'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 1
  4. Научная статья № 35

Просмотры  39 просмотров

Акиншина Ю.И., Кирисова Н.Н.

  


ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются преимущества и недостатки использования цифровых и информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). Цифровые технологии в образовании – это новый способ организации образовательной среды с использованием компьютеров и интерактивных ресурсов   

Ключевые слова:
дети с нарушением интеллекта, цифровые технологии, традиционное обучение   


УДК 371

Акиншина Ю.И.

учитель-дефектолог,

ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ОВЗ»

(г. Казань, Россия)

 

Кирисова Н.Н.

учитель-дефектолог,

ГБОУ «Казанская школа № 142 для детей с ОВЗ»

(г. Казань, Россия)

 

ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ

ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ

ИНТЕЛЛЕКТА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ

 

Аннотация: в статье рассматриваются преимущества и недостатки использования цифровых и информационно-коммуникативных технологий в обучении детей с ограниченными возможностями здоровья (с нарушением интеллекта). Цифровые технологии в образовании – это новый способ организации образовательной среды с использованием компьютеров и интерактивных ресурсов.

 

Ключевые слова: дети с нарушением интеллекта, цифровые технологии, традиционное обучение.

 

«Мы лишаем детей будущего, если продолжаем

сегодня учить так, как учили этому вчера»

© Джон Дьюи

 

 Технический прогресс оказывает влияние на все сферы нашей жизни: экономику, медицину, промышленность, в том числе и на образование. Хороший урок можно провести, используя лишь мел и доску. Но для успешного процесса образования необходимо сочетать традиционные технологии с инновационными, такими как цифровые и информационно-коммуникативные. Цифровые технологии в образовании – это новый способ организации образовательной среды с использованием компьютеров и интерактивных ресурсов. Цифровые технологии в образовательном пространстве способствуют более прочному усвоению знаний, активизации познавательной деятельности, развивают интерес к предмету. Особенно важно это, для обучения детей с ОВЗ. Дети с нарушением интеллекта отличаются неустойчивым вниманием, избирательной памятью, низкой мотивацией к обучению, нарушением эмоционально-волевой сферы.

 Приоритетная задача коррекционного образования не только дать знания, но и развить умения и навыки, которые помогут таким детям адаптироваться в современном мире. Так как новый ФГОС предусматривает принцип равных прав на образование для детей данной категории, то средства обучения, основанные на цифровых технологиях и ИКТ, должны быть направлены на удовлетворение их особых образовательных потребностей. Это способ в доступной форме донести до особенного ребенка нужную информацию, это инструмент для создания учебных материалов и эффективного способа преподавания.

Существуют различные мнения учителей о целесообразности использования цифровых технологий. Однако практика показывает, что обучение с применением таких инноваций делает урок более наглядным, красочным. У детей с нарушением интеллекта преобладает наглядно-образное мышление, поэтому для эффективного проведения коррекционной работы и развития основных познавательных процессов необходимы наглядные опоры: интерактивная доска, презентационный экран, которые можно использовать для подачи яркого, запоминающегося демонстрационного материала. В качестве учебных материалов используются: фотографии, звуковые файлы, текстовые документы, видеофрагменты, презентации, электронные учебники и тетради. Всю предложенную информацию необходимо корректировать и адаптировать под данную категорию детей, чтобы она была не только интересной, но и доступной.

Цифровые и ИКТ технологии можно использовать на различных этапах урока:

  • В начале урока: ребус, зашифрованная фраза, создание проблемной ситуации - помогают заинтересовать учащихся новой темой, вовлечь в активную работу на уроке.
  • Объяснение нового материала: на этапе приобретения новых знаний демонстрация презентации в сочетании с рассказом учителя позволяет акцентировать внимание учащихся на наиболее важных моментах темы.
  • Для контроля усвоения знаний можно использовать компьютерное тестирование, интерактивный кроссворд и т.д.
  • Рефлексия.

 Преимуществами использования информационных технологий в образовательном процессе с детьми с нарушением интеллекта являются:

  • Расширенные возможности представления учебного материала;
  • Наглядность результата своих действий;
  • Повышение мотивации к обучению;
  • Реализация воспитательных аспектов педагогической деятельности;
  • Доступным инструментом для самоконтроля обучающихся;
  • Повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке.
  • Возможность использовать время урока для организации активной деятельности всех обучающихся, включая даже самых слабых.

 Цифровые и ИКТ технологии на уроке с детьми с нарушением интеллекта необходимо дозировать и сочетать с традиционными репродуктивными средствами образования, и для их успешного внедрения школы должны быть оснащены достаточным количеством компьютеров, интерактивными досками и другими цифровыми ресурсами.

Следует помнить, что цифровые технологии имеют не только преимущества, но и определенные недостатки. Длительное использование компьютеров ведет к значительной зрительной нагрузке, снижению коммуникативных навыков (отсутствует связь «учитель-ученик»), начинаются проблемы с физическим развитием, а при оценивании деятельности учащегося, не учитываются их индивидуальные особенности: эмоциональное, физическое состояние и настроение.

 В заключении хочется отметить, что процесс цифровизации образования неизбежен, но следует тщательно изучить все положительные стороны и негативные последствия. Обучение должно быть развивающим, но в коррекционной школе весь урок не может быть цифровым. Ни одна технология, даже самая прогрессивная, не может заменить живое слово учителя. «…Учитель является носителем нравственных ценностей, смыслов, идеалов и его воздействие реализуется в личном контакте». [1]

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. В.Д.Шадриков Информационные технологии в образовании: плюсы и минусы. [Электронный ресурс] // Высшее образование в России №11, 2009 г , с .61 – 65 , URL: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-obrazovanii-plyusy-i-minusy/viewer
  2. Адреева Н.В.Шаг школы в смешанное обучение [Текст] / Н.В. Андреева, Л.В. Рождественская, Б.Б. Ярмахов. — М.: Буки Веди, 2016. — 280 с.
  3. АООП для обучающихся с умственной отсталостью (с интеллектуальными нарушениями)
  4. Барышкин А.Г., Резник Н.А. Основные параметры визуализации учебной информации // Компьютерные инструменты в образовании. СПб.: Изд-во ЦПО «Информатизация образования», 2005. №7. C. 38-44.
  5. Видеоматериалы и сетевые видеосервисы в работе учителя [Текст]: практ. пособие / Е.В. Бурдюкова, Я.С. Быховский, А.В. Коровко [и др.]; под ред. Я.С. Быховского. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008. — 90 с.

 

Akinshina Yu.I.

teacher-defectologist,

Kazan school No. 142 for children with disabilities

(Kazan, Russia)

 

Kirisova N.N.

teacher-defectologist,

Kazan school No. 142 for children with disabilities

(Kazan, Russia)

 

DIGITAL & COMMUNICATION TECHNOLOGIES

IN WORKING WITH CHILDREN WITH INTELLECTUAL DISABILITIES.

ADVANTAGES & DISADVANTAGES

 

Abstract: the article discusses the advantages and disadvantages of using digital and information and communication technologies in teaching children with disabilities (with intellectual disabilities). Digital technologies in education are a new way of organizing the educational environment using computers and interactive resources.

 

Keywords: children with intellectual disabilities, digital technologies, traditional education.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Акиншина Ю.И., Кирисова Н.Н. ЦИФРОВЫЕ И ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА. ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 143 - 147. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7654 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7654



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.