'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 1
  4. Научная статья № 8

Просмотры  55 просмотров

Бикмурзина А.И.

  


ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DATA MATRIX КОДОВ ПРИ АКЦИЗНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ *

  


Аннотация:
современный мир стремительно развивается с каждым годом, на смену старым приходят новые и более производительные технологии. В данной статье рассказывается о новой технологии Data Matrix Code, ее сущности, внешнем виде и назначении. Оцениваются преимущества этой технологии по сравнению с ее аналогами QR-кодов, а также оценивается потенциальное применение в сфере акцизного сбора   

Ключевые слова:
маркировка, акзцизное налогообложение, цифровой акциз, Data Matrix, QR-код   


УДК 336.22

Бикмурзина А.И.

студент
Уфимский университет науки и технологий
(г. Уфа, Россия)

ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DATA MATRIX КОДОВ

ПРИ АКЦИЗНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ

 

Аннотация: Современный мир стремительно развивается с каждым годом, на смену старым приходят новые и более производительные технологии. В данной статье рассказывается о новой технологии Data Matrix Code, ее сущности, внешнем виде и назначении. Оцениваются преимущества этой технологии по сравнению с ее аналогами QR-кодов, а также оценивается потенциальное применение в сфере акцизного сбора.

 

Ключевые слова: маркировка, акзцизное налогообложение, цифровой акциз, Data Matrix, QR-код.

 

В современном мире совершенствование законодательства, касающегося налогообложения, особенно акцизного налогообложения, имеет решающее значение, поскольку оно является важным инструментом регулирования экономической деятельности.

На сегодняшний день акцизное налогообложение влияет на стабильность экономики, регулирует производство и потребление конкретных товаров и обеспечивает предсказуемые доходы государственного бюджета, также является косвенным налогом, который вносит крайне весомый, регулярный и прогнозируемый доход в бюджет.

В настоящее время уделяется повышенное внимание изучению вопросов системы акцизного налогообложения и путей ее совершенствования. Основной проблемой косвенного налогообложения является получение высоких налоговых поступлений. Преодоление определенного порога ценообразования может привести к таким негативным последствиям, как сокращение производства, ухудшение финансово-экономических условий для бизнеса и появление незаконных стратегий уклонения от уплаты налогов. По этой причине соответствующие налоги должны регулироваться с осторожностью и адаптивностью. Кроме того, серьезной проблемой акцизного налогообложения является отсутствие эффективного метода распределения налоговых обязательств между налогоплательщиками, чтобы гарантировать уплату акцизов и эффективное налоговое управление.

В настоящее время наиболее важными вопросами являются акцизы на алкогольные напитки и табачные изделия, которые являются наиболее важными группами акцизов. Проблема этих товарных групп заключается в том, что контроль за их оборотом не так эффективен, как хотелось бы. В частности, их оборот почти равен их нелегальному производству. Решением этой проблемы может стать усиление контроля над производством этих товаров, в частности, ужесточение требований к сертификации, а с другой стороны - внесение изменений в Таможенный кодекс для усиления контроля над распространением алкогольной и табачной продукции.

Акцизное налогообложение быстро развивается, и цифровизация может стать важным решением для решения этих вопросов при оптимизации и развитии правового регулирования акцизных налогов в целом [1].

Одним из наиболее важных изменений, касающихся акцизного сбора, в настоящее время является система "Честный знак". Эта система маркировки и контроля дает возможность значительно снизить нагрузку на предприятия, избавив их от необходимости наклеивать акцизные марки, на покупку которых до введения этой системы производители ежегодно тратили около 2 миллиардов. В то же время система маркировки более удобна, чем акцизные марки, и позволяет оперативно отслеживать движение товаров.

Кроме того, важнейшим решением стало появление цифрового акцизного сбора. Системы маркировки и прослеживаемости дают возможность снизить нагрузку на бизнес, в частности, потому что акцизные марки больше не требуются, а функцию определения легальности товара полностью выполняют коды маркировки. Отказ от бумажных акцизных марок и использование данных о движении товаров также может снизить маркетинговые расходы. Производители табака уже работают с компанией ЦРПТ, которая управляет системой маркировки "Честный знак", над изучением подходящих сценариев взаимодействия. Введение маркировки вытеснило с рынка значительную часть нелегальной продукции. В результате легальные производители смогли сохранить объемы производства, несмотря на значительное общее снижение потребления табачных изделий. Таким образом, затраты, понесенные производителями на введение маркировки, окупились, отмечают авторы письма. Совет по развитию табачной промышленности считает, что система маркировки в сочетании с регулятивными и правоприменительными мерами оказала положительное влияние на легальный сектор табачной промышленности в плане снижения количества нелегальной продукции и повышения эффективности обнаружения при попытках ее вывода на легальный рынок [2].

