'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №3 (60) том 4
  4. Научная статья № 19

Просмотры  103 просмотров

Дерзян В.Е.

  


ЛИЧНОСТЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР МОТИВАЦИИ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ *

  


Аннотация:
в статье отражена важность взаимоотношений студентов с научным руководителем, как психологический фактор, отражающийся на формировании мотивации к продолжению собственной самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Приводится описание результатов исследования учёных, рассматривающих основные факторы и мотивы, влияющие на становление и сохранение научно-исследовательской мотивации у студентов и аспирантов в диаде «преподаватель –студент»   

Ключевые слова:
преподаватель, студенты, аспирантура, мотивация, высшая школа, психологические факторы, взаимоотношения   


УДК 159.99

Дерзян В.Е.

магистрант 1 курса

Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

(г. Челябинск, Россия)

 

ЛИЧНОСТЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР МОТИВАЦИИ

К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ

 

Аннотация: в статье отражена важность взаимоотношений студентов с научным руководителем, как психологический фактор, отражающийся на формировании мотивации к продолжению собственной самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Приводится описание результатов исследования учёных, рассматривающих основные факторы и мотивы, влияющие на становление и сохранение научно-исследовательской мотивации у студентов и аспирантов в диаде «преподаватель –студент».

 

Ключевые слова: преподаватель, студенты, аспирантура, мотивация, высшая школа, психологические факторы, взаимоотношения.

 

Ведение. Любая профессиональная деятельность, в том числе и научная, начинается со взаимодействия с руководителем. Особо актуальным, по-нашему мнению, является вопрос психологической составляющей взаимодействия студентов и аспирантов с научным руководителем. Важность личности наставника, осуществляющего научное руководство над становлением первых шагов в исследовательской деятельности студенческой молодежи отмечается и на законодательном уровне – как известно, 2023 год, согласно указу Президента России объявлен Годом педагога и наставника.

Изложение основного материала статьи. На сегодняшний день современная молодежь как никогда ориентирована на поиск себя и свою профессиональную реализацию. В стремлении к «Идеальному Я», будучи студентами высших учебных заведений, молодые люди, согласно актуальной статистике, не так часто рассматривают варианты продолжения научно-практической и образовательной деятельности [2]. Представляется крайне важным сформировать у молодых людей желания к дальнейшему становлению в науке – поступлению в аспирантуру и работе в высшей школе. Особо важную роль в становлении научно-исследовательской мотивации, по-нашему мнению, играет личность наставника – научного руководителя.

Согласно исследованиям О. В. Крыловой диада взаимоотношений «преподаватель–студент» может оказывать как позитивное, так и негативное влияние на эмоциональное состояние, поведение, систему ценностей сегодняшнего студента [1]. Изучая процессы дифференциации межличностных отношений «преподаватель – студент», отмечается их взаимосвязь с такими показателями, как: а) компетентность и квалифицированность участников межличностных отношений; б) уровень взаимного доверия (в особенности отсутствия непосредственного контроля со стороны руководителя научной деятельности); в) готовность к принятию ответственности в решении вопросов рабочего профессионального характера. Таким образом, форма, которую принимают процессы межличностной дифференциации в отношениях «преподаватель – студент» определяется характером межличностных взаимоотношений.

Рассматривая межличностные отношения аспирантов и научных руководителей, В. С. Собкин в своем исследовании отмечает наличие связи мотивации аспирантов с характером взаимодействия с научным руководителем. Показана прямая связь особенностей взаимодействия аспирантов с научным руководителем, а также доступность получения его консультаций, с уверенностью аспирантов в успешной защите кандидатской диссертации [3, 4]. Что касается студентов выпускных курсов, согласно исследованиям В. С. Собкина и М. М. Смысловой, особое значение здесь приобретает характер «включенности» студентов в научную-практическую деятельность своего научного руководителя. Как показывает практика, рекрутирование студентов выпускных курсов в аспирантуру осуществляется на основании взаимосвязи научных интересов студентов с интересами научного руководителя. По-нашему мнению, именно профессиональная составляющая научного руководителя, его собственная научная деятельность и вовлеченность в активное становление и поддержание своего статуса в науке – является тем самым особо важным психологическим компонентом, влияющим на характер взаимоотношений со студентами, а также на уровень вовлеченности самих студентов в собственную научную деятельность.

Согласно исследованию И. Н. Шарый, посвященного изучению мотивации поступления в аспирантуру выпускниками ВУЗов и оценки условий обучения, наиболее важными для молодых людей условиям, необходимым для успешного обучения в аспирантуре и работе над кандидатской диссертацией являются следующие: благоприятный психологический климат (66,2%), хорошие отношения с научным руководителем и высокий уровень научного руководства (65,8%), возможность постоянно получать самую новую научную информацию, в том числе из-за рубежа (54,4%) [5].

Выводы. Таким образом, можно сделать вывод о прямой взаимосвязи роли личности научного руководителя с мотивацией научно-практической деятельности студентов и аспирантов ВУЗов. Диада взаимоотношений «преподаватель – студент», оказывая положительное влияние на представление студентов о научной деятельности во взаимодействии со значимым в науке наставником, является важной психологической предпосылкой для формирования дальнейшего желания молодых потенциальных научных кадров к становлению в науке.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Крылова, О. В. Детерминанты развития отношений в диаде «Преподаватель – студент» / О. В. Крылова // Социально-экономические явления и процессы. – 2010. – №4. – С. 167-171.
  2. Николаева, Л. В. Взаимодействие преподавателя и студента как условие эффективности профессиональной подготовки будущих специалистов / Л. В. Николаева, Р. В. Саввинова // Современные наукоемкие технологии. – 2015. – № 12-2. – С. 351-354.
  3. Собкин, В. С. Аспирант в сфере образования: о взаимоотношениях с научным руководителем / В. С. Собкин, М. М. Смыслова, Ю. О. Коломиец // Национальный психологический журнал. – 2022. – № 1 (45). C. 3-14.
  4. Собкин, В. С. Социально-психологические особенности ценностных ориентаций аспирантов / В. С. Собкин, М. М. Смыслова, Д. В. Адамчук // Национальный психологический журнал. – 2021. – № 1 (41). С. 39-52.
  5. Шарый, И. Н. Мотивы поступления в аспирантуру, оценки условий обучения и предпочтительные направления профессиональной деятельности аспирантов: социологический анализ / И. Н. Шарый // Социологический альманах. – 2022. – №13. – С. 73-85. 
  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №3 (60) том 4

  


Ссылка для цитирования:

Дерзян В.Е. ЛИЧНОСТЬ НАУЧНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКТОР МОТИВАЦИИ К НАУЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ И АСПИРАНТОВ // Вестник науки №3 (60) том 4. С. 150 - 153. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7601 (дата обращения: 25.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7601



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.