'
Акиншина Ю.И., Кирисова Н.Н.
ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ *
Аннотация:
в статье рассматриваются преимущества и недостатки использования цифровых и информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). Цифровые технологии в образовании – это новый способ организации образовательной среды с использованием компьютеров и интерактивных ресурсов
Ключевые слова:
дети с нарушением интеллекта, цифровые технологии, традиционное обучение
УДК 371
Акиншина Ю.И.
учитель-дефектолог,
ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ОВЗ»
(г. Казань, Россия)
Кирисова Н.Н.
учитель-дефектолог,
ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ОВЗ»
(г. Казань, Россия)
ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ
ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ
ИНТЕЛЛЕКТА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ
Аннотация: в статье рассматриваются преимущества и недостатки использования цифровых и информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). Цифровые технологии в образовании – это новый способ организации образовательной среды с использованием компьютеров и интерактивных ресурсов.
Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, цифровые технологии, традиционное обучение.
«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем
сегодня учить так, как учили этому вчера»
© Джон Дьюи
Технический прогресс оказывает влияние на все сферы нашей жизни: экономику, медицину, промышленность, в том числе и на образование. Хороший урок можно провести, используя лишь мел и доску. Но для успешного процесса образования необходимо сочетать традиционные технологии с инновационными, такими как цифровые и информационно-коммуникативные. Цифровые технологии в образовании – это новый способ организации образовательной среды с использованием компьютеров и интерактивных ресурсов. Цифровые технологии в образовательном пространстве способствуют более прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности, развивают интерес к предмету. Особенно важно это, для обучения детей с ОВЗ. Дети с нарушением интеллекта отличаются неустойчивым вниманием, избирательной памятью, низкой мотивацией к обучению, нарушением эмоционально-волевой сферы.
Приоритетная задача коррекционного образования не только дать знания, но и развить умения и навыки, которые помогут таким детям адаптироваться в современном мире. Так как новый ФГОС предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории, то средства обучения, основанные на цифровых технологиях и ИКТ, должны быть направлены на удовлетворение их особых образовательных потребностей. Это способ в доступной форме донести до особенного ребенка нужную информацию, это инструмент для создания учебных материалов и эффективного способа преподавания.
Существуют различные мнения учителей о целесообразности использования цифровых технологий. Однако практика показывает, что обучение с применением таких инноваций делает урок более наглядным, красочным. У детей с нарушением интеллекта преобладает наглядно-образное мышление, поэтому для эффективного проведения коррекционной работы и развития основных познавательных процессов необходимы наглядные опоры: интерактивная доска, презентационный экран, которые можно использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала. В качестве учебных материалов используются: фотографии, звуковые файлы, текстовые документы, видеофрагменты, презентации, электронные учебники и тетради. Всю предложенную информацию необходимо корректировать и адаптировать под данную категорию детей, чтобы она была не только интересной, но и доступной.
Цифровые и ИКТ технологии можно использовать на различных этапах урока:
Преимуществами использования информационных технологий в образовательном процессе с детьми с нарушением интеллекта являются:
Цифровые и ИКТ технологии на уроке с детьми с нарушением интеллекта необходимо дозировать и сочетать с традиционными репродуктивными средствами образования, и для их успешного внедрения школы должны быть оснащены достаточным количеством компьютеров, интерактивными досками и другими цифровыми ресурсами.
Следует помнить, что цифровые технологии имеют не только преимущества, но и определенные недостатки. Длительное использование компьютеров ведет к значительной зрительной нагрузке, снижению коммуникативных навыков (отсутствует связь «учитель-ученик»), начинаются проблемы с физическим развитием, а при оценивании деятельности учащегося, не учитываются их индивидуальные особенности: эмоциональное, физическое состояние и настроение.
В заключении хочется отметить, что процесс цифровизации образования неизбежен, но следует тщательно изучить все положительные стороны и негативные последствия. Обучение должно быть развивающим, но в коррекционной школе весь урок не может быть цифровым. Ни одна технология, даже самая прогрессивная, не может заменить живое слово учителя. «…Учитель является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов и его воздействие реализуется в личном контакте». [1]
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
Akinshina Yu.I.
teacher-defectologist,
Kazan school No. 142 for children with disabilities
(Kazan, Russia)
Kirisova N.N.
teacher-defectologist,
Kazan school No. 142 for children with disabilities
(Kazan, Russia)
DIGITAL & COMMUNICATION TECHNOLOGIES
IN WORKING WITH CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES.
ADVANTAGES & DISADVANTAGES
Abstract: the article discusses the advantages and disadvantages of using digital and information and communication technologies in teaching children with disabilities (with intellectual disabilities). Digital technologies in education are a new way of organizing the educational environment using computers and interactive resources.
Keywords: children with intellectual disabilities, digital technologies, traditional education.
Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1
Ссылка для цитирования:
Акиншина Ю.И., Кирисова Н.Н. ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 143 - 147. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7654 (дата обращения: 28.03.2024 г.)
Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023. 16+
*