'
Научный журнал «Вестник науки»

Режим работы с 09:00 по 23:00

zhurnal@vestnik-nauki.com

Информационное письмо

  1. Главная
  2. Архив
  3. Вестник науки №4 (61) том 1
  4. Научная статья № 38

Просмотры  54 просмотров

Дорохова С.А.

  


ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ *

  


Аннотация:
в данной статье определена значимость взаимодействия социального педагога с семьями обучающихся в учреждениях дополнительного образования   

Ключевые слова:
социальный педагог, взаимодействие, совместная деятельность, творчество, партнерство   


УДК 37.013.42

Дорохова С.А.

студентка магистратуры

Северо-Восточный государственный университет

(Россия, г. Магадан)

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА

С СЕМЬЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Аннотация: в данной статье определена значимость взаимодействия социального педагога с семьями обучающихся в учреждениях дополнительного образования.

 

Ключевые слова: социальный педагог, взаимодействие, совместная деятельность, творчество, партнерство.

 

Социальный педагог - специалист, организующий воспитательную работу с детьми, молодежью и взрослыми в различных социокультурных средах (семья, дополнительное образование и т.д.). Он изучает психолого-педагогические особенности личности и окружающей ее микросреды, выявляет интересы и потребности, отклонения в поведении, конфликтные ситуации и оказывает своевременную социальную помощь и поддержку; способствует реализации прав и свобод детей, обеспечению охраны их жизни и здоровья.

В штате учреждений дополнительного образования детей социальный педагог является ведущим специалистов и посредником между ребенком и семьей. Социальный педагог ведет социально-педагогическую деятельность учреждения.

Объектом деятельности социального педагога может быть: ребенок, семья, группа, отдельный человек, организация.

Можно выделить следующие основные направления социально-педагогической работы в учреждении дополнительного образования:

- помощь семье в проблемах, связанных с учебой, воспитанием, присмотром за ребенком;

- помощь ребенку в устранении причин, негативно влияющих на его развитие;

- разработка социально-педагогических программ, направленных на поддержку особых категорий детей: одаренных детей или детей с ограниченными возможностями здоровья;

- диагностирование и разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка на ранних стадиях его развития с целью предотвращения серьезных последствий;

- индивидуальные и групповые консультации детей, родителей, педагогов, администрации по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье и т.п.;

- выявление запросов, потребностей детей и разработка мер помощи конкретным обучающимся с привлечением иных специалистов;

- помощь педагогам в разрешении конфликтов с детьми, в выявлении проблем в учебно-воспитательной работе, в определении мер их преодоления;

- проектирование, разработка планов и программ по различным направлениям социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования детей (оздоровление, коммуникации, реабилитация, адаптация детей и др.);

- пропаганда и разъяснение прав детей, семьи, педагогов [20, с. 33].

Родители и их дети приходят в учреждение дополнительного образования и включаются в деятельность добровольно в соответствии с интересами, склонностями, ценностями детей. В этом контексте семья по отношению к учреждению дополнительного образования выступает уже не только как потребитель и социальный заказчик, но и в роли партнера.

Являясь посредником в системе взаимодействия личности, семьи, общества, социальный педагог влияет на создание воспитывающих, гуманных отношений в социуме, сфере семьи, семейно-соседском окружении, по месту жительства. Деятельность социального педагога позволяет своевременно диагностировать, выявлять и педагогически целесообразно влиять на характер отношений между детьми, развивать полезные инициативы, творчество, различные виды самопомощи, формировать ценностные ориентации личности

Тесная работа, плотное взаимодействие с семьей - одно из важных направлений работы социального педагога в сфере дополнительного образования. Вовлечение родителей в образовательное пространство учреждения, выстраивание партнерских взаимоотношений в воспитании подрастающего поколения позволяют сделать образовательный процесс интересным, результативным и насыщенным приятными событиями. Одна из главных задач социального педагога - способствовать единению, сплочению семьи, становлению прочих взаимоотношений родителей и детей, созданию комфортных условий для ребёнка в семье, благоприятного микроклимата, формированию навыков их совместной деятельности, времяпрепровождения и общения.

