'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 4
  4. Научная статья № 11

Просмотры  100 просмотров

Жирдецкая М.С.

  


ПРАВОВОЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ *

  


Аннотация:
в работе представлены основные точки зрения к определению правового режима в теории права. Выявляются признаки правового режима, проводится его классификация   

Ключевые слова:
правовой режим, сущность, задачи правового режима, признаки, классификация   


УДК 342.9

Жирдецкая М.С.

магистрант кафедры конституционного права

Российский государственный университет правосудия

(г. Москва, Россия)

 

ПРАВОВОЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ,

ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ

 

Аннотация: в работе представлены основные точки зрения к определению правового режима в теории права. Выявляются признаки правового режима, проводится его классификация.

 

Ключевые слова: правовой режим, сущность, задачи правового режима, признаки, классификация.

 

Существование и развитие института правовых режимов связан с «разрешением, урегулированием и обеспечением практической реализации ряда важнейших комплексных проблем, относящихся преимущественно к сфере международной и внутригосударственной безопасности [1, с. 12].

Впервые определение правового режима было дано русским ученым В.М. Гессеном. Ему принадлежит первая в Российской Империи монография, посвященная особым правовым режимам. Исключительное положение В.М. Гессен понимал, как совокупность исключительных полномочий, в чем бы они ни состояли, предоставленных правительственной власти, при наступлении обстоятельств, угрожающих изнутри или извне существованию государства [2, с. 74].

В современной юридической литературе содержатся разные подходы к определению правового режима.

Шаг вперед в процессе понимания содержания правового режима сделан который А.В. Мелехиным, который понимает правовой режим как определенную законодательством совокупность приемов и методов, используемых органами государственной власти в процессе регулирования общественных отношений для достижения поставленных целей» [3, с. 29].

Более широкое понятие правовому режиму дает И.Л. Дьяченко, определяя его как особый порядок деятельности публичных структур, общественных институтов, жизни граждан, при котором перераспределяются полномочия органов власти и управления, ограничиваются права и свободы граждан, возлагаются дополнительные обязанности на юридических и физических лиц [4, с. 15].

Ещё одна характеристика специального правового режима была высказана О.С. Родионовым, Г.С. Беляевым, которые предлагают рассматривать правовой режим, как установленный нормативными правовыми актами и обеспечиваемый государством порядок правового регулирования, который на основе оптимального сочетания юридических средств ограничительного или стимулирующего характера служит субъектам общественных отношений для беспрепятственной реализации ими своих прав и законных интересов [5, с. 8].

Заслуживает внимание интегративный подход понимания правового режима, предложенного Матузовым и А.В. Малько, которые представляют правовой режим как порядок регулирования, основанный на комплексе юридических средств, характеризующих особое сочетание запретов, дозволений, позитивных обязываний, тесно взаимодействующих между собой, и тем самым создающих особую направленность регулирования [6, с. 20].

С учетом высказанных в научной литературе понятий и характеристик специальных правовых режимов представляется необходимым выделить основные признаки, общие черты, характерные именно для данного правового института в государственно-правовом механизме.

Основаниями для введения специальных правовых режимов на территории государства или его части являются условия экстраординарного характера, необходимо наличие двух условий: фактических (т.е. специфическая ситуация определенного вида) и юридических (т.е. наличие федерального конституционного закона или федерального закона).

Правовой режим всегда базируется на нормативной правовом фундаменте, устанавливая правовой статус субъектов, их субъективные права, юридические обязанности и ответственность.

Кроме того, введение специального или особого правового режима напрямую или косвенно предусматривается текстом Конституции РФ и конкретизируется специальным федеральным законодательством, а порядок введения в отдельных ситуациях требует соблюдения определенной процедуры.

Специальные правовые режимы включают в себя набор юридических средств и методов (императивного, метода запрета, гарантий, льгот), которые необходимы для эффективного регулирования деятельности государственных органов, должностных лиц в особых условиях. Зачастую, введения специального правового режима ведет к созданию соответствующих органов власти, для преодоления сложившейся ситуации.

Необходимо отметить, что специальные правовые режимы устанавливаются для взаимодействия в данных ситуациях органов государственной власти, общественных организаций, физических и юридических лиц на основе права.