Полный переход на маркировку табачных и никотиносодержащих изделий планируется начать в 2024 году. Оператор ЦРПТ также работает с Федеральной Налоговой Службой над проектом по цифровому акцизному налогу. Операторы уже усовершенствовали функциональность цифрового акцизного налога в системе «Честный знак» в части процесса учета для обеспечения уплаты акцизного налога производителями табачных изделий. Благодаря этому усовершенствованию система цифровой маркировки будет контролировать выдачу DataMatrix кодов в соответствии с расчетом акциза, который предполагается взимать с производителей.

Товары, маркированные идентификационным знаком, являются товарами, подлежащими идентификации, в результате чего подлинная информация о товаре вносится в ГИС.

Код маркировки представляет собой уникальную последовательность символов, состоящую из идентификационного кода и проверочного кода.

Давайте теперь изучим алгоритмы цифровой маркировки товаров с помощью идентификации. Важнейшим элементом системы маркировки товаров, способной бороться с контрафактом и контрабандой, является матричный код, который должен размещаться на упаковке каждого маркируемого товара. DataMatrix — это двумерный матричный штрих-код, состоящий из комбинации светлых и темных кодов. С его помощью можно закодировать достаточно большой объем информации (2–3 Кб). Код DataMatrix — это уникальный ключ доступа к информации о товаре в системе «Честный знак», который наносится на товар сразу после изготовления и содержит информацию о месте производства, дате и времени, сроке годности и прохождении товара по всей цепочке поставок от продавца до покупателя. В DataMatrix используется передовая криптография на основе технологии блокчейн, что делает практически невозможным подделку DataMatrix (рис. 1). Взлом системы, основанной на коде Data Matrix, не имеет экономического смысла. Он требует затрат огромного количества времени и ресурсов, что практически невозможно.

Рис. 1. Структура Data Matrix

 

Российская система маркировки уникальна, поскольку Россия - единственная страна, где "крипто-хвосты" генерируются централизованно в ЦРПТ (в партнерстве с государством). В других странах каждая компания генерирует свой собственный код, что увеличивает вероятность искажения кода в результате оппортунистического поведения компаний. Суть системы "Честный знак" заключается в предоставлении информации о производителе, характеристиках продукта и сроке годности путем последовательной регистрации этапов движения продукта (рис. 2).

 

Рис. 2. Схема работы маркировки товаров средствами идентификации

и прослеживаемости движения товаров

 

Также необходимо отметить, что в настоящее время в России складывается система маркировки товаров средствами идентификации и прослеживаемости движения товаров, которая по своей сути имеет опосредованное отношение к качеству и легитимности продукции. Внедряемая система обязательной маркировки товаров идентификационными знаками по сути является инструментом государственного контроля за физической и документальной прослеживаемостью товара, позволяющим получать оперативную и достоверную информацию о движении товаров в рамках хозяйственной деятельности организаций.

Недавно стали широко распространяться специальные 2D-коды для эффективной и простой передачи данных. Эти разработки сделали возможной маркировку с помощью QR- и DataMatrix кодов. В чем разница между ними?

QR-коды и DataMatrix — это двумерные (2D) штрих-коды. Это означает, что информация хранится по горизонтали и вертикали в квадрате, представленном пикселями. Поэтому данный тип технологии может хранить большое количество информации.

Основное различие касается структуры кода, в частности точек распознавания: QR-код состоит из четырех черно-белых квадратов, причем последние менее заметны. Такие коды могут содержать 7089 цифр или 4296 буквенно-цифровых символов. QR-коды могут хранить широкий спектр информации и выполнять различные действия при считывании. Они легко считываются смартфонами и сканерами штрих-кодов.

 

Рис. 3. Пример QR-кода

 

Коды DataMatrix используют альтернативную структуру для точек распознавания. Левая и нижняя стороны кода окружены сплошными линиями, образуя знак "L". Этот код может содержать до 2335 буквенно-цифровых символов и имеет меньший размер, чем QR-код. Однако его физический размер может быть очень мал - 10x10 пикселей по сравнению с 21x21 пикселем QR-кода. По этой причине DataMatrix часто предпочитают использовать для маркировки небольших предметов и экономии расходных материалов (чернил, этикеток и т.д.) [3].

 

Рис. 4. Пример Data Matrix кода

 

Отличия QR-кода и DataMatrix заключаются в том, что оба кода являются двумерными, но при этом имеют ряд отличий:

  • Количество пикселей;
  • Форма кода;
  • Количество столбцов и рядов;
  • Стандарт;
  • Распознавание.

Достоинства QR-кодов:

  • QR-коды могут хранить больше информации. Штрих-коды содержат максимум 25 символов, тогда как QR-коды могут хранить до 2 500 символов. Поэтому можно добавить больше данных, например, URL страницы товара в интернет-магазине.
  • QR-коды могут быть миниатюрными. Они могут быть считаны как минимум в 10 раз меньше, чем штрих-код. Это позволяет печатать больше информации на этикетках меньшего размера.
  • QR-коды легче считывать. Чтобы считать штрих-код, сканер необходимо держать параллельно этикетке. QR-коды, с другой стороны, можно считывать под любым углом. Это выгодно при сканировании большого количества объектов, так как сканер не нужно точно ориентировать.
  • QR-коды можно считывать даже в том случае, если они повреждены; QR-коды имеют расширенные функции коррекции ошибок. Даже если до 30% кода повреждено, стерто или испорчено, его все равно можно считать.

