'
Дерзян В.Е.
ЛИЧНОСТЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР МОТИВАЦИИ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ *
Аннотация:
в статье отражена важность взаимоотношений студентов с научным руководителем, как психологический фактор, отражающийся на формировании мотивации к продолжению собственной самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Приводится описание результатов исследования учёных, рассматривающих основные факторы и мотивы, влияющие на становление и сохранение научно-исследовательской мотивации у студентов и аспирантов в диаде «преподаватель –студент»
Ключевые слова:
преподаватель, студенты, аспирантура, мотивация, высшая школа, психологические факторы, взаимоотношения
УДК 159.99
Дерзян В.Е.
магистрант 1 курса
Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет
(г. Челябинск, Россия)
ЛИЧНОСТЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР МОТИВАЦИИ
К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ
Аннотация: в статье отражена важность взаимоотношений студентов с научным руководителем, как психологический фактор, отражающийся на формировании мотивации к продолжению собственной самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Приводится описание результатов исследования учёных, рассматривающих основные факторы и мотивы, влияющие на становление и сохранение научно-исследовательской мотивации у студентов и аспирантов в диаде «преподаватель –студент».
Ключевые слова: преподаватель, студенты, аспирантура, мотивация, высшая школа, психологические факторы, взаимоотношения.
Ведение. Любая профессиональная деятельность, в том числе и научная, начинается со взаимодействия с руководителем. Особо актуальным, по-нашему мнению, является вопрос психологической составляющей взаимодействия студентов и аспирантов с научным руководителем. Важность личности наставника, осуществляющего научное руководство над становлением первых шагов в исследовательской деятельности студенческой молодежи отмечается и на законодательном уровне – как известно, 2023 год, согласно указу Президента России объявлен Годом педагога и наставника.
Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день современная молодежь как никогда ориентирована на поиск себя и свою профессиональную реализацию. В стремлении к «Идеальному Я», будучи студентами высших учебных заведений, молодые люди, согласно актуальной статистике, не так часто рассматривают варианты продолжения научно-практической и образовательной деятельности [2]. Представляется крайне важным сформировать у молодых людей желания к дальнейшему становлению в науке – поступлению в аспирантуру и работе в высшей школе. Особо важную роль в становлении научно-исследовательской мотивации, по-нашему мнению, играет личность наставника – научного руководителя.
Согласно исследованиям О. В. Крыловой диада взаимоотношений «преподаватель–студент» может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на эмоциональное состояние, поведение, систему ценностей сегодняшнего студента [1]. Изучая процессы дифференциации межличностных отношений «преподаватель – студент», отмечается их взаимосвязь с такими показателями, как: а) компетентность и квалифицированность участников межличностных отношений; б) уровень взаимного доверия (в особенности отсутствия непосредственного контроля со стороны руководителя научной деятельности); в) готовность к принятию ответственности в решении вопросов рабочего профессионального характера. Таким образом, форма, которую принимают процессы межличностной дифференциации в отношениях «преподаватель – студент» определяется характером межличностных взаимоотношений.
Рассматривая межличностные отношения аспирантов и научных руководителей, В. С. Собкин в своем исследовании отмечает наличие связи мотивации аспирантов с характером взаимодействия с научным руководителем. Показана прямая связь особенностей взаимодействия аспирантов с научным руководителем, а также доступность получения его консультаций, с уверенностью аспирантов в успешной защите кандидатской диссертации [3, 4]. Что касается студентов выпускных курсов, согласно исследованиям В. С. Собкина и М. М. Смысловой, особое значение здесь приобретает характер «включенности» студентов в научную-практическую деятельность своего научного руководителя. Как показывает практика, рекрутирование студентов выпускных курсов в аспирантуру осуществляется на основании взаимосвязи научных интересов студентов с интересами научного руководителя. По-нашему мнению, именно профессиональная составляющая научного руководителя, его собственная научная деятельность и вовлеченность в активное становление и поддержание своего статуса в науке – является тем самым особо важным психологическим компонентом, влияющим на характер взаимоотношений со студентами, а также на уровень вовлеченности самих студентов в собственную научную деятельность.
Согласно исследованию И. Н. Шарый, посвященного изучению мотивации поступления в аспирантуру выпускниками ВУЗов и оценки условий обучения, наиболее важными для молодых людей условиям, необходимым для успешного обучения в аспирантуре и работе над кандидатской диссертацией являются следующие: благоприятный психологический климат (66,2%), хорошие отношения с научным руководителем и высокий уровень научного руководства (65,8%), возможность постоянно получать самую новую научную информацию, в том числе из-за рубежа (54,4%) [5].
Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о прямой взаимосвязи роли личности научного руководителя с мотивацией научно-практической деятельности студентов и аспирантов ВУЗов. Диада взаимоотношений «преподаватель – студент», оказывая положительное влияние на представление студентов о научной деятельности во взаимодействии со значимым в науке наставником, является важной психологической предпосылкой для формирования дальнейшего желания молодых потенциальных научных кадров к становлению в науке.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 4
Ссылка для цитирования:
Дерзян В.Е. ЛИЧНОСТЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР МОТИВАЦИИ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ // Вестник науки №3 (60) том 4. С. 150 - 153. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7601 (дата обращения: 25.04.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*