'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 1
  4. Научная статья № 37

Просмотры  35 просмотров

Дадаходжаева М.Р.

  


ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА *

  


Аннотация:
в статье рассматриваются актуальные проблемы обучения химии в системе профессионального образования на основании логико-сопоставительного анализа теории и практики образования, обсуждаются новые трактовки понятия «профессионально-ориентированное обучение». Исходя из анализа предлагаемых организационно-методических условий, определяются задачи создания методики профессионально-ориентированного обучения химии   

Ключевые слова:
профессиональное образование, профессионально-ориентированное обучение химии, методика обучения химии, инновационные тенденции   


УДК 37

Дадаходжаева М.Р.

ассистент кафедры «Медицинская и биологическая химия,

медицинская биология и общая генетика»

Ташкентский педиатрический медицинский институт

(г. Ташкент, Республика Узбекистан)

 

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ

В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА

 

Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы обучения химии в системе профессионального образования на основании логико-сопоставительного анализа теории и практики образования, обсуждаются новые трактовки понятия «профессионально-ориентированное обучение». Исходя из анализа предлагаемых организационно-методических условий, определяются задачи создания методики профессионально-ориентированного обучения химии.

 

Ключевые слова: профессиональное образование, профессионально-ориентированное обучение химии, методика обучения химии, инновационные тенденции.

 

Социально-экономические изменения конца ХХ века внесли существенные изменения в систему подготовки кадров по специальностям и во многих случаях, но не достигли нужного уровня. До 2017 года после окончания школы, лицея или профессионального колледжа современный подросток должен был осознанно выбрать следующий путь в сфере образования. Учащийся мог завершить свой образовательный путь, получить среднее образование, продолжить обучение в школе, лицее или профессиональном колледже.

По инициативе Президента Республики Узбекистан Ш. Мирзиёева к 2030 году предполагается увеличить объём образования более чем в 2 раза, примерно на 4-4,6 млн человек, за счет сокращения численности обучающихся в системе профессионального образования на 5-5,6 млн человек это составляет примерно от 13-22%. При этом будут внесены изменения в перечень специальностей и профессий, по которым осуществляется среднее профессиональное образование.

Достижение высокого качества профессионального образования необходимо для решения стратегических задач социально-экономического развития Республики Узбекистан, указанных в нормативных документах и концептуально-аналитических материалах. Качественное образование достигается на основе:

  1. развитие системы профессионального образования, подготовка квалифицированных рабочих, служащих и специалистов в соответствии с лучшими мировыми стандартами;
  2. модернизация образовательных программ, использование новых и передовых технологий для обеспечения гибкости и индивидуальности образовательного процесса.

Целью профессионального образования является достижение определенного уровня профессиональной подготовки обучающихся, характеризующего способность специалиста решать профессиональные задачи определенной сложности, отвечающую требованиям профессиональных стандартов. Достижение данного образовательного результата невозможно без опоры на знания, полученные в общеобразовательный период.

Принимая во внимание инновационные тенденции в сфере профессионального образования, эти тенденции описываются исследователями как основные направления развития, основанные на следующем:

  1. Движение системы образования от закрытого типа к открытому. Это движение характеризуется нелинейностью (опыт и знания возникают спонтанно, субъективно, непредсказуемо и не накапливаются последовательно), неполнотой и открытостью (информация полностью не доносится и учащиеся дополняют информацию своими повседневными знаниями и переживаниями), неустойчивостью (знания постоянно развиваются и изменяются, как и сам человек).
  2. Переход от предметно-онтологической модели построения содержания образования к гносеологической модели (ведущее место знания).
  3. Изменение роли преподавателя в образовательном процессе (учитель - конструктор, конструктор педагогических ситуаций и учебных задач).
  4. Повышение самостоятельности студента (самостоятельная постановка целей и задач, поиск образовательных ресурсов).
  5. Диверсификация содержания (предоставление обучающимся возможности построения индивидуальной образовательной траектории).
  6. Усиление роли метапредметных научных связей, в том числе связей между общеобразовательными и профессиональными науками.

Проблема методики преподавания предметов в системе профессионального образования практически исчезла из сферы интересов исследователей и преподавателей. Авторы, поставившие задачу актуализировать современную теорию и практику преподавания химии на этапе профессионального образования, провели логико-сопоставительный анализ публикаций в разрезе предметной методики и профессионального образования. Как показано, при реализации профессионально ориентированного подхода в системе профессионального образования происходят изменения в структуре образовательных программ и в методике преподавания предмета.

В последние годы проблема использования профессионально ориентированного образования не находит достаточного отражения в теории и методике химического образования. Профессиональное химическое образование представляет собой организационный процесс взаимодействия преподавателей и студента, который посредством формирования общеобразовательных и профессиональных химических знаний, и умений будет использоваться в дальнейшем, направленный на повышение качества профессиональной подготовки квалифицированных рабочих.

Стоит отметить, что большое значение имеет диссертационная работа А. М. Деркача по решению проблемы «формирования предметных компетенций в процессе подготовки кадров» в преподавании органической химии на уровне техникума пищевой промышленности. Автор доказал, что перенос знаний по «химии» в область будущей специализации является эффективным методом, учитывающим особенности учебно-профессиональной деятельности подростков, далее и студентов.

У большинства студентов ВУЗов процесс освоения предметов естественнонаучного цикла вызывает ряд трудностей и требует чрезмерных усилий и времени, поэтому содержание, методы и формы теоретического и практического обучения должны корректироваться с учетом этих факторов. В основе профессионального образования лежит проблемный метод, где проблема понимается как единица содержания образования, а проблемная задача, в свою очередь, является единицей образовательного процесса. Профессиональное образование решает задачи структурирования проблемы, разделения содержания проблемных микроситуаций и перевода его в сферу практического применения в профессиональной деятельности.

Одной из задач химии в профессионально-ориентированном образовании является установление методологических и содержательных связей между изучаемым предметом и предметами общепрофессионального цикла, их изучение и эффективное использование этих методов в будущей профессиональной деятельности.

Реализация данной концепции осуществляется за счет использования информационно-коммуникационных технологий в высокотехнологичной образовательной среде, обеспечивающей активную работу обучающихся с теоретической информацией, включающей в себя комплексы проектных заданий, средства пропедевтической подготовки обучающихся по определенному типу. Стремительное развитие ИКТ делает возможным использование формата дистанционного обучения, но организационно-методическое обеспечение такого обучения отстает по уровню совершенствования знаний и развития научных методов.

Показана возможность опираться на опыт преподавания химии в вузах при разработке концептуальных правил профессионально-ориентированного химического образования. В целях развития у учащихся интереса к химии, профессиям, профессионально важным знаниям, умениям и квалификации, опыту работы, личностным качествам и на их основе формировать устойчивые профессиональные намерения подразумевает максимальное использование возможностей социальной и производственной среды учебного заведения.

При рассмотрении подходов к понятию «профессионально ориентированное образование» понятие «организационно-методические методы профессионально ориентированного образования» анализировалось как генетически зависимое. Данные методы -это обстоятельства, связанные с чем-либо, и эти обстоятельства, с одной стороны, носят объективный характер по отношению к субъекту деятельности. Ведущие педагоги выделяют и обосновывают педагогические методы эффективности профильного обучения химии как этапа непрерывного химического образования, что означает процесс роста образовательного потенциала человека на протяжении всей жизни. Этот рост осуществляется в соответствии с системой государственных и общественных институтов и потребностями личности и общества.

Возникает вопрос, что это за методы? Во-первых, это организация специального образования, обеспечивающая постепенную непрерывность профессионального образования в школе. Сущность условия состоит в дифференциации и объединении содержания учебной деятельности студентов в процессе изучения химии, при котором дифференциация содержания соответствующих образовательных программ, вариативность учебных результатов и расширение практического направление, интеграция - это обязательное наличие основного компонента.

Во-вторых, реализация субъект-предметных отношений в процессе изучения химии в личностно-ориентированном ключе, что помогает подготовить учащихся к выбору следующего жизненного пути. Сегодняшние учащиеся лицеев и студенты профессиональных колледжей не только затрудняются сделать такой выбор, но и часто не имеют представления о своей будущей профессии, не понимают значения знаний по химической тематике для профессионального саморазвития, как следствие, не имеют необходимых трудовых навыков.

В-третьих, необходимо обучать выпускников школ приемам и методам адаптации к новым условиям учреждений среднего профессионального образования, высшего учебного заведения. Суть условия заключается в использовании методов и приемов, характерных для профессиональной деятельности, при изучении общеобразовательных и общепрофессиональных наук.