Взаимодействие дополнительного образования и семьи имеет свою специфику и отличается от взаимодействия с родителями в школе. Отношения между обучающимися, родителями и педагогами в дополнительном образовании построены на основе свободы выбора. Но, как правило, большинство родителей не видит необходимости систематически общаться с преподавателями дополнительного образования, вследствие чего обнаруживается проблема неэффективного взаимодействия с семьей ребенка. Отношение родителей к занятиям ребенка в системе дополнительного образования нередко носит парадоксальный характер:

  • с одной стороны, родители заинтересованы в том, чтобы ребенок занимался «полезным делом»;
  • с другой стороны, значительная часть родителей проявляет крайне «потребительское отношение» к занятиям и педагогу. Сложным является и понимание родителями содержания деятельности детского объединения, его значения в развитии ребенка – к занятиям относятся как чему-то несерьезному, либо сразу рассматривают их как начальную профессиональную подготовку.

Главной заботой социального педагога, воспитывающего доверительные отношения у своих воспитанников должна быть благожелательная среда обучения, которая формируется благодаря его умению закреплять у обучающегося достигнутое и настраивать его на позитивное отношение к новым достижениям. Наиболее эффективным средством создания подобного рода положительной атмосферы в объединении является поощрение, подкрепление действий воспитанника, создаваемое ситуацией сотрудничества в процессе обучения, идущее и непосредственно от социального педагога, и от правильной организации занятий (помещения, оформления, оптимального расписания для занятий, отдыха), позволяющих успешно взаимодействовать с социальным педагогом, справляться с обучением, и преуспевать в нем. Дополнительное образование позволяет социальному педагогу быть руководителем студий, кружков, секций, что помогает ему изучить индивидуальные особенности и потенциальные возможности детей.

Основная цель работы с родителями обучающихся заключается в создании психолого-педагогических условий для взаимодействия детей и родителей, укрепление партнерских отношений педагогов, родителей, детей, в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной воспитательной среды. Вместо обособленности и формальной связи с родителями, педагоги дополнительного образования и социальные педагоги должны стремиться к социальному партнерству с семьей, с родителями, включая их в образовательный процесс.

Формирование сотрудничества детей, родителей и педагогов зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимоотношение взрослых в этом процессе. Результат воспитания может быть успешным только при условии совместной, работы педагогов и родителей, так как они воспитывают одних и тех же детей. В основе этого союза положено единство стремлений, взглядов на воспитательно-образовательный процесс, пути достижения намеченных результатов.

Взаимосвязь с родителями включает в себя комплекс мер – разнообразные формы психологического просвещения, профилактики, консультирования, обучения, которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

  1. Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.
  2. Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.
  3. Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.
  4. Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Система дополнительного образования детей является одной из составляющих сферы образования, что определяет необходимость педагогов дополнительного образования не только учитывать в своей профессиональной деятельности влияние всех факторов, определяющих становление личности, но и по возможности создавать условия для их содержательного взаимодействия.

Для привлечения родителей к совместной деятельности с их детьми , для того чтобы дать возможность родителям увидеть своего ребенка в новой деятельности, для возможности проведения совместного времени родителей с детьми в дополнительном образовании активно используются следующие формы работы с семьей:

  1. Групповые формы:

- Дни открытых дверей.

- Конференция.

- Родительское собрание.

- Творческие мастерские.

- Общественные формы работы (например, субботники).

- Совместная игровая деятельность.

  1. Индивидуальные формы:

- Анкетирование, диагностика.

 - Индивидуальная консультация (беседа).

- Просветительская работа.

Организация семейных праздников - одна из действенных форм сотрудничества детей, педагогов и родителей, направленная на решение следующих задач: преодоление препятствий в общении взрослых и детей; развитие у воспитывающих взрослых способности понимать эмоциональные состояния и чувства детей; приобретение родителями опыта проведения семейных праздников. Самая эффективная форма взаимодействия всех членов воспитательного процесса, по мнению многих педагогов, это мастер-класс. Он основан на совместном сотрудничестве педагогов и родителей, сотворчестве детей и родителей. Данная форма предполагает, что дети, родители, педагоги – члены одного коллектива. Их объединяют общие заботы, проблемы, результат решения которых существенным образом зависит от характера их взаимодействия. Главными помощниками, опорой и поддержкой в любой, даже самой трудной ситуации, для каждого ребенка являются любимые и самые близкие люди – это родители.

Работа с родителями включает в себя комплекс мер – различные формы психологического просвещения, обучения, консультирования, профилактики, которые помогают взрослым осознать свою роль в развитии семейных связей, лучше заботиться о благополучии ребенка, развивать его в интеллектуальном, социальном, чувственном, этическом, эстетическом плане.

Задачи сотрудничества с родителями:

- Установить партнерские отношения с семьей каждого обучающегося.

