технологические новинки. Так, в связи с масштабными переменами, которые происходят почти во всех областях общественной жизни, появляется масштабная проблема, которая связана с человеком в быстроменяющемся мире.

Поскольку все интенсивнее во все сферы жизнедеятельности внедряются современные технологии — это настраивает людей на беспрерывное развитие, улучшение своих компетенций, изучение новых видов деятельности. В то же время, такие новшества могут приводить и к тому, что повседневная работа людей передается искусственному интеллекту, а от самого человека все больше требуется креативность и творчество, умение работать в коллективе, способность критически оценивать информацию.

Актуальность данной темы обусловлена тем, что происходят серьезные изменения в информационной среде общества, при этом открывая новые возможности, которые могут найти свое применение в образовательной среде. Следовательно, необходимо задуматься о повышении качества образования, эффективности системы образования, доступности образовательных услуг, а также о создании условий для подготовки обучающихся к жизни в информационном пространстве. Такое стремительное распространение Интернета, информационных технологий, социальных сетей и укоренение их в жизни человечества, несомненно, требует модернизации современного образования. Данная проблема предполагает не только изучение и анализ современных технических средств, но и проведение диагностики для выявления положительных и отрицательных сторон внедрения инновационных форм и методов обучения.

О трудностях использования и назначении Интернет-технологий в преподавании писали в своих трудах такие авторы, как Э. Г. Азимова, Е. С. Полат, А. В. Хуторской, А. А. Мансурова , Д. В. Буримская , А. У. Анваров и др.

Стоит отметить, что образовательные системы использовали разнообразные технологические новшества для увеличения возможностей обучения на протяжении всей человеческой истории. В сороковых годах XIX века Исаак Питман преподавал стенографию с помощью обыкновенной почты: Питман получал задания от своих студентов, а потом отправлял исправления. Вещательная корпорация ВВС запустила первые образовательные программы в 1924 г. Такие образовательные радио-курсы были особенно распространены в США. Китай был одной из первых стран, которая использовала радио и телевидение для единообразного дистанционного среднего образования. Но несмотря на надежды, которые были возложены на телевидение, как на технологию, способную решить образовательные проблемы, оно не получило в дальнейшем широкой поддержки по причине высокой стоимости [4].

Таким образом, использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) началось не под эгидой информатизации образования, а намного раньше. Если говорить о внедрении, то это были 80-е годы. Однако, тогда выполнение заданий было затруднено: меньше возможностей, медленные компьютеры. Для многих людей написать на бумаге было быстрее. С одной стороны, в 80-е гг. видели в компьютерах будущее, но тогда надежды не оправдались. Проблем оказалось больше, чем положительных факторов. На какой-то момент об использовании ЭОР забыли.

Опять цифровые образовательные ресурсы появились в 90-е годы. В это время появляется офис и презентации. Учителя начали использовать презентации. Однако, чаще всего это были учителя информатики и математики.

Первый в своем роде сайт появился в 1990 году, на нем были сведения о технологии World Wide Web (WWW), протоколе HTTP и их особенностях. Позднее на этом сайте появились и ссылки на другие аналогичные интернет-ресурсы, поэтому первый сайт стал и самым первым интернет-каталогом. Отцом-основателем HTTP, WWW и создателем того, без чего невозможен современный интернет, стал Тим Бернерс-Ли, американский программист.

В 2004 году информатика стала обязательным предметом в школе, появились компьютеры и возможности для их использования, поставка дисков с ПО в школу.

Сейчас использование ЭОР – одно из актуальных направлений. Существующие системы цифрового обучения могут выходить далеко за рамки простого обучения [5, с. 36].

Цифровая революция в большей степени определила будущее развитие современного образования. В первую очередь, это сказалось на дальнейшем развитии электронного и дистанционного обучения. Под этими технологиями подразумеваются образовательные технологии, воплощаемые в целом с использованием информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном взаимодействии учеников и педагогов.

Так как в учебном процессе существуют две главные фигуры - ученик и учитель, необходимо будет проанализировать смысл и важность использования Интернет-ресурсов с положения одной и другой стороны.

Для преподавателя достоинства такой технологии, как информационно-коммуникационной определяется следующими моментами: возможность применения уже подготовленных технологических карт уроков, прохождение онлайн курсов, посещение веб-сайтов с разнообразными полезными материалами, обмен материалами и данными с коллегами и экспертами из других стран, группировка необходимых ресурсов для работы над общими задачами и так далее [3, с. 63].

При этом использование веб-ресурсов на уроках в образовательных учреждениях представляет пользу не только для учителя, но и для учеников, так как на таких занятиях обучающиеся смогут получать навыки работы в группе, учатся анализу информации и на основе выполненного анализа придумывают индивидуальный интеллектуальный проект, ребята также совершенствуют уровень информационной грамотности [1, с. 115].

Так же внедрение цифровых технологий в образовательную среду дает возможность изменить традиционные образовательные практики, уменьшив их стоимость и повысив их результативность. Использование информационных технологий помогает развивать интеллектуальные способности учеников, раскрыть их творческие способности, ведь основу информационного общества в большей степени составляют знания, интеллект и идеи.

Так, образовательные веб-ресурсы все более предприимчиво используется во многих образовательных учреждениях по всему миру. С их помощью ученики могут более продуктивно взаимодействовать друг с другом в учебных целях, выполнять коллективное задание независимо от местонахождения. При этом учебные пособия и материалы становятся более доступными и экономичными. Все это предполагает повышение качества обучения и эффективности усвоения учебной программы. Следовательно, электронная среда образовательного учреждения создается для того, чтобы поддерживать современный формат учебных занятий, оценивать справедливо результаты обучения, содействовать общению учеников в образовательных целях. Также важной частью станет формирование электронного портфолио учеников [2].

