'
Шоназаров З.У.
ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ *
Аннотация:
в статье содержится информация о музыкальной культуре, истории происхождения наших древних народных инструментов, процессе становления и исторического развития. Также представлена группа ударных, духовых и струнных инструментов, входящих в состав узбекских народных инструментов, и характерные черты нашего национального музыкального наследия
Ключевые слова:
музыка, национальное достояние, национальные музыкальные инструменты, арфа, лира, кифара, чилтор, чагана, круг, танбур, закон, уд, руд, чагана, чилтар, флейта, дрель, труба, труба, чангкобиз, мелодия, музыкальное исполнение
УДК 37
Шоназаров З.У.
преподаватель, кафедра «Музыкального образования»
факультет истории искусств
Каршинского государственного университета
(г. Карши, Республика Узбекистан)
ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ
Аннотация: в статье содержится информация о музыкальной культуре, истории происхождения наших древних народных инструментов, процессе становления и исторического развития.
Также представлена группа ударных, духовых и струнных инструментов, входящих в состав узбекских народных инструментов, и характерные черты нашего национального музыкального наследия.
Ключевые слова: музыка, национальное достояние, национальные музыкальные инструменты, арфа, лира, кифара, чилтор, чагана, круг, танбур, закон, уд, руд, чагана, чилтар, флейта, дрель, труба, труба, чангкобиз, мелодия, музыкальное исполнение.
С честью обретения независимости были восстановлены наши национальные ценности, а нашему национальному музыкальному наследию, выражающему нашу самобытность, стало уделяться большое внимание. Изменилось отношение к истории, прошлому, ценностям и культурному наследию нашего народа. Широкое использование нашего национального музыкального наследия стало одной из важных задач воспитания членов общества и восстановления наших древних ценностей, формирования национальной идеологии в сознании молодежи. Наше национальное музыкальное наследие, включая происхождение, появление и процесс игры на наших древних музыкальных инструментах, восходит к нескольким векам до нашей эры. По данным предполагается, что первые музыкальные инструменты появились на свет в 13 тысячелетии до нашей эры.
Первый Президент Республики Узбекистан И.Каримов в своем труде «Высокая духовность – непобедимая сила» высказал следующие мысли о музыкальной культуре: «Всем нам ясно, что любовь к музыке, искусству, музыкальной культуре формируется в нашем нации с детства, в семейной среде. Не будет преувеличением сказать, что трудно найти в нашей стране человека, не имеющего дома дутора, кружка или другого музыкального инструмента, и не ощущающего в своей жизни живительного действия музыки. Самое главное, что сегодня музыкальное искусство имеет большее и сильное влияние, чем другие виды искусства, на развитие нашего современного поколения в духе высокой духовности» [1].
Много сведений о происхождении и развитии древних музыкальных инструментов дано также в трактатах восточных мыслителей. «Великая книга музыки» («Китаб ал-мусика аль-кабир») Абу Насра аль-Фараби (873-950), «О музыке» в «Книге исцеления» («Китаб уш-шифа») трактат Абу Али ибн Сины (980-1037), книга Абу Абдуллы аль-Хоразми (10 век) «Ключ знаний», Ибн Зайла (умер в 1044 году) «Полная книга музыки», Абдукадир Мароги (15 век) "Сборник мелодий в науке о музыке", "Трактат о музыке" Абдуррахмана Джами (1414-1492) - один из них.
Названия многих музыкальных инструментов упоминаются в произведениях великого узбекского поэта и мыслителя Алишера Навои. Это уд, ланбур, чанг, рубоб, кобуз, гиджак, ганон, руд, флейта, труба, труба, дафар или круг, барабан и другие инструменты, бывшие в употреблении в то время. По описаниям в музыкальных трактатах Абдуррахмана Джами (15 век) и Дарвиш Али (16-17 века), ученых из Средней Азии, живших в средние века, эти слова дошли до нас практически в неизменном виде.