Важно, что целями и задачами специальных государственных режимов являются: предупреждение и устранение последствий социальных, политических, природно-техногенных кризисов, обеспечение безопасности граждан, защита их прав и свобод, обеспечение основ конституционного строя, регулирует социальную ситуацию либо формирует благоприятную среду для управомоченных субъектов в целях вовлечения их в желаемую деятельность, либо устанавливает жесткие, неблагоприятные условия для возможных нарушителей правил, закрепленных в режиме [7, с. 1].

Многочисленность, многоаспектность и многообразность видов правовых режимов, порождает необходимым провести их классификацию, которая может осуществляться по различным параметрам.

1) по отраслевой принадлежности правовые режимы делятся на конституционные, административные, гражданско-правовые, налоговые, земельные, таможенные и т. д.;

2) по юридической природе выделяют материальные и процессуальные правовые режимы;

3) по методы правового регулирования: общедозволительные, разрешительные и обязывающие правовые режимы.

4) по территориальному признаку: международно-правовые и внутригосударственные правовые режимы;

5) в зависимости от типа правового регулирования правовые режимы делятся на первичные и вторичные.

Интересной представляется классификация правовых режимов, представленная И.С. Розановым, который провел классификацию по пяти параметрам [8, с.84].

 Первая группа включает правовое режимы, которые направлены на обеспечение безопасности страны (режим защиты государственной тайны, пограничный режим, режим въезда в Российскую Федерацию и выезда из нее и др.).

Вторая группа содержит правовые режимы, обеспечивающие безопасность государства и общества (режим проживания и передвижения иностранцев на территории страны и др.).

К третьей группе режимов, отнесены правовые режимы, направленные для обеспечения общественного порядка (миграционный режим и др.).

Четвертую группу составляют режимы, целью которых является внешняя и внутренняя безопасность (санитарный режим, таможенный режим и др.).

Пятую группу, с точки зрения автора, составляют режимы, направленные на поддержание обороноспособности страны, национальной безопасности в условиях экстраординарных ситуаций (военная угроза, стихийные бедствия и др.).

В заключение отметим, что понятие «правовой режим» трактуется в юридической литературе различно. Можно предположить, что отсутствие единства в понимании данной дефиниции учеными, вызвано отсутствием его законодательного закрепления.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Попова Н.Ф. Военное положение: административно-правовой аспект. Монография. М., 1999. С.12.
  2. Гессен В.М. Искючительное положение. СПб., 1908. С.74.
  3. Мелехин А.В. Особые правовые режимы. Монография. М., Академия управления МВД России, 2005. С.29.
  4. Дьяченко И.Л. Конституционный режим военного положения (по реализации индивидуального и коллективного права на самооборону. Дисс.канд.юрид.наук. 2000. С.15.
  5. Беляева, Г.С. К вопросу о сущности правового режима / Г.С. Беляева // Гражданин и право. – 2013. – № 2. – С. 8–13.
  6. Матузов, Н.И. Правовые режимы: понятие и виды / Н.И. Матузов, А.В. Малько // Право и политика: современные проблемы соотношения и развития. – Воронеж, 1996. – Вып. 4. – С. 12–21.
  7. Малько А.В., Лиманская А.П. Специальный правовой режим как особое средство правового регулирования. Монография. Вестник Саратовской государственной юридической академии. 2013 г., С.1.
  8. Розанов И.С. Административно-правовые режимы по законодательству Российской Федерации, их назначение и структура // Гос. и право. 1996. № 9. С. 84-91.

 

Zhirdetskaya M.S.

Russian State University of Justice

(Moscow, Russia)

 

LEGAL REGIME: UNDERSTANDING

CLAIM OF CLASSIFICATION

 

Abstract: the paper presents the main points of view on the definition of the legal regime in the theory of law. The signs of the legal regime are revealed, its classification is carried out.

 

Keywords: legal regime, essence, tasks of the legal regime, signs, classification.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Жирдецкая М.С. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, КЛАССИФИКАЦИЯ // Вестник науки №3 (60) том 4. С. 92 - 97. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7593 (дата обращения: 19.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7593



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.