Недостатки QR-кодов:

  • QR может зашифровать только до 3 килобайт информации.
  • Сканеры могут считывать QR-коды в зеркальном отображении, а также под широким углом.
  • QR-код невозможно отсканировать на тонких и округлых предметах (например, на кабелях).
  • Минимальный размер QR-кода 2х2 см (код такого размера неудобно размещать на сигаретных пачках или на упаковках лекарств).

Достоинства кода DataMatrix:

DataMatrix имеет множество преимуществ перед другими типами штрихкодов. Давайте рассмотрим эти преимущества подробнее.

  • Высокая безопасность. DataMatrix кодируется с использованием новейших методов шифрования. Возможность подделки этих изображений практически равна нулю.
  • Код читается даже при повреждении. Во время доставки от производителя к розничному продавцу коды могут повреждаться, делая штрихкоды и QR-коды нечитаемыми - DataMatrix защищен от этого криптохвостом, который может считывать до 30% повреждений.
  • Больше данных можно зашифровать Объем информации, которую можно зашифровать, составляет более 2 килобайт, что означает, что можно зашифровать не только название товара и сумму денег, но и другую информацию о товаре
  • Низкая стоимость кодов Коды DataMatrix стоят 50 копеек (без учета НДС) за код. В некоторых ситуациях, например, при маркировке остатков обуви, коды можно получить бесплатно.

 

Таблица 1. Сравнительная таблица

 

QR-код

Data Matrix

Объем шифруемой информации

до 3 Кб

до 3 Кб

Степень защиты зашифрованной информации

-

Высокая степень защиты от копирования

Считывание кода при повреждении

Возможно считать при повреждении менее 30% кода

Возможно считать при повреждении менее 30% кода

Себестоимость кода

-

50 копеек

Удобство считывания кода

Под произвольным углом, в зеркальном отражении

Под произвольным углом

Необходимость в дополнительном оборудовании

-

Необходим специальный сканер

Минимальный размер кода

2*2 см

0,5*0,5 см

 

Недостатки кода DataMatrix:

Коды DataMatrix не могут быть считаны обычными сканерами штрих-кодов, которые могут считывать только прямые штрихи. Поэтому вместо обычных сканеров используются специальные сканеры с камерой. Они дороже обычных сканеров, но в то же время они могут считывать обычные штрих-коды, поэтому стоит перейти на новую технологию [4].

Вывод: исходя из приведенной таблицы сравнения QR-кода и DataMatrix можно принять решение, что наиболее подходящим вариантом для маркировки товаров является использование DataMatrix кодов. Главное преимущество DataMatrix – компактность (он может легко умещаться на тонкой пачке сигарет). Коды Datamatrix занимают очень мало места, поскольку они могут кодировать большое количество символов на очень маленьком пространстве. Это не только позволяет экономить на расходных материалах, таких как этикетки, ленты и чернила, но и делает их подходящими для небольших продуктов и круглых поверхностей, на которых физически невозможно разместить другие штрих-коды. Коды DataMatrix также могут быть настолько маленькими и незаметными, что потребители их практически не замечают. В принципе, размер ограничивается только используемым принтером. Коды DataMatrix также обеспечивают внутреннюю процедуру коррекции ошибок.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Мкртчян С.Н. Проблемы и эффективность акцизного налогообложения в РФ //Вестник науки. – 2022. – Т. 5. – №. 12 (57). – С. 50-56.
  2. Морозова Е. Д., Бабаков А. Н. Система Честный знак как одно из важнейших средств борьбы с фальсификацией и контрафакцией продовольственных товаров. – 2023.
  3. Трубин А. Е., Рябинина Н. И., Зубанова А. Е. Маркировка Data Matrix как инструмент криптозащиты и государственного контроля продукции на российском рынке //Комплексное развитие территориальных систем и повышение эффективности регионального управления в условиях цифровизации экономики. – 2021. – С. 146-154.
  4. Федяева Д. А. Использование кода Data Matrix как способа для идентификации товара //Логистический аудит транспорта и цепей поставок. – 2021. – С. 242-250.

 

Bikmurzina A.I.
Ufa University of Science and Technology
(Ufa, Russia)

ADVANTAGES OF USING DATA MATRIX CODES

IN EXCISE REGULATION OF TRADE

 

Abstract: the modern world is rapidly developing every year; new and more productive technologies are replacing the old ones. This article describes the new Data Matrix Code technology, its essence, appearance, and purpose. The advantages of this technology in comparison with its analogues of QR codes are evaluated, as well as the potential application in the field of excise duty.

 

Keywords: marking, excise taxation, Digital excise, Data Matrix, QR code.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Бикмурзина А.И. ПРЕИМУЩЕСТВА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ DATA MATRIX КОДОВ ПРИ АКЦИЗНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ТОРГОВЛИ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 35 - 44. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7627 (дата обращения: 26.04.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7627



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.