В период Амира Темура и Тимуридов были выполнены большие задачи по развитию музыкального искусства, совершенствованию музыкальных инструментов и использованию их в воинских традициях. Во второй половине XIV века и первой половине XV века, в период правления Амира Темура и Тимуридов, музыкальное искусство также прошло период развития, в результате которого велась эффективная работа по инструменты и их звукоусиление.
Искусствовед С.Б. Саиди Сахибкиран впервые показывает, что боевые и музыкальные инструменты времен Амира Темура могут быть классифицированы на следующие группы на основе научных стандартов, характерных для мировых требований. Это:
Высокая духовная среда во времена Амира Темура дала широкие возможности для развития музыкального искусства, совершенствования музыкальных инструментов и роста исполнительского искусства, а также развития музыкальной науки. В эпоху Тимуридов обычай строить над главными воротами дворца специальные барабанные комнаты - еще одно яркое свидетельство внимания к музыкальному искусству. В частности, руководители дворцовых музыкальных коллективов, состоявшие из трубачей и барабанщиков, назначались лично правителем и назывались «мехтар». Эти группы заняли место танбура и дойры в статусе государственных праздников и народных гуляний, в удумах, проводимых на рынках во время Рамадана. Кроме того, в период Сохибкирана были специально построены «тарабхона» (специальная площадка для выступлений) и минбар (трон, построенный для Сохибкирана и военных барабанов). По сведениям французского историка Люсьена Керена, Амир Темур обычно проводил в Самарканде торжественные церемонии и военные смотры, чтобы поднять боевой дух воинов [3].
Узбекские народные инструменты сформировались в объятиях древней восточной культуры. Они сохранили свои уникальные характеристики и звуковую окраску в течение многих веков развития, и по своей уникальной структуре най, танбур, дутор, рубоб, гиджак, кабуз дошли до нас в традиционных формах. У узбекского народа более 10 прекрасных национальных инструментов, и каждый инструмент имеет свой мир, философию и историю.
В результате археологических экспедиций, организованных в 1930-1940-х годах 20 века (руководители С.Л. Толстов, Б.А. Вяткин, М.Б. Массон и др.), были найдены ценные сведения в изучении среднеазиатской культуры, в том числе народных инструментов. В памятниках культуры, обнаруженных в таких городах, как Афросиаб, Тупроккала, Айратам (так называемый айратамский фриз), есть различные музыкальные инструменты, а именно танбур, рубобоподобный инструмент, канон, уд, руд, чилтор, флейта, бургу, труба, труба, домбира похожи на настоящий круг, и на них изображены играющие музыканты.
Большой вклад в собирание и изучение народных инструментов внес известный композитор, этнограф и педагог В. А. Успенский. Благодаря его активному участию и деятельности в 1919 году в Ташкенте был открыт музыкально-этнографический отдел, которым он руководит. Одной из задач этого отдела было сбор коллекции народных инструментов и изучение их исполнительских возможностей [4].
Народные инструменты прочно вошли в жизнь человека, стали частью быта и творчества народов Средней Азии. Под аккомпанемент музыкальных инструментов песни, игры и наигрыши стали проводиться во время великих обрядов и народных праздников народа («Навруз», «Лола сайли», «Праздник урожая», «Қовун сайли», «Узум сайли»).
Подводя итог, даются исторические сведения о первых ударных, а затем и духовых инструментах, созданных народными мастерами, но мало сведений об их технических и художественных возможностях. В начале 20 века в результате реставрации и усовершенствования народных инструментов расширились возможности звукоизвлечения и исполнительства, сформировались исполнительские школы игры на инструменте.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 4
Ссылка для цитирования:
Шоназаров З.У. ИСТОРИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ И ОСОБЕННОСТИ ЕЕ ИЗУЧЕНИЯ // Вестник науки №3 (60) том 4. С. 63 - 68. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7589 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*