- Объединить усилия для полноценного развития и воспитания.

- Создать атмосферу общности интересов, эмоциональной поддержки.

- Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.

Таким образом, для успешного взаимодействия специалистов учреждений дополнительного образования и семьи воспитанника необходимо: постоянное обновление содержания, форм, методов работы с родителями; формирование у родителей интереса к процессу самообразования в области психолого-педагогических знаний; расширение сферы совместной деятельности, общения педагогов и родителей с детьми.

Для социального педагога в дополнительном образовании важным аспектом является установление партнерских отношений с родителями (законными представителями), создание атмосферы поддержки и общности интересов, взаимопонимания, сотрудничества и взаимодействия.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

 

  1. Беляева М.А. Клуб как организационная форма социокультурной деятельности с семьями детей инвалидов [Текст] / М.А. Беляева, О.Ю. Буторина // Пед. образование в России. - 2010. - № 1. - С. 39-46.
  2. Болотова М.И. Семья и учреждение дополнительного образования детей: грани сотрудничества [Электронный ресурс] / Болотова М.И. // ЗПУ. 2008. №2. Режим доступа URL: http://cyberleninka.ru/article/n/semya-i-uchrezhdenie-dopolnitelnogo-obrazovaniya-detey-grani-sotrudnichestva
  3. Бочарова Н.И. Оздоровительный семейный досуг с детьми дошкольного возраста [Текст] / Н.И. Бочарова. - М. : АРКТИ, 2003. - 94 с.
  4. Дополнительное образование и воспитательная деятельность [электронный ресурс]: портал органов власти Калужской области, - Калуга, 2013. - режим доступа http://www.admoblkaluga.ru/sub/education/obraz/dop/
  5. Дополнительное образование детей. Сб. нормативных документов 1991-1993 гг. Ч. 1. М., 1995.
  6. Журкина, А.Я. Взаимодействие социальных партнёров с целью достижения успеха дополнительного образования детей [Текст] / А.Я. Журкина // Профессиональные достижения педагогов - ресурс повышения качества образования. (Творческая мастерская работников системы дополнительного образования детей. Выпуск 2). Сборник статей. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ФГБОУ ВПО «ИвГУ», 2013.- С.10-19.
  7. Золотарева, А.В. Особенности организации воспитательного процесса в учреждении дополнительного образования // Л.В. Байбородова, М.И. Рожков. Воспитание учащихся: теория и практика: Учебное пособие. Ярославль: изд-во ЯГПУ, 2002. С. 240-246.
  8. Шульга, И.И. Педагогическая анимация - новая профессия организатора досуга / И.И. Шульга // Вестник СГУТиКД. - 2011. - № 3 (17). - С. 145- 149.

 

Dorokhova S.A.

North-Eastern State University

(Magadan, Russia)

 

INTERACTION OF SOCIAL PEDAGOGUE WITH FAMILY

IN INSTITUTION OF ADDITIONAL EDUCATION

 

Abstract: this article defines the importance of the interaction of a social pedagogue with the families of students in institutions of additional education.

 

Keywords: social pedagogue, interaction, joint activity, creativity, partnership.

  


Полная версия статьи PDF

Номер журнала Вестник науки №4 (61) том 1

  


Ссылка для цитирования:

Дорохова С.А. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СОЦИАЛЬНОГО ПЕДАГОГА С СЕМЬЕЙ В УЧРЕЖДЕНИИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ // Вестник науки №4 (61) том 1. С. 163 - 170. 2023 г. ISSN 2712-8849 // Электронный ресурс: https://www.вестник-науки.рф/article/7657 (дата обращения: 28.03.2024 г.)


Альтернативная ссылка латинскими символами: vestnik-nauki.com/article/7657



Нашли грубую ошибку (плагиат, фальсифицированные данные или иные нарушения научно-издательской этики) ?
- напишите письмо в редакцию журнала: zhurnal@vestnik-nauki.com


Вестник науки СМИ ЭЛ № ФС 77 - 84401 © 2023.    16+




* В выпусках журнала могут упоминаться организации (Meta, Facebook, Instagram) в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года № 114-ФЗ 'О противодействии экстремистской деятельности' (далее - Федеральный закон 'О противодействии экстремистской деятельности'), или об организации, включенной в опубликованный единый федеральный список организаций, в том числе иностранных и международных организаций, признанных в соответствии с законодательством Российской Федерации террористическими, без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена.