'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 4
  4. Научная статья № 6

Просмотры  69 просмотров

Сабанина П.В.

  


ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ *

  


Аннотация:
в статье рассматривается патриотическое воспитание как традиционный и действенный метод управления образовательным процессом. Исторические истоки данного понятия и его определения, данные некоторыми исследователями. Обращение к данной проблематике является актуальным, поскольку наше государство акцентирует внимание на патриотизме и развивает политику в данном направлении. Автор приходит к выводу о значимости методов и функций патриотического воспитания, о его неугасаемой роли в современном воспитательном процессе   

Ключевые слова:
патриотизм, патриотическое воспитание, управление образованием, школа   


 

УДК 371

Сабанина П.В.

учитель истории,

магистрант направления «Управление и инновации в образовании»

Тюменский государственный университет

(г. Тюмень, Россия)

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

В ШКОЛЕ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ

 

Аннотация: в статье рассматривается патриотическое воспитание как традиционный и действенный метод управления образовательным процессом. Исторические истоки данного понятия и его определения, данные некоторыми исследователями. Обращение к данной проблематике является актуальным, поскольку наше государство акцентирует внимание на патриотизме и развивает политику в данном направлении. Автор приходит к выводу о значимости методов и функций патриотического воспитания, о его неугасаемой роли в современном воспитательном процессе.

 

Ключевые слова: патриотизм, патриотическое воспитание, управление образованием, школа.

 

Организация патриотического воспитания в нынешней школе базируется в соответствии с условиями нормативно-правовых документов. В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» в качестве принципа общегосударственной политики в области образования зафиксировано развитие гражданственности, трудолюбия, почитание прав и свобод человека, симпатии к окружающей природе, Родине, семье.

В содержании «Федерального государственного образовательного стандарта» представлена потребность активизации процесса воспитания патриотизма. Идея «патриотического воспитания» сопряжена с пониманием сути «патриотизма», с формированием личности человека-патриота, уважающего свое Отечество, постоянно функционирующего во имя своей Родины, оберегающего её.

В педагогике патриотизм обозначается как нравственное свойство человека, охватывающее надобность покорно служить своей родине, представлять к ней любовь и верность, осмысливать и испытывать ее величие и славу, свою внутреннюю связь с ней, устремляться сберегать ее честь и достоинство, практическими делами усиливать могущество и независимость [6].

Целью данной статьи является рассмотрение понятия «патриотическое воспитание» в разных аспектах, его функций, роли на разных этапах развития образования.

Актуальность темы базируется на непрерывности образования, а также на целях государственной политики, одной из которых является воспитание молодежи в духе патриотизма. В школе как институте социализации на протяжении десятилетий менялся вектор направленности, но патриотизм всегда был одной из составляющих процесса образования и воспитания.

Проанализировав специфическую литературу, нами было выявлено несколько аспектов и направлений патриотического воспитания.

  1. Под патриотическим воспитанием должно сознавать особенный процесс направленного взаимодействия его объектов и субъектов, воздействия на психологию личности, коллектива (группы людей), общества в целом. Исходя из нашей позиции преимущественным прибывает определение академика В.И. Загвязинского. Он пишет, что «патриотическое воспитание – это систематическая и целенаправленная работа по развитию высокого патриотического сознания, чувства преданности своему Отечеству, готовности к исполнению гражданского долга и охране интересов Родины. Базой для формирования патриотических чувств народа являются доблестные события Отечественной истории; лучшие заслуги страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта…» [4].
  2. Термин надлежит рассматривать как один из моментов формирования человека-патриота, гражданина своей Родины, личности с благородными патриотическими убеждениями. В.В. Буткевич говорит, что патриотическое воспитание – это «формирование патриотизма как интегративного свойства личности, заключающего в себе расположение к миру, внутреннюю свободу и признание власти, государственной символики, символики прочих стран, ощущение личного достоинства и дисциплинированность, гармоничную демонстрацию национальных чувств и культуры межэтнического общения» [3]. В данном случае отводится роль государственным интересам.
  3. Далее, можно говорить о сложном социально-педагогическое явлении, взаимосвязанном с передачей житейского навыка от поколения к поколению, с социализацией людей, с формированием духовно-нравственной личности….[5] Здесь берется широкое понятие.

На основании изученного мы делаем вывод, что патриотическое воспитание – это не новшество, а эволюция, развитие исторически сложившейся системы.

В дореволюционной России имелась система просветительных учреждений, дозволяющих качественно решать вопросы патриотического воспитания. К таким учреждениям относятся императорские и кадетские образовательные учреждения, где была строгая комплексная подготовка.

Простонародные школы также воспитывали любовь к Родине. Во время Первой мировой войны велась рассылка патриотических листовок по школам, которые рассказывали об исторических подвигах, о героях, о военных действиях. В январе 1916 г. Тюменская женская гимназия выписала 600 экземпляров таких брошюр. Также мероприятия и результаты деятельности школ в этот период обязательно связывали с патриотической тематикой. В этом же году лучшим воспитанникам были вручены похвальные листы и медаль «Русский солдат – гордость России». На похвальных листах представлялись картины подвигов русских людей. Учащиеся активно принимали участие и в сборе средств на благотворительность, всё это способствовало патриотическому воспитанию молодежи.

После октябрьской революции некоторые ценности поменялись, однако идея патриотизма осталась. Советская система патриотического воспитания отличалась от царской. Мы выделили такие элементы, как: советская школа, обучение в рамках пионерского и комсомольского движений, Суворовские и Нахимовские училища, и др.… [2]

Патриотическое развитие подростков в этот период включало в себя пропаганду героизма, жертвенного труда на пользу общества. Приоритет в процессе патриотического воспитания был у школы, а значимость семьи отодвигалась на второй план. Стоит сказать и о роли институтов политической социализации и патриотического воспитания школьников. Среди пионеров и комсомольцев велись всевозможные мероприятия: смотры, концерты, спортивные соревнования, походы. Огромную известность заполучила военизированная игра «Зарница».

В послевоенный период формируется свежая модель патриотического воспитания, ключевыми чертами которой представляются: целостная система патриотического воспитания с определенным порядком и проведение его на основе традиций и подвигов минувших лет. В конце 1940-х – начале 1950-х годов основная цель - подготовка стойких и опытных заступников социалистического Отечества, в итоге система воспитания стала носить преимущественно военно-патриотическую направленность. Главными институтами патриотического воспитания на этой ступени выступают Советские Вооруженные Силы, учреждения образования и культуры, молодежные общественные и военно-патриотические организации [1].

На базе школ патриотизм формировался как во время учебных занятий: на уроках мужества, на всесоюзных походах по местам, боевой и трудовой славы, так и во время работы комсомольских собраний, пионерских отрядов и октябрятских групп, а также на занятиях военных клубов. Всё большую популярность до половины 1980-х годов набирало школьное краеведение оно приобрело массовый характер и стало одной из главных форм патриотического воспитания. Наряду с этим развивались и историко-краеведческие экспедиции «Моя Родина – СССР».

Школа была преобразована в государственный механизм подготовки подрастающего поколения к жизни в духе социалистической идеологии и социалистического патриотизма [2].

Современная концепция патриотического воспитания народа Российской Федерации начала основываться на границе XX и XXI веков. Это было вызвано общественно-политической и социально-экономической обстановкой в стране. Принимались законы о защите исторических традиций, культурного, духовно-нравственного наследия, среди которых и патриотизм, и интегрировании их в порядок обеспечения национальной безопасности страны. В 2001 начата первая программа: «Патриотического воспитания граждан Российской Федерации». С этого момента появляется новая концепция патриотического воспитания, в основании которой базовый, многолетний исторический опыт.

Следует отметить факт необходимости постоянного контроля результатов любой воспитательной системы, в том числе системы по формированию патриотического сознания. Патриотическое воспитание – трудная управляемая система. Оценить качество патриотического воспитания школьников возможно несколькими путями. Первый момент заключается в качестве результатов воспитания. Здесь результаты оцениваются с помощью наблюдения, собеседования, исследованных опросников учителями, классным руководителем на уровне класса. Именно характеристики поведения и деятельности школьников, на наш взгляд, следует рассматривать как основные критерии сформированности патриотического сознания. Для эффективного воспитательного процесса необходимо мотивировать учащихся, развивать деятельностный компонент патриотического сознания: включать их в различные виды деятельности патриотической направленности, формировать активную позицию в социуме.

Так, важнейшим условием эффективности работы по патриотическому воспитанию является постоянный анализ ее состояния, объективная оценка достигнутых результатов и определение на этой основе новых возможностей.

На наш взгляд, система патриотического воспитания – это база, необходимая для управления образовательным процессом на любом этапе развития общества.

С повышением качества патриотического воспитания будут повышаться и результаты гражданской политики, усовершенствуется система управления на уровне образования, так как личность с патриотическими взглядами лучше реагирует на запросы государства, общества. Патриотизм должен прививаться учащимся, должен стать нормой жизни, основой деятельности образовательных организаций, от которых зависит будущее страны.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Банных, С.Г. История патриотического воспитания / С. Г. Банных // Патриотическое воспитание: диалог поколений. – Тюмень, 2013. – С. 19.
  2. Бородулина, Е.В. Исторические традиции патриотического воспитания в России / Е.В. Бородулина // Патриотическое воспитание: диалог поколений. – Тюмень, 2013. – С. 24.
  3. Буткевич, В.В. Патриотическое воспитание учащихся: история и современность [Текст] / В. В. Буткевич. – Минск, 2010. – С.21.
  4. Загвязинский, В.И., Закирова, А.Ф. Педагогический словарь [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова. М.: Академия, 2008. – 352 с.
  5. Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.gospatriotprogramma.ru (дата обращения: 10.10.2022).
  6. Петрова, Л.А. Формирование патриотизма // Психология, социология и педагогика. – 2012. – № 3 [Электронный ресурс] / Л.А. Петрова – Электрон. ст. – Режим доступа к ст.:http://psychology.snauka.ru/2012/03/349 (дата обращения: 16.12.2021).
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Сабанина П.В. ОРГАНИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛЕ КАК МЕТОД УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ // Вестник науки №3 (60) том 4. С. 56 - 62. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7588 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7588



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.