В Российской Федерации достаточно много внимания отводится процессу развития цифрового общества. На правительственном уровне проводится воплощение в жизнь федеральных, межведомственных и отраслевых программ, назначение которых - решение задач, направленных на информатизацию современного образовательного процесса. Эти задачи заключается в создании и совершенствовании общей образовательной среды, объединение образовательных Интернет-ресурсов, приобретение учителями особых навыков по использованию ИКТ-технологий непосредственно в самом процессе образования, продвижение компьютерных технологий в учебном процессе, деятельность по управлению образовательными учреждениями.

В распоряжении Правительства РФ от 2 декабря 2021 г. № 3427-р “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ” говорится о том, что основной задачей цифровой трансформации является предоставления оперативной информационной поддержки участников образовательных отношений в рамках организации процесса получения образования и управления образовательной деятельностью [7].

Однако, одной из наиболее очевидных проблем все еще является оснащенность образовательных организаций мультимедийной и компьютерной техникой. Эта проблема тесно связана с трудностями в обслуживании и ремонтировании информационного оборудования. Субсидирование для устранения повреждений не всегда присутствует, что приводит к тому, что дорогое компьютерное оборудование невозможно использовать.

Так же качество информации, которая представлена в интернете зачастую оставляет желать лучшего. Кроме того, далеко не все работники и ученики имеют представление о полезных и доступных для них сервисах и ресурсах [8, с. 4]. Изучение информационной грамотности сводится лишь к базовым понятиям и умениям [6, с. 204].

Безусловно, использование информационных технологий помогает разнообразить уроки и сделать их увлекательнее. Однако, это не панацея, а лишь интересное средство в руках мудрого преподавателя. Способности и профессионализм посодействуют поиску золотой середины в применении Интернет-ресурсов на занятиях. Важно помнить, что избыточное применение информационных технологий может негативно сказаться на здоровье учеников.

Готовность образовательной организации к реализации преподавания с использованием Интернет-ресурсов напрямую связана с компетентностью учителей и их умениями работы с ИКТ. Большой проблемой может стать отсутствие четких методических рекомендаций по использованию имеющихся на отечественном рынке электронных средств обучения.

В наше время, в век информационных технологий, очень важно, чтобы работники в сфере образования были профессионалами. Высокая загруженность учителя является препятствием на пути к самообразованию. Однако, методическая поддержка такая, как семинары, педагогические мастерские и наставничества, организация курсов повышения квалификаций несомненно будет повышать ИКТ-компетентность современного учителя.

Таким образом, следует проводить особые консультации для учителей, чтобы регулярное применение Интернет-ресурсов в образовательной деятельности помогло сделать разнообразным и интересным ход учебного процесса, так учителя смогут преподнести новую информацию более живо и доступно для понимания и осознания её учениками.

Итак, современные информационные технологии становятся неотделимой частью современного образования. Происходит фундаментальный сдвиг и отход от условий, при которых были разработаны все еще действующие системы образования. При этом важно создать такую систему образования, где цифровые технологии будут не вытеснять и заменять традиционную систему, а такую, где они будут гармонично дополнять смысловые практики образования. Так, улучшение форм организации образовательного процесса является областью для совершенствования творческого взаимодействия преподавателя и учеников.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Анваров, А. У. Роль информационных технологий в изучении иностранных языков / А. У. Анваров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый, 2021. № 14 (356). С. 115-117. — URL: https://moluch.ru/archive/356/79677/ (дата обращения: 16.01.2023).
  2. Андриянов Л. А. Цифровизация образования // Материалы XII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум».
  3. Буримская Д.В. Современное состояние обучения иностранному языку на базе информационных и коммуникационных технологий // Педагогика и психология образования, 2017. С. 60-71.
  4. Гутман С. Образование в информационном обществе //СПб.: Российская национальная библиотека. – 2004. 96 с.
  5. Дзюбан В.В. Проблема внедрения цифровых технологий в систему образования в XX-XXI в. // Архонт. - 2021. С. 34-39.
  6. Мансурова А.А. Роль информационно-коммуникационных технологий в преподавании иностранного языка в школе // Филологические науки. Вопросы теории и практики, 2016. №12. С.204-208.
  7. Распоряжение Правительства РФ “Об утверждении стратегического направления в области цифровой трансформации образования, относящейся к сфере деятельности Министерства просвещения РФ”: [сайт]. - URL: http://government.ru/docs/all/137931/
  8. Экспертно-аналитическая записка. Анализ и прогноз модификации общего образования в период действия мер по профилактике распространения пандемии коронавируса Covid-19. Электронный ресурс. URL: https://firo.ranepa.ru/files/docs/analiz_i_prognoz_modifikacii_obshchego_obrazovaniya.pdf?ysclid=lcwbg0x08g54670304

 

Gilanova M.G.

teacher of history and English

Secondary school No. 22 Tyumen;

Tyumen State University

(Tyumen, Russia)

 

ADVANTAGES AND DISADVANTAGES

DIGITALIZATION OF EDUCATIONAL PROCESS

 

Abstract: at the moment, one of the most discussed topics in the field of education is the topic of the expediency of using Internet resources. In this paper, the advantages and disadvantages of using web resources in the educational process were analyzed. In the course of the study, theoretical methods were used: this is the synthesis and interpretation of the studied information, systematization of data, comparison and generalization of information.

 

Keywords: digitalization, informatization, educational process, information technologies, electronic educational resources, educational Internet resources.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Гиланова М.Г. ДОСТОИНСТВА И НЕДОСТАТКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА // Вестник науки №3 (60) том 4. С. 41 - 49. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7586 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7586



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.