Примером можем взять профессиональных колледжах художественного профиля. На сегодняшний день в профессиональных колледжах художественного профиля можно получить следующие профессии группы «Изобразительное и прикладное искусство»: изготовление художественных изделий из дерева, гравер, моделист-конструктор архитектурных деталей, реставратор, дизайнер, исполнитель художественного оформления, мастер живописи, скульптуры, ювелирного дела, народного декоративно-прикладного искусства, мастер садово-паркового строительства и др.

Химия играет важную роль в подготовке высококвалифицированных специалистов по перечисленным направлениям в колледжах художественных профессий. Например, для профессии «Гончар» важно знать состав глины, ее устойчивость к внешним воздействиям, а для профессии «садовник» - состав растворов для опрыскивания растений, их влияние на почву, воду, живые организмы. В современном мире в связи с бурным развитием технологий материалы, используемые для восстановления, меняются: сегодня можно создавать материалы, которые ранее не использовались, но обладали определенными свойствами, и это актуальная задача химической науки.

Анализируя рабочие программы химии в различных учебных заведениях, было установлено, что программы построены следующим образом: в первой половине курса органическая химия базируется на школьной программе 10-го класса, во второй половине курса - повторение основных вопросов общей и неорганической химии, пройденных в 8-9 классах, осуществляется на основе школьной программы 11 класса. В школе учащиеся обычно начинают знакомиться с химией с 8-го класса. В то же время большинство студентов, поступающих в колледжи или техникумы, имеют очень слабые знания по химии. Наблюдения, сделанные в формате разбора итогов государственных экзаменов, показывают, что наибольшую сложность представляют химические превращения и задачи расчета, степени окисления элементов, определения валентности, формулы и классификации неорганических соединений, проблемы, связанные с реакциями между неорганическими соединениями. Показывает, что вопросы, связанные со свойствами классов соединений. При таком уровне знаний большинство учащихся испытывают большие трудности даже на начальном этапе изучения органической химии. Особенно это проявляется в темах, требующих знания общей и неорганической химии.

Одним из путей решения этой проблемы является выделение большего количества часов на самостоятельную работу студентов вне аудитории, в первую очередь на дистанционное обучение, имеющее ряд преимуществ. Дистанционная форма обучения способствует повышению уровня образованности общества, удовлетворению потребности в образовательных услугах вне зависимости от места проживания обучающихся, облегчает доступ в мировое информационное пространство.

Ведущие специалисты предлагают использовать основные методические условия проектирования образовательных курсов в контексте совмещения образовательных и профессиональных стандартов, основными из которых являются:

Использование модуля профессионального образования по химии: студент самостоятельно работает с предложенной индивидуальной программой обучения. В этой ситуации помогает принцип целостности (или упорядоченности). Задания для самостоятельной работы могут быть построены таким образом, чтобы у учащихся не только развивался интерес к химии, но знания, полученные при выполнении таких заданий, надолго оставались в их памяти.

Учет профессиональной направленности химического образования формирует профессиональную направленность личности. Опыт показывает, что профессиональное направление химического образования в колледжах практически не реализуется, в связи с чем необходима корректировка программ подготовки средних специалистов и рабочих программ предметов, в том числе химии.

Моделирование профессиональной деятельности в образовательном процессе. Инновационные тенденции должны использоваться как в профессиональном колледже, так и в ВУЗах страны, в том числе в области химии, потому что оно помогает подготовить студентов к более целенаправленной деятельности во время практики.

Использование оптимального баланса между теоретической и практической подготовкой (по стандарту 60% времени отводится на теоретическую подготовку, 40% на практическую подготовку). Стандарт определяет алгоритм педагогического проектирования.

Таким образом, в теоретической части исследования было определено следующее:

- недостаточное учебно-методическое обеспечение химии в системе профессионального образования (учебные пособия и образовательные программы, комплекс учебно-методических материалов, обеспечивающих достижение запланированных результатов усвоения);

- отставание от требований рынка труда программ профессионального образования из-за стремительного развития технологий и цифровизации экономики;

- Неадекватность знаний и умений, полученных по химии в 80-х и 90-х годах ХХ века, современной системе начального и среднего профессионального образования.

Эти факты ставят перед преподавателями и исследователями сложную задачу по разработке и внедрению новых методологий ориентированного на карьеру химического образования в учебных заведениях страны.

Необходимо разработать теоретико-методологическую модель существующих инновационных тенденций химического образования в логике системно-деятельностного подхода и с использованием модульно-блочной структуры содержания образования. В частности, необходимо конструировать содержание такого образования с точки зрения комплексно-модульного подхода, готовить к практическим занятиям, контрольно-проверочной работе, проектные работы, темы для самообразования, что позволит связать академические знания по химии и практические навыки с трудовыми функциями будущей профессии. Необходимо разработать методические рекомендации, комплекс контрольно-оценочных средств, определить и создать организационно-технические условия обучения химии в высокотехнологичной образовательной среде лицея, колледжа, и ВУЗа в том числе выполнение самостоятельной работы.

В условиях повышения требований к качеству профессионального образования, являющегося залогом стабильного развития экономики страны, создание описанных организационно-методических условий для преподавания профильной химии в профессиональном образовании система необходима для необходимых изменений в подготовке кадров, целесообразности, направленности образовательного процесса в организациях профессионального образования на удовлетворение текущих и перспективных потребностей личности, особое внимание следует уделять взаимодействию общества и государства.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРА:

 

  1. Указ № ПФ-5349 Президента Республики Узбекистан от 19 февраля 2018 года «О мерах по дальнейшему совершенствованию в сфере информационных технологий и связи».
  2. Указ Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № ПФ-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года». Национальная база данных юридических документов. № 19.06.5712/3034 от 29.04.2019.
  3. Абдукадыров А.А., Пардаев А.Х. «Теория и практика дистанционного образования» – Ташкент: Фан, 2009. – с. 145.
  4. Абдуллаева Н. Различные формы и методы использования передовых педагогических технологий в обучении химии- Ургенч, 2011.
  5. Анварова Н.А. Методика преподавания химии в профессиональных колледжах на основе компьютерных технологий. Дис. ...пед.фан.ном.- Ташкент: Институт повышения квалификации и переподготовки кадров системы среднего специального, профессионального образования, 2007. - с. 155.
  6. Азизходжаева Н. Н. Педагогические технологии и педагогическое мастерство. — Ташкент: ТДПУ, 2003.
  7. Бельницкая Е. А. Организационно-педагогические условия профориентации учащихся на химические профессии в процессе обучения химии // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы: материалы Х Международной науч.-практ. конф. М.: Изд-во РУДН, 2017. С. 175-178.
  8. Блажко А. В., Блажко О. А. Методика профессионально ориентированного обучения химии учащихся профессионально-технических учебных учреждений кулинарного профиля // Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сб. науч. статей. Витебск: ВГУ имени П. М. Машерова, 2018. С. 18-20.
  9. Гильманшина С. И., Халикова Ф. Д. Педагогические условия профильного обучения в условиях непрерывного химического образования // Фундаментальные исследования. 2014. № 1. С. 115-118.
  10. Деркач А. М. Кейс-метод в обучении органической химии при подготовке технологов пищевой промышленности в системе среднего профессионального образования: автореф. дисс. канд. пед. наук. СПб., 2012. 26 с.
  11. Зайцева О. В. Непрерывное образование: основные понятия и определения // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2009. № 7 (85). С. 106-109.
  12. Камалеева А. Р., Ноздрин Н. А. Методические условия проектирования учебных курсов колледжей технического профиля на основе модульности в условиях интеграции образовательных и профессиональных стандартов // Бизнес. Образование. Право. 2019. № 1 (46). С. 401-406.

 

Dadakhodzhayeva M.R.

Tashkent Pediatric Medical Institute

(Tashkent, Republic of Uzbekistan)

 

INNOVATIVE TRENDS IN FIELD OF PROFESSIONAL TRAINING

IN CHEMISTRY IN EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF UZBEKISTAN

 

Abstract: the article discusses the current problems of teaching chemistry in the system of vocational education on the basis of a logical and comparative analysis of the theory and practice of education, discusses new interpretations of the concept of "professionally-oriented training". Based on the analysis of the proposed organizational and methodological conditions, the tasks of creating a methodology for professionally-oriented chemistry teaching are determined.

 

Keywords: professional education, professionally-oriented chemistry teaching, chemistry teaching methods, innovative trends.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Дадаходжаева М.Р. ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ХИМИИ В УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ УЗБЕКИСТАНА // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 152 - 162. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7656 (дата обращения: 29.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